Технологическая карта урока педагогики Тема: «Правда и ложь», 1 класс
план-конспект занятия (1 класс)

Горбунова Ольга Владимировна

Цели деятельности учителя:выявление представления учащихся о том, что такое «правда» и «ложь; убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за честные поступки, достоин уважения.

Планируемые результаты:

Личностные:принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация; формирование духовно-нравственных представлений о человеческой доброте.

Предметные: развитие умений формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, выявлять существенное; осознавать познавательную задачу.

Тип урока:открытие нового знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_pedagogiki.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.02.2018                                                                                                                                               ФИО учителя: Никитина О.А.

Школа:№95                                                                                                                                                      ФИ студента: Горбунова Ольга

Класс:2                                                                                                                                                              ФИО методиста: Посадских Л.С.

Кабинет:215

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПЕДАГОГИКИ

Тема: «Правда и ложь»

Цели деятельности учителя:выявление представления учащихся о том, что такое «правда» и «ложь; убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за честные поступки, достоин уважения.

Планируемые результаты:

Личностные:принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация; формирование духовно-нравственных представлений о человеческой доброте.

Предметные: развитие умений формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, выявлять существенное; осознавать познавательную задачу.

Тип урока:открытие нового знания.

Оборудование:Проектор, презентация, учебные карточки, смайлики, коробочка.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

30 сек.

Добрый день дорогие ребята! Меня зовут Ольга Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок педагогики. Садитесь.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок Приветствуют, организуют рабочее место, настраиваются на урок

Л: Нравственно-эстетическая ориентация

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словес.: слово учителя.

Нагляд.: учебный фильм

4 мин.

Ребята, давайте посмотрим с вами мультик, приготовьтесь отвечать на вопросы после  просмотра.

Принимают установку учителя

Смотрят мультфильм

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей;

Л.: смыслообразование

Словес.: беседа

2 мин.

-Что делали Вупсень и Пупсень?

- Как именно обманули?

-Что случилось в конечном итоге?

-Какой конец у этого мультика?

-Ребята, какой вывод мы сделаем?

-Какие опорные слова вы услышали?

-Можем ли мы в жизни наблюдать правдивые и лживые поступки?

-Знаете ли вы басни или рассказы про лживые и правдивые поступки?

Отвечают на вопросы:

-они обманывали своих друзей.

-сначала они обманули, что начался пожар, а во второй раз, тонул Вупсень.

-Вупсень упал с обрыва, и друзья не поверили.

-конец у сказки хороший,т.к. Вупсень и Пупсень осознали, что не нужно обманывать.

-нельзя обманывать своих близких,т.к. в следующий раз они могут не поверить.

- «Обманщики».

- да.

-Виктор Драгунский«Тайна всегда становится явным».Михаил Зощенко «Не надо врать».

Л.: смыслообразование

К.: формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний

III. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

Нагляд.: учебная презентация

2 мин.

-Исходя из того, что мы посмотрели, какие опорные слова выделили, давайте сформулируем тема нашего урока?

-Давайте попробуем поставить цели. Для того чтобы их узнать- ответим на вопросы.

- Что  должны узнать?

-Чему должны научиться?

-Над чем необходимо работать?

-Мы поговорим о правде и лжи, научимся отличать одно от другого.

Принимают установку учителя.

Отвечают на вопросы.

-«Правда и ложь»

-Что такое правда , и что такое ложь.

-Различать, лживые поступки от правдивых.

- Доверять своим друзьям,близким, и не обманывать.

Л.: смыслообразование

П.: постановление и решение проблемы.

Р: принятие, сохранение цели и следование им в учебной деятельности

IV. Открытие нового знания

Словес.: беседа

Нагляд.:

презентация

фронтальный опрос

5 мин.

-Вы задавали себе вопрос: что такое правда?

-Как вы понимаете, что такое правда?Давайте обратимся к словарю

-Давайте порассуждаем, что такое ложь? Давайте посмотрим в словарь.

- На слайде слова. Прочитайте. ( враньё, истина, выдумка честность, неправда, обман, фантазия).

- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?

- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?

- Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»?

- Приведите пример правдивого поступка?

-Лживого?

Ребята, а теперь поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе. Рассмотрим и проанализируем ситуацию. Задание: Ответить на вопрос: Что лучше: жить с правдой в сердце или с ложью и обманом? Ситуация: Саша получил на уроке английского языка двойку. Он знал, что дома его ждет тяжело больная мама, она не будет ругать его, но очень огорчится. Он долго думал как уйти от ответа, скрыть эту плохую отметку, решил вырвать страницу из дневника, и сделать вид, что все хорошо. Мама попросила дневник, полистала его, все поняла и очень грустно сказала сыну: " Видимо, ты не успел подготовить урок, так как долго простоял в очереди, когда покупал мне в аптеке лекарство? - Прости меня .сынок!" Саша опустил голову, и тихо сказал: "Прости, мамочка. Я вчера очень долго смотрел телевизор!" – Как вы оцените поступок мальчика? Ребята, как бы вы поступили в данной ситуации?

– Почему он решил солгать маме?

- Давайте подумаем, что произошло дальше?

– Какой урок получил мальчик?

 Как лучше жить: с правдой в сердце или с ложью и обманом?

Вывод: На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?

Отвечают на вопросы.

-Да.

-правда – это то что соответствует действительности по сл. Ожегова)

-Ложь- это неправда, обман, намеренное искажение действительности сл. Ожегова

Читают слова.

Отвечают на вопросы.

-истина,честность.

-враньё,выдумка,неправда,обман.

-Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта

-Правдивый(«Я получил двойку и рассказал маме.»)

-Лживый(«Я разбил вазу и сказал маме, что вазу разбил мой кот»)

- не перебивать друг друга, когда говорит один, другие слушают, не выкрикивать.

- с правдой в сердце, ведь какая бы не была правда человек должен ее знать и его не надо обманывать

- мальчик, поступил не правильно, плохо, он обманул маму

-я бы сказал правду

-Он солгал маме, потому что не хотел ее расстраивать

- Мальчик больше не обманывал маму

-мальчику было стыдно за свой поступок

-С правдой, потому что, тайное – рано или поздно всегда становится явной

Л.: смыслообразование

П.: извлечение информации.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: формулирование ответов и выводов

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

1 мин

Физ. минутка Танец «Что манит птичку».

Выполняют физические действия. Слушают учителя. Проявляют внимание самоконтроль, (точно выполняют действия).

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словес.: беседа, слово учителя

Практ.: групповая работа

8 мин.

Групповая работа

Ребята, в нашем языке есть много пословиц, давайте, вспомним или узнаем новые пословицы и узнаем их значение.  Давайте вспомним правила работы в группе. У вас на столе лежат карточки с пословицами. Обсудите их в группе. Давайте разберем их значение.

1.«Правда, светлее солнца»

2. «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

3. «Один раз солгал – другой раз не поверят».

5. « Ржа ( ржавчина) ест железо, а ложь - душу»

6. « Маленькая ложь за собою большую ведет»

- Ребята выйдете по одному человеку от группы к доске. Выразительно прочитайте пословицу и объясните ее значение.

Молодцы, садитесь.

Ребята, давайте подумаем, какими качествами обладает лживый, а какими правдивый человек? (слайд)

 - как вы думаете, человек не боится говорить правду? Значит каким он должен быть?

 -А должен он быть уверен в себе, что он справится? Какое это качество?

 - а лживый человек какой?

- Ребята, какие качества вам нравятся больше? Каким человеком вы хотите быть?

Делятся на группы, вспоминают правила работы в группах. Высказывают и объясняют свое мнение. Анализируют пословицы.

-Солнце мы видим глазами, а наша душа чувствует правду и радуется ей.

-Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.

-Это как в мультике

Если все будут друг другу врать, то в мире все запутается. Если человек постоянно лжет, то запутывается во лжи, ему перестают доверять.

-когда человеку постоянно врут, он перестает верить и доверять людям. Становится замкнутым.

-если обманул, один раз то потом чтобы это не вскрылось, приходится, врать еще и еще. И человек запутывается в том, что и когда он сказал.

Отвечают на поставленные вопросы

- правдивый – честность, лживый – лживость

- боится, смелым

-уверенность

-трусливый, лживый

-смелость, уверенность

-смелым, честным

Л.: смыслообразование

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесн.:чтение басни

3 мин.

Сейчас я зачитаю вам басню Л. Н. Толстого "Лгун" ваша задача прослушать ее внимательно и ответить на вопросы после.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: - Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: - Сюда, сюда скорее, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
- Почему не прибежали на помощь люди?

Какая пословица раскрывает смысл басни Л. Н. Толстого"Лгун"?

- А вы попадали в подобные ситуации?

Как вы чувствовали себя, когда на вашу просьбу никто не реагировал?

Психологически готовятся к восприятию текста, смотрят на презентацию

Отвечают на вопросы:

- Они не поверили мальчику, они подумали, что он опять их обманул

«Один раз солгал – другой раз не поверят».

- да или нет

-Было обидно, что никто не хочет помочь, но при этом я понимал, что виноват сам

Л.: смыслообразование

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Словес.: беседа

2 мин.

-Поработаем в паре задание: каждому ряду соответствует 1 ситуация, ваша задача обсудить в паре с соседом свои действия.

 - А теперь давайте узнаем, как бы вы поступили если: слайд

- получили двойку;

-опоздали на урок;

-не успели убраться дома до прихода с работы мамы.

- Молодцы! Я надеюсь, что впредь вы будете говорить правду, не боясь, а ложь будете обходить стороной.

Отвечают на вопросы

-постарался её исправить

-извинился, объяснил причину опоздания

-рассказать маме, почему

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Словесн.: чтение рассказа

Словесн.:ответы на вопросы

6 мин.

Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «Что легче?» А вы подумаете, какая же пословиц больше всего подходит к ситуации.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: - Попадёт нам дома! Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий .- Правду всегда легче сказать, потому чтоона правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, - в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.

- О чем этот рассказ?

 - Чего боятся мальчики?

-Как поступили мальчики?

 - Почему первые два мальчика соврали и чем все это закончилось?

- Как поступил третий мальчик? Правильно ли он сделал?

- Как бы вы поступили на его месте? Почему? Какая пословица раскрывает смысл рассказа? Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение.

Слушают рассказ, анализируют, вспоминают и подбирают подходящую пословицу

Отвечают на вопросы.

-о том, как три мальчика немного провинились, и думали, что же рассказать

-они боятся, что на них будут ругаться

-двое соврали, а третий рассказал правду

-потому что они боялись, что на них наругаются, и из-за лжи на них наругались ещё больше

-он рассказал правду, да, правильно, потому что врать – это плохо, и лучше говорить правду

-рассказал бы правду

-  «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

Л: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Практ.:упражнение

Словесн.:слово учителя.

2 мин.

Сейчас мы с вами попробуем составить правила честного поведения в подгруппах. Слайд

Сделай, что думаешь, объясни почему, не обещай, признайся. -(первая половина фразы на слайде, остальное дополняют дети)

1) Сказал –

2) Не уверен –

3) Ошибся –

4) Говори только то,

5) Не можешь сказать правду –

 - Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен. Приведите свои примеры на данные правила.

Составляют и анализируют правила

1)сделай

2)не обещай

3)признайся

4)что думаешь

5)объясни почему

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: извлечение информации. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К.: формулирование ответов и выводов

VII. Включение в систему знаний

Словес.: слово учителя, беседа

Нагляд.: учебная презентация

3 мин.

Сейчас я познакомлю вас с рассказом «Косточка». Его написал Лев Николаевич Толстой. Его портрет вы видите на экране. Вы знаете произведения этого человека? Он написал очень много рассказов для детей .и создал школу для крестьянских детей.

- Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Психологически готовятся к восприятию текста, смотрят на презентацию

Л.: смыслообразование

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

П.: извлечение информации. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Словесн.:беседа

1 мин.

Ребята, о чем был это рассказ?

Как вы оцените поступок Вани?

В чем проявляется ложь Ваниного поступка?

Получил-ли Ваня пользу от того, что соврал?

Что почувствовал Ваня в конце рассказа?

Какое правило подходит для этого поступка?

Почему?

Осмысленно отвечают на вопросы.

-о том, как купили сливы и Ваня без спроса съел одну из них

-плохо, ведь не надо было есть сливы без спроса

-в том, что Ваня не признался, что именно он съел сливу и обманул родных

- нет

- почувствовал стыд, за то что соврал

-Ошибся – признайся

Нужно уметь признавать свои ошибки

Л.: смыслообразование

П.: извлечение информации. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К.: формулирование ответов и выводов

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: слово учителя, беседа

Нагляд.: учебная презентация

1 мин.

Наш урок близится к концу.

Ребята, какая тема была у нас сегодня на уроке?

Какие цели мы поставили на урок?

Достигли мы их?

Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной. Лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Отвечают на вопросы.

- «Правда и ложь»

- узнать что такое, правда, ложь; научиться различать правдивые поступки от лживых

- достигли

Р: осуществление итогового контроля по результату.

Л: самооценивание на основе критерия успешности учебной деятельности.

Словес.: слово учителя

2 мин.

А сейчас я раздам  вам веселые и грустные смайлики, которыми вы обозначите своё настроение на уроке. Перед вами коробочка настроения. Ваша задача положить веселый смайлик в коробочку, если вам было интересно, понятно и вы узнали много нового или положить грустный смайлик, если вам было на уроке сложно и не интересно.

Спасибо за урок, ребята!

Выполняют задание учителя

Р: анализирование собственной работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков к теме "Части речи". 4 класс

В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...

Технологическая карта урока по теме: "Мои друзья" 3 класс УМК М. З. Биболетовой

Конспект урока составлен в соответствии новых требований согласно ФГОС.  Содержит занимательные анимационные трюки, элементы проектной технологии....

Технологическая карта урока педагогики: Тема урока: "Деловая игра «Зачем нужны деньги?»", 1 класс.

Тип урока: общеметодологическийЦель урока: обобщение знаний обучающихся о выгодах обмена, неудобствах бартера и причинах появления денег...

Технологическая карта урока педагогики «Мир современных профессий» (3 класс)

Цель урока:формирование представлений у обучающихся о профессиях будущего и профессиях современности.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить с ролью профессии человека в современном мире;2) формиров...

Технологическая карта урока педагогики "Мир современных профессий" (3 класс)

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания.ЦЕЛЬ УРОКА: формирование у обучающихся познавательного интереса к разным видам профессий.ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием &laq...

Урок окружающего мира. Технологическая карта урока по теме "Про кошек" 2 класс

Технологическая карта составлена по учебнику 2 класса (автор Плешаков А.А. "Школа России"). Задания направлены на развитие читательской грамотности, коммуникативных умений....