Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа (4 класс)

Русанова Оксана Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_2018g._rusanova.docx56.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

Согласовано

Заместитель директора _____________________ О.С.Корнева

«____» ___________________ 2018 г.

Утверждено

                   приказом СОШ п. Верхнеказымский

                    от 01.09.2018г. № 597 - о

               ___________________Н.В.Степура

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО  НАПРАВЛЕНИЯ

  «ШАХМАТЫ»

  Возраст обучающихся  10-12 лет

Срок реализации – 1 год

        

Автор-составитель:

Русанова Оксана Александровна,

учитель начальных классов

    

Принято

на заседании Методического совета

протокол №  1    от «31 » августа  2018 г.

председатель  __________________ Л.М.Хвощевская

п. Верхнеказымский

2018 год

Пояснительная записка

Актуальность. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или "внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Следует начинать его формирование в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий  представляются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.

Практическая значимость. Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме.Программа предполагает разделение обучающихся на начинающих шахматистов и тех, кто уже умеет играть и является разрядником.

Данная программа обучения шахматам школьников направлена на формирование гармонично развитой и творчески активной личности. Здесь на первый план выходит развивающая функция обучения, и данный курс позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков. Во время шахматных занятий дети учатся делать выводы и обобщения, выявлять закономерности. Игровая форма обучения превратит знакомство с шахматами в увлекательный процесс, а соревновательный элемент поможет поддерживать устойчивый интерес к получению новых знаний, которые немедленно найдут практическое применение в дружеских партиях детей.

Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его способности и возможности, поэтому образовательный процесс основан на технологии личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской.

Для наиболее талантливых детей, показавших высокие результаты в усвоении программного материала, предусматриваются индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования их мастерства и достижения спортивных результатов.

Новизна. Новизнаданной программы заключаются в разработке и использовании на занятиях  педагогом игровых ситуаций, использование компьютерных обучающих программ, дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям школы.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, социализации обучающихся посредством обучения игре в шахматы

Задачи:

  • развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
  • формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
  • развить навыки групповой работы;
  • способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
  • заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности;
  • воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.

Ожидаемые результаты

  1. Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации насоблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихсяформируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальныеучебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующихрезультатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальномунаправлению “Юные шахматисты” является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальномунаправлению “Шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий

(УУД):

1. Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  2. Проговаривать последовательность действий.
  3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  4. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  5. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
  6. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
  3. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  2. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  3. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  4. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  5. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Уровень результатов работы по программе.

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовконкретизировать— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:

- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-турниры;

Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Данные по уровню усвоения программы обучающимся заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.


Учебно-тематический календарный план

п/п

Дата

Темаучебногозанятия

Всегочасов

Содержание деятельности

Перечень универсальных действий

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Раздел № 1.Понятия используемые в шахматной игре (3ч)

03.09

Шахматная доска

1

Беседа

Знакомство с шахматной доской.

Л: интерес к способу решения и общему способу действия;

К: учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение;

П: выбор оснований и критериев для сравнения;

Р: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик

10.09

17.09

Шахматные фигуры

2

Беседа

Раздел № 2. Правила игры в шахматы (11ч)

24.09

01.10

Начальная расстановка фигур.

2

Беседа

Расстановка шахматных фигур

Л: формирование учебных позиций;

П: использование общих приемов решения задач; анализ и разрешение житейских ситуаций, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Р: целеполагание как постановка учебной задачи, предвосхищение результата.

8.10

15.10

22.10

Ходы и взятие фигур

3

Беседа

Правила хода и взятия каждой из фигур. Шахматная партия.

К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

П: постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;

Р: применение установленных правил в планировании способа решения.

12.11

19.11

Цель шахматной партии.

2

Беседа

Л: стремление самоизменению, приобретению новых знаний и умений;

К: умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

26.11

03.12

10.12

17.12

Игра всеми фигурами из начального положения.

4

Беседа

Демонстрация начала шахматной партии. Шахматная партия.

Раздел № 3. Стратегии (20ч)

24.12

14.01

21.01

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен.

3

Беседа

Нападение, защита, размен. Оттачивание техники на практике.

Л: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

К: умение слушать собеседника, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Р: планирование-определение последовательности промежуточного результата; составление плана и последовательности действий

28.01

04.02

11.02

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

3

Беседа

Шахматная партия.

18.02

25.02

04.03

Особенности матования одинокого короля

3

Беседа

Демонстрация матования одинокого короля.

Оттачивание техники на практике

11.03

18.03

01.04

Тактические приёмы и особенности их применения

3

Беседа

Шахматная партия.

К: умение договариваться, находить общее решение;

П: использование общих приемов решения задач;

Р: планирование и последовательность действий.

08.04

15.04

22.04

Начальные сведения об эдшпиле

3

Беседа

29.04

06.05

13.05

Начальные сведения об мительшпиле

3

Беседа

20.05

27.05

Подведение итогов

2

Шахматный турнир


Содержание программы.

Раздел № 1. Понятия используемые в шахматной игре (3ч)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Раздел № 2. Правила игры в шахматы (11ч)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Раздел № 3. Стратегии (20ч)

Рождение шахмат. Чемпионы мира по шахматам. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;
  • шахматные правила;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур;
  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

К концу обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • правильно вести себя за доской;
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические приемы;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Материально-техническое обеспечение.

На занятиях используются:

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
  • шахматные часы – 2 штуки;
  • словарь шахматных терминов;
  • комплекты шахматных фигур с досками – 10 штук.


Список литературы

  1. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
  27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
  35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...