Программа по адаптации детей к школе "Я - Ученик"
рабочая программа (1 класс)

Илико Нина Алексеевна

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему предстоит адаптироваться к новым условиям в своей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад № 235»

(МК ОУ Школа-сад № 235)

654044 ,г.Новокузнецк, ул.Новоселов 14  «А» тел.61-07-70

Программа

по адаптации первоклассников к школьному обучению

«Я – ученик»

на 2017 – 2018  учебный год

воспитателя Илико Н.А.

составитель:                                        

воспитатель ГПД,

Илико Н.А.

Новокузнецк, 2018 год

Пояснительная записка

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.  Ребенка, пришедшего впервые в школу, встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему предстоит адаптироваться к новым условиям в своей жизни.

Школьная адаптация - это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня и т.д. И от того как пройдет адаптация зависит  не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно.  

Некоторые дети теряются, замыкаются, иногда даже проявляют агрессию в отношении сверстников и взрослых.

Для содействия обучающихся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я - ученик».

Цель: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению. Снижение школьной тревожности, повышение сплоченности коллектива, создание положительного психоэмоционального фона в классе.

Задачи:  Формирование положительного отношения к школе, знакомство школьника с нормами школьной жизни, формирование личностных УУД, развитие эмоционально-волевой сферы, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД, формирование коммуникативных УУД,  создание условий для сплоченности класса.

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.

Методологическая основа программы опирается на концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития.

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина,С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин)

Теоретико-методологическую основу данной программы также составляют положения отечественной педагогической и возрастной психологии об общих условиях, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся: создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский и др.); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев,, Г.А.Цукерман и др.); учет индивидуально – личностных качеств ученика (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И. Унт и др.).

Методы работы: рисование, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, упражнения и игры, направленные на сплочение класса, творческая деятельность.

Ожидаемый результат: предотвращение школьной дезадаптации, развитие рефлексии и познавательных процессов, и психических функций. Формирование адекватного поведения;

 Уменьшение конфликтных ситуаций между детьми. Повышение сплоченности класса.

Пространственно-временная организация

Продолжительность занятий: 40 минут.

Периодичность: 1 раза в неделю, в течение 8 месяцев.

Календарно – тематический план

Месяц

Название мероприятия

Сентябрь

«Здравствуй школа!»

«Теперь мы – одноклассники»

«Осенние забавы»

Игра – квест «Пропавший чемоданчик»

Октябрь

Цвет настроения

«Человек и его имя»

«Мое имя»

Дискуссия «Притча о добре и зле»

Ноябрь

«Особенный человек»

Коллаж «Я люблю»

«Обида»

Нравственные отношения в коллективе

Декабрь

«Снежный зоопарк»

«Напиши мне писмецо»

«Наша почта»

«Мы не будем больше драться»

Январь

Интересные профессии

Коллаж «Кем я стану»

Характер и поступки человека

Дискуссия «Притча о двух соседях»

Февраль

Необычные животные

Коллаж «Мой питомец»

Что означают цвета  

Цвет настроения.

Описание занятий

1.«Здравствуй школа!»

Цель: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе.

Описание: Познакомить детей с помещением школы, с работниками школы, рассказать режимные моменты и объяснить правила поведения в школе и классе. Учащиеся  в  игровой  форме  знакомятся  с  основными

правилами  школьной  жизни;  осознают,  чем  школьник отличается от ребенка дошкольного возраста.

2. «Теперь мы – одноклассники»

Цель: дать понятие целостности класса

Описание: объяснить понятие «одноклассники». Доказать необходимость дружеских и товарищеских отношений в классе. Объяснить, что от отношений учащихся друг к другу зависят настроения и чувство каждого. В  процессе  занятия  ребята  знакомятся  со  своими одноклассниками,  учатся  общаться  и  взаимодействовать друг с другом. Обсуждаются трудности  с  которыми  учащиеся  столкнулись  в  школе, находим пути их преодоления.

3. «Осенние забавы»

Цель: создать положительный настрой, вызвать у детей желание играть совместно.

Описание: в сухую осеннюю погоду можно предложить детям игру с листьями, имитируя листопад. Также можно предложить детям собрать большую кучу из листьев и прыгать через нее. Из осенних листочков можно предложить детям сплести венки или составить букеты.

4. Игра – квест «Пропавший чемоданчик»

Цель: вызвать у детей действовать совместно, помогать друг другу для достижения цели.

Описание: Квест проводится на улице. По территории школы спрятаны яйца от киндер сюрприза. В каждом из них находится задание, решив которое дети узнают где спрятано следующее яйцо. В результате совместной работы дети находят спрятанный чемоданчик со сладостями.

5. Цвет настроения

Цель: познакомить детей со значением цветов. Отметить какие цвета выбирает ребенок для своей картины. Определить внутренний настрой у школьника. Повторить занятие в конце года для сравнения.

Описание: рассказать детям, что выбранный цвет отражает настроение человека. Как с помощью цветового решения можно поднять себе настроение. Показать примерные рисунки, выявить какое настроение изобразил автор. Попросить детей с помощью цветных красок изобразить свое настроение.

6. «Человек и его имя»

Цель: Рассказать детям об истории происхождении имени, фамилий, отчества.

Описание: рассказать детям как люди раньше себя называли, по какому принципу давали имена. Почему возникла необходимость давать отчество человку, а потом и фамилию. Познакомить детей с редкими именами и именами разных стран. Дать задание домой найти и составить рассказ о своем имени по плану:

1. Меня зовут…..

2. Родители меня называют….

3. Имя мне выбрал…. Папа (мама, баба) меня хотел назвать…

4. Мое имя означает….

5. Известные люди, которые носят такое же имя.

7. «Мое имя»

Цель: знакомство со значением своего имени и с именами сверстниками. Учить не стесняясь выступать перед классом. Учить детей поддерживать друг друга, Развитие уверенности в себе.

Описание: ребенок выходит к доске и по плану рассказывает о себе и своем имени.  Занятие способствуют  сплочению  детского  коллектива.

8. Дискуссия « о добре и зле».

Цель: вызвать у детей желание рассуждать по теме. Учить выражать свое отношение к проблеме.

Описание: педагог  зачитывает высказывание: «Для того, чтобы быть добрым, необязательно делать добро. Достаточно просто не делать зла». После этого предлагается обсудить, как дети поняли это высказывание. Согласны ли они с ним.

9. «Особенный человек»

Цель: закрепить и повторить знание об имени человека. Выяснить, что значит быть непохожим на других людей. Рассказать о характере человека и его моральных чертах. На основе личного опыта детей показать, как понять свой характер. Дать понятия достоинства и достойного поведения человека.

Описание:  Объяснить  детям, что все мы разные. Отличия у нас не только внешние, но и черты характера. Каждый человек особенный, индивидуальный. У кого-то одно что-то лучше получается, у кого-то другое, поэтому нельзя сравнивать между собой людей кто лучше, а кто хуже. Кто-то лучше пишет, а кто-то поет. Кто-то считает, а кто-то рисует. Любой человек важен для общества. Не бывает плохих людей или хороших, бывают поступки плохие или хорошие. В то же время нас всех, что то объединяет.  Мы все жители одного города, одной страны, ходим в одну школу, мы – одноклассники.

10. Коллаж «Я люблю»

Цель: Поближе узнать своего одноклассника, узнать его интересы и предпочтения, Развитие уверенности в себе.

Описание: Попросить детей заранее подготовить коллаж о себе, из которого мы узнаем: какой у ребенка любимый цвет, любимая игра, что предпочитает кушать, чем любит заниматься и т.д.

11. «Обида»

Цель: формирование коммуникативных и личностных УУД; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; создать условия для понимания обучающимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться; накопление учащимися опыта общения, опыта решения жизненных ситуаций.

Описание: дать детям высказаться, как они понимают слово «обида». Обсудить с детьми: как возникает обида, как бороться с этим чувством. Как мы можем обидеть кого-то. Как нас могут обидеть. Можно ли простить обидчика, нужно ли прощать.

12. Нравственные отношения в коллективе

Цель: Показать разнообразие отношений между людьми.

Описание: Доказать необходимость дружеских и товарищеских отношений в коллективе. Объяснить, что от отношений учащихся друг к другу зависят настроения и чувство каждого.

13. «Снежный зоопарк»

Цель: вовлечь детей в творческую и коллективную игру. Учить детей играть сообща, уметь слушать друг друга,  и помогать.

Описание: на улице вылепить фигуры из снега. Попытаться угадать, кто кого слепил. Предложить вылепить совместно большую фигуру медведя.

14. «Напиши мне писмецо»

Цель: Познакомить с историей возникновения почты. С ее работниками.

Описание: рассказать,  как и когда возникла почта, в чем ее необходимость. Познакомить с конвертом его видом, объяснить как подписывать конверт. Объяснить, что обычно пишут в письме.

15. «Наша почта»

Цель: вызвать у детей желание общаться друг с другом. Побудить детей написать друг другу письмо.

Описание: соорудить почтовый ящик, повесить в классе. Изготовить конверты. Назначить почтальона. Дети с удовольствием пишут письма и кидают в почтовый ящик.

16. Игра «Ладошки».

Цель: содействие в установлении дружеских отношений в коллективе, осознание своей уникальности.

Описание: Ведущий предлагает детям обвести контуры своей руки карандашом на листе бумаги. А затем, на рисунке, на каждом пальчике написать о себе от первого лица «какой я?». Например, я красивый, я умный, я внимательный и т.д. Потом ведущий собирает «ладошки» и по очереди читает их группе, а дети догадываются, кому какая «ладошка» принадлежит.

17. Интересные профессии

Цель: Познакомить детей с разными профессиями. Развитие познавательных процессов.

Описание: рассказать детям какие бывают профессии, какие из них самые редкие и необычные, какие популярные. Дать задание домой: составить коллаж на тему «Кем я хочу стать»

18. Коллаж «Кем я хочу стать»

Цель: формирование  устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности, создать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость.

Описание: дети по своему коллажу рассказывают, кем они хотят стать. Что это за профессия, почему она им нравиться и т.д.

19. Характер и поступки человека

Цель: дать понятия словам «сильный», «слабый» характер. Показать зависимость поступков от характера человека. Роль поступков в формировании характера.

Описание: обсудить какие бывают привычки, поступки. Выясним, что формирование черт характера человека зависит от него самого.

20. Дискуссия «Притча о двух соседях»

Цель: вызвать у детей желание рассуждать по теме. Учить выражать свое отношение к проблеме.

Описание: Рассказать детям притчу про двух соседей. Один сосед завидовал другому и однажды вылил ему ведро помоев  на порог. В ответ другой сосед набрал большое ведро яблок и поставил на порог. Когда сын  спросил зачем он так сделал. Отец ответил: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Далее обсуждаем с детьми, что означает это выражение. Почему соседи по разному друг к другу относятся. Спросить, как бы они поступили в подобной ситуации.  Обсудить похожие ситуации.  Как поступить, если тебя обидели? Как поступить с обидчиком?

21. Необычные животные

Цель: Учить замечать прекрасное вокруг нас, прививать бережное отношение к природе, показать уникальность животного мира и зависимостью его от людей.

Описание: познакомить детей с самыми необычными дикими и домашними  животными мира. Лучше взять ролики из интернета, можно сделать презентацию.

22. Коллаж «Мой питомец»

Цель: Поближе узнать своего одноклассника, узнать какое у него животное.  Развитие уверенности в себе.

Описание: школьник по своему коллажу про своего питомца. Как зовут, какого цветы, какие привычки, что кушает.

23. Герб и девиз класса

Цель: способствовать  формированию у ребят чувства «Мы», гордости  за  принадлежность  к  своему  такому замечательному  классу;  учить  взаимодействовать  с одноклассниками.

Описание:  дать ребятам задание придумать девиз  и нарисовать герб класса. Рассмотреть работы детей, проголосовать за понравившиеся работы.

24. Цвет настроения.

Цель: познакомить детей со значением цветов. Выявить настрой и настроение каждого ребенка. Сравнить рисунки с началом года. Выявить положительные изменения.

Описание: Показать примерные рисунки, выявить какое настроение изобразил автор. Попросить детей с помощью цветных красок изобразить свое настроение. Провести сравнение рисунков детей на начало и на конец года.

Список использованной литературы:

1. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008.

2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000.

3. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.

4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.

5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

6. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображени у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.

7.Нравственное воспитание школьников К.В. Зелинский, Т.В. Черникова. Пособие для воспитателей - М.: Планета, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы адаптации детей к условиям школьной жизни

Рабочая Программа «Тропинка к школе» способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой социал...

Программа психологической адаптации детей к процессу обучения

Данная программа предназначена для учителей, психологов, родителей будущих первокласников. Она помогает подготовить ребенка к будущим переменам в его жизни, адаптироваться к новой среде, процессу обуч...

Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»

 Научить  детей  следующим  понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...

Программа по адаптации детей к школе "Путь в школу"

Сохранение психологического здоровья воспитанников на современном этапе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации детей к школе "Букварёнок"

Программа предназначена для подготовки дошкольников к обучению в школе....

Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы

На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир подругому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные уст...