«Наставничество в дополнительном образовании»
статья

ШАТАЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Взглад на наставничество с позиции педагога дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_vch_nastavnichestvo_v_vospitanii.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество в воспитании

выступление 16 мая 2019 г. Н. Новгород

Наставничество – популярная тема в современном образовании. Представляю вам свой взгляд на него. как его использовать в дополнительном образовании?

 Наставничество родилось вместе с человечеством- это всегда передача опыта от одного поколения к другому.

Первые наставники ребенка - родители, бабушки, дедушки – те, кто находится рядом и являются носителями духовно- нравственных качеств страны, те, кто сохраняют исконные традиции семьи, государства.

Однако, исследования ученых отмечают, что наставнический потенциал семьи постепенно теряется. Почему это происходит?

Во – первых, потому что передача опыта в семье, испокон веков, шла от одного поколения к другому. Дети видели жизнь своих родителей, следовали их наставлениям. С исчезновение христианского воспитания, произошел серьезный нравственный сбой: стала развиваться нетерпимость к мнению других, эгоизм и Я-центризм. Результат-  падение нравственности, распад семей. Благополучная семья это та, где есть мама, папа, бабушка и дедушка, а таких семей сейчас мало.  

Во –вторых,  для нашей страны, исторически, характерен «институт бабушек и дедушек».

Что это такое? Это передача ребенку истории своих предков, их сказок, легенд; это трудовой опыт, национальные промыслы, рукоделие; это традиций.  

Современное общество - общество занятости, экономической нестабильности, стрессов. Старшее поколение продолжает работать, устаёт. Часто от родителей слышу фразу «бабушка с дедушкой нас не берут, у них выходной, они хотят отдохнуть».

Таким образом, передать опыт поколений, гордость за свою страну ребенку не кому, воспитательная ниша свободна.

СМИ не дремлет, ребенок, не знающий традиций своей страны быстро впитывает в себя традиции чужой.

Что делать?

Пустую воспитательную нишу, может занять наставник - педагог который общается с семьей, видит ребенка в неформальной обстановке. Знает семью и её проблемы. Которому семья доверяет и обращается за помощью в воспитании детей.

Наставничество, предполагает использование партнерского стиля взаимодействия между родителями и детьми, педагогом.

Задача наставника, пробудить душевные силы обучающегося и, его родителей. Обеспечить социально-психологическую поддержку, помочь в создании эмоционально- позитивные взаимоотношения в семье, развивать способность к активному восприятию знаний, саморазвитию и самооценке.

Что для этого требуется?

  1. Мотив

В нашем объединении таким мотивом стала самоидентификация себя, как гражданина России, желание гордиться своей страной.

  1. Проект - выбор направления движения к результату.

У нас самоидентификация идет через познание мировой танцевальной культуры и сравнения её с многообразием и неповторимостью российской культуры. Воспитание гордости за свою страну.

  1. Осуществление - наставник помогает в получении знаний, традиций, духовно-нравственных приоритетов, но не навязывает их.

Детям и родителям предлагается соучастие в образовательном процессе через дистанционное получение знаний, развитие самоорганизации, саморазвития.

Таким образом, через дистанционное обучение к деховно-нравственному воспитанию. Роль педагога- наставник, направляющий воспитательный процесс по пути духовно-нравственного совершенства, направляющий, а не заставляющий учиться. Между участниками образовательного процесса возникает доверие. А где есть доверие, там огромный воспитательный эффект, там позитивная установка на дальнейшее взаимодействие.

Наставничество позволяет родителям и детям освоить новый социальный опыт, закрепить его в новых формах поведения в соответствии с выполняемой ролью, осознать свои социальные возможности и, таким образом, качественно изменить свою социальную позицию в обществе. Т.е. идет положительная динамика в развитии личности и обучающихся и, их родителей.


КиберЛенинка: 
https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в системе дополнительного образования

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем перед...