Статья «Организация групповой работы на занятии в группе продленного дня»
статья

Добролюбова Татьяна Васильевна

Цель статьи: показать, что  групповая работа обучающихся является эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности на занятиях ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №425 Кронштадтского района  г. Санкт- Петербурга

Статья по теме

 «Организация групповой работы на занятии в ГПД».

                                       

                                                                 Разработала:        

                                                        воспитатель в ГПД

                                                              Т.В.Добролюбова

2019 г.


                                                                             

Цель статьи: показать, что  групповая работа обучающихся является эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности на занятиях ГПД.

Актуальность:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной формируются у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Именно актуальность организации групповой работы в системе развивающего обучения определила тему моей статьи.

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно.

Групповая работа активизирует процесс обучения школьников, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка.

Цель групповой работы:

 Создание условий для активного включения каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Преимущества групповой формы работы:

  1.  происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и ,как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса, т.к. результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте.
  2. групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.
  3. в процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.

В ходе групповой работы решаются учебные и воспитательные задачи:

  • Возрастает глубина понимания усваиваемого материала;
  • Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  • Сплоченность детского коллектива группы возрастает;
  • Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  • В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
  • Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду воспитателя.
  • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
  • Воспитатель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
  • Воспитательная работа становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Задачи воспитателя ГПД при организации групповой работы:

  • Выступает, как организатор самостоятельной, познавательной , исследовательской, творческой деятельности учащихся,
  • учит объяснить цели предстоящей работы;
  • учит самостоятельно добывать нужные знания;
  • учит критически осмысливать полученную информацию;
  • учит делать выводы и аргументировать их;
  • учит решать возникающие проблемы, используя добытые факты.

В своей практике при работе с детьми  во время группы продленного дня  я часто использую  групповую форму работы..
Использование групповой работы показывает, что возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей.

Совместно с детьми устанавливаются подходящие для работы в группах правила. Их должно быть минимальное количество.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  •  не говорить всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  •  возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего;
  • обращаться друг к другу по имени.

Во время групповой работы контролируется ход работы: отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом. Группы формируются с учетом индивидуальности каждого ребенка. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых с детьми разного темпа работы.

При оценке работы группы подчеркивается не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давая детям, работавшим вместе, разных оценок.

 Группы учащихся могут различаться по следующим признакам:

  • типу работы;
  • теме работы;
  • уровню сложности задания с учетом развития учащихся.

 Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся воспринимают это как ситуацию соревнования групп. Но не стоит при организации групповой работы принуждать к общей работе ребенка, который не хочет вместе работать, лучше разрешить ему отсесть в другое место. Время работы в 3-4 классах не более 20-30 минут, соблюдая в классе тишину, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда. Первыми стараюсь выслушивать тех учащихся, которые были не уверенны в своих ответах, а после детей более способных и талантливых.


После продуктивной работы всегда стараюсь поощрять ту группу, которая работала в тесном сотрудничестве.

Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей.

Рефлексия проходит по двум направлениям:

  • ход исследования решения проблемы;
  • деятельность членов группы.

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.


После каждого задания дети делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять. Что вызвало те или иные чувства.

Использование таких приемов в работе мне помогло изменить отношение учащихся друг к другу. Мои дети стали активнее работать на уроках, наблюдалась взаимоподдержка в коллективе, оказывали помощь слабым учащимся в работе.

Советы педагогу:

В заключение, мне хотелось дать некоторые рекомендации  по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Вывод:  
Использование на ГПД формы групповой работы убедило меня в том, что возрастает глубина понимания учебного материала; меняется характер во взаимоотношениях между детьми; исчезает безразличие; сплоченность класса резко возрастает.
Дети хотят учиться, хотят узнавать новое, научились анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причину неудач и анализировать успехи, становятся более сплоченными и дружными.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от педагога терпения и кропотливой работы.

Санкт- Петербург

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация групповой работы в начальной школе"

Основные приемы организации парной и групповой работы. Задания для групповой работы по русскому языку...

Статья "Организация занятий в группе продленного дня в начальных классах"

Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны шко...

Статья "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

Статья "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"...

Статья "Организация групповой работы с учащимися школы-интерната на воспитательских занятиях."

В статье дается определение групповой работы, изучаются основные цели ; формы групповой деятельности,  используемые в школе-интернат воспитателями и их воспитанниками, рассматриваются преимуществ...

Организация групповой работы на занятиях в ГПД

РедькаН.В., воспитатель ГПДГБОУ средняя школа №425 им. П.Л КапицыКронштадтского районаСанкт-Петербурга Организация групповой работы  на занятиях в ГПД       Одн...

Статья_Организация досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня

Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.В статье предлагаются различные формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности младших шко...

Статья "Организация групповой работы".

Материал для работы учителю....