Главные вкладки

    План развития и организации самоуправления в детском коллективе
    статья (1, 2, 3, 4 класс)

    Попова Марина Михайловна

    Данная статья содержит теоретический материал и практические рекомендации по организации самоуправления в детском коллективе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План развития и организации самоуправления в детском коллективе.

    Цель: 

    – создать благоприятные условия для формирования  и развития самоуправления в детском коллективе.

    Задачи:

    • Провести диагностику межличностных отношений в классе и личностных интересов;
    • Способствовать формированию и сплочению классного коллектива;
    • Вести работу по организации самоуправления в классе;
    • Способствовать формированию  у школьников самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности, организаторских способностей, стремления к самореализации;
    • Способствовать становлению личности, его духовному, нравственному и интеллектуальному развитию путём вовлечения в разнообразную творческую деятельность;
    • Вовлечение родителей в процесс творческого становления личности ребёнка и в процесс планирования;
    • Формировать умение  самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность;
    • Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
    • Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
    • Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

    Срок:  

                4 года (обучение в начальной школе)

    Ожидаемый результат:

    1) Положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности при повторной диагностики;
            2) Обогащение личного опыта младших школьников социально и личностно-значимым содержанием;
            3) Продуктивность  деятельности мл. школьников, выраженная в соответствующих предметно-практических достижениях.

    4) Критерии и показатели личностного роста;
            5) Проявление свойств характеристик, поступков, ожидаемых в качестве результата воспитательной деятельности;
            6)  Формирование управленческого мышления, которое способствует формированию таких умений, как:

    - анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

    - предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

    - оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

    - анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

    - аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

    - объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

    - определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

    - устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

    7) Учащиеся  приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

    - прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

    - формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

    1. Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

    Направления работы по организации классного и школьного самоуправления.

    1.  Диагностика личности учащихся (социометрия, анкетирование, наблюдение);    

    Еще в первом классе, в преддверии организации самоуправления и выборов в Совет, надо провести социометрические исследования класса, выявить с помощью наблюдения и анкетирования организаторов, исполнителей, инициаторов.  Предметом отслеживания (мониторинга) является творческая активность, познавательная активность и уровень воспитанности личности, уровень сформированности классного самоуправления.  

    • “Фотография”. Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
    • «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.
    • Социометрия (совместно с педагогом-психологом). Результаты социометрии помогли мне выявить внутреннюю структуру класса, определить симпатии –антипатии детей, выявить учащихся, которым нужна дополнительная помощь и поддержка с моей стороны.
    • Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.
    1. Самый близкий мне человек в классе, это...
    2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
    3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
    4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
    5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
    6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
    7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
    8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
    9. Ребята, которые мне неприятны, это...
    10. Ребята, которых я избегаю, это...

    2. Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления;

          Одним из важнейших направлений в деятельности классного самоуправления является создание и оформление информационных стендов, в которых отражается жизнь классных коллективов. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список класса по группам с распределением поручений, план мероприятий на текущий месяц, уголок заметок, поздравительный (отдельно для именинников), «Наши успехи», «Досуг» (экскурсии, праздники), фото класса (или ребят отдельно по группам).

    3.   Направления работы с учащимися класса;

    4.   Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);

       Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу второго года обучения большинство портфолио ребят  будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.

    5.   Работа с родителями;

          Совместно с родителями проводить праздники, совместные собрания, экскурсии, походы в театр. Задачей такого сотрудничества научить общаться, дружить, трудиться, отдыхать.

    6. Подведение итогов работы по развитию личности и классного самоуправления (рефлексия).

    Этапы  развития самоуправления

    1 этап. Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, желания и потребности помочь учителю, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому здесь целесообразно разработать и реализовать организационно-деятельностный проект по изучению уровня социальной активности учащихся и возможностей педагогов в ее развитии.

    2 этап.  Второй этап развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления. Члены этих органов становятся организаторами работы с учащимися по интересам, проведения дежурств. Все большее значение в жизнедеятельности учащихся приобретает собрание.

    3 этап. На третьем этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение роли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллектива; выполнение управленческих функций в порядке очередности.

    Формы:    детская  организация в рамках школы «Невская волна».

    Классные традиции.

     Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными могут быть поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

    Традиционные дела команды корабля: 

    1. Классные собрания: “Ищу помощников”, организационное собрание “Анализируем, оцениваем, планируем”, итоговое классное собрание “Лукошко наших дел”.
    2. Сбор макулатуры
    3. Участие в декадах знаний по предметам, в олимпиадах
    4. Интеллектуальные игры, турниры по шашкам и шахматам
    5. Праздники:
    • “День знаний”, день именинников “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!”
    • “Здравствуй, здравствуй Новый год”
    • “День, пахнущий мимозой” (для девочек и мам)
    • День Защитников отечества
    • Смотр строя и песни
    • День невинных обманов – день смеха
    1. Уроки мужества и памяти: 27 января и 9 мая
    2. Экскурсии “Знай и люби свой город”
    3. Походы и посещения театров
    4. Спортивные соревнования: школьные и районные
    5. Трудовые десанты
    6.  Акции помощи.

    Структура самоуправления

    В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Были выбраны: капитан, штурман, боцман. Каждый из ребят высказал своё мнение о том, в каком экипаже он хочет работать, затем в каком из экипажей мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый экипаж выбрал командира экипажа в совет корабля, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом.  В течение года  возможна смена деятельности, переход из одного экипажа  в другой.

    Школьный совет капитанов

    «Невская волна»

                Общее собрание членов                                                       Родительское собрание

            команды корабля        

                                                                                                                                 

                                                                                                                                    Родительский комитет

                             

                   Совет корабля                                                      Экипажи

                                       

                                                                   Знатоки                        Затейники                  Чемпионы

                                                                                                                       

    Папарацци           Забота                      Дизайнеры

    Название экипажа (направление)

    Содержание деятельности

    Формы и методы работы

    Экипаж «Знатоки»

    Консультирует, оказывает помощь в учёбе, организует участие класса в предметных неделях, интеллектуальных играх, готовит классные часы по учебным вопросам

    Интеллектуальные игры, диспуты, конкурсы («Неделя пятёрок»), акции, мероприятия в предметных неделях.

    Экипаж «Затейники»

    Готовит, сочиняет, организовывает КТД, классные вечера, праздники

    КВНы, развлекательные программы, концерты, чаепития, ролевые игры

    Экипаж «Чемпионы»

    Организовывает спортивные состязания, походы. Обеспечивает участие класса в школьных, районных и городских соревнованиях.

    Дни здоровья, эстафеты, соревнования по футболу, спортивные игры, классные часы по пропаганде здорового образа  жизни

    Экипаж «Папарацци»

    Проводит опросы, интервью, анкетирование, выпускает тематические плакаты, готовит материалы для газет

    Анкетирование, интервью, статьи, фотосессии, ведение электронной странички

    Экипаж «Забота»

    Оказывает помощь заболевшим одноклассникам, осуществляет связь с подшефным детским домом, с подшефной воинской частью, ветеранами.

    SMS- служба домашних заданий, мероприятия для ветеранов, акции помощи детскому дому и воинской части

    Экипаж «Дизайнеры»

    Организует дежурство по классу, уборку территории, оформляет кабинет, обеспечивает участие в городских субботниках

    Генеральные уборки, субботники, дежурства, проекты оформления класса

    Организация   самоуправления в классном коллективе

    Совет коллектива класса (совет корабля) – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены руководят работой микрогрупп ( экипажей), создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой и других видов деятельности. Экипажи объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

    Наряду с постоянными органами самоуправления  в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). При их создании целесообразно помнить следующее:

    • создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
    • решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;
    • в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
    • органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
    • осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

    Высшим органом управления в классном коллективе между собраниями является –

    Совет корабля. В состав Совета входят:

    1.     Капитан корабля – отвечает за работу классного коллектива.

    2.     Штурман  – представляет интересы класса в школьном совете.

    3.     Боцман – выполняет обязанности Капитана в случае его отсутствия.

    4.     Командиры экипажей (6 человек).

    Каждый член Совета  корабля отвечает за одно из основных направлений работы и отчитывается о проделанной работе перед классным собранием.

    У каждого из членов совета корабля могут быть помощники из учеников класса, проявляющих интерес к данному направлению работы.

    Классный руководитель помогает, в меру необходимости, ученическому Совету  корабля в его работе рекомендациями, деловыми предложениями.

    Ученический классный Совет корабля собирается не реже одного раза в неделю.

    Каждый член команды корабля обязан выполнять поручения, данные ему Советом корабля.

    Принципы самоуправления:

    1. Принцип равноправия

    2. Принцип открытости и гласности

          3. Принцип взаимодоверия;

          4. Принцип взаимопомощи;

          5. Принцип сотрудничества;

          6. Принцип отчётности

          7. Принцип сменяемости актива;

          8. Принцип единого планирования.

    Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива

    I этап
    1 класс

    II этап
    2–3 класс

    III этап
    4 класс

    Качества коллектива

    Создание актива, формирование общих целей, интереса к деятельности в коллективе

    Заинтересованность учащихся в делах класса, формирование коллектива

    Организация самоуправления

    Функция самоуправления

    Исполнительская

    Исполнительно-организаторская

    Управленческая

    Способы привлечения учащихся к самоуправлению:

    назначение ответственных лиц

    выборность актива демократическим путем

    участие каждого в организации дел в порядке очередности

    Содержание самоуправления

    Система временных поручений, назначение ответственных лиц,

    самооценка, самоконтроль и др

    Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, распределение обязанностей,  помощь в проведении мероприятий

    Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов, коллективное планирование, проведение, анализ дела

    Позиция классного руководителя

    Учитель

    Консультант

    Партнер

    Характер деятельности педагога:

    сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает  у учащихся навыки самостоятельной работы

    передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

    сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

    Общее собрание команды корабля

    Собрание является высшим органом  классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

    1. Общее собрание команды корабля:

    - обсуждает любые вопросы коллектива и принимает по ним необходимые решения

    -планирует жизнедеятельность классного коллектива

    - избирает лидера класса (капитана)

    -распределяет обязанности, постоянные поручения среди учащихся

    -слушает отчеты ответственных лиц и органов самоуправления о проделанной работе, выполнении поручений

    - высказывает свои пожелания и предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе

    1. Классное собрание является правомочным, если на нем присутствует не менее

    ¾ учащихся класса. Участие в работе собрания – обязанность каждого учащегося.

    1. Решение собрания считается принятым и обязательным для всех учащихся класса, если за него высказались не менее половины всех учащихся.
    2. Решение классного собрания протоколируется и выполнение его контролируется.
    3. Общее собрание проводится не реже одного раза в месяц.

    Совет корабля обладает следующими полномочиями:

    1. участие в составлении и обсуждении плана работы класса;
    2. подбор и назначение ответственных за подготовку и проведение различных дел в классе;
    3. заслушивание отчетов экипажей за выполнение поручений;
    4. организация участия всех членов команды – детей и взрослых – в коллективных творческих делах класса и школы;
    5. подведение итогов соревнования между экипажами
    • Рейтинг успеваемости учащихся по полугодиям и за год
    • Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы по полугодиям и за год
    • “Лучший ученик года”
    • “Лучший экипаж года”

          6. рассматривает конфликтные ситуации в классе;

    Итоговая диагностика

    Для того, чтобы результаты были объективными ведется систематический учет деятельности каждого члена экипажа и всего экипажа в целом – бортовой журнал, в котором за все классные и общешкольные дела выставляются баллы, за участие в районных мероприятиях дается большее количество баллов. В конце полугодия и за год подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого члена команды и экипажа в целом”, так же подсчитывается “Рейтинг успеваемости каждого ученика и экипажа – средний балл успеваемости”. По результатам этих данных выявляется “лучший ученик”, “Лидер класса” и “Экипаж года”. Эти ребята обязательно награждаются грамотами и призами

    Для определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе рекомендуется использовать методику, подготовленную профессором М.И. Рожковым.

    Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися

    Методика "Какой у нас коллектив"

    Цель: определить степень удовлетворения своим коллективом.
    Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел" (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: "Просвещение", 1986. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог сможет определить по пятибальной шкале степень удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
    Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

    Опрос учащихся "Как прожит год?"

    Для проведения опроса подготавливаются листы бумаги одинакового формата, на которых в виде таблицы расчерчены графы (№ п|п, название дела, степень участия: был организатором, выполнял задание по подготовке, был рядовым участником, был зрителем, не участвовал). Подготовить опросные листы может совет класса (редколлегия, социологическая группа). Перечень дел вписывается заранее в графу "Название дела", в каждый опросный лист.
    Проведение опроса. Сначала ребятам объясняется для чего проводится опрос и как он будет проходить. Попросите каждого на своем листе написать фамилию и имя. Затем учащимся предлагается против каждого дела в одной из пяти граф поставить знак "плюс", что и будет ответом на вопрос: "Как я участвовал в делах класса?" После того, как все закончат данную работу, ребята подсчитывают, сколько у них получилось плюсов в каждой графе, и записывают результат внизу таблицы.
    Обработка и анализ опроса. Все полученные ответы (плюсы) с каждого опросного листа переносятся в сводную таблицу результатов. Подсчитанное количество ответов в каждой графе по каждому делу покажет, сколько было настоящих участников того или иного дела, а скольких ребят оно совсем не коснулось Можно это выразить и в процентном отношении: 100% - число участников проса, суммы ответов по каждой графе (по вертикали) тоже переводятся в проценты. Сравнивая соотношение полученных результатов, предстает реальная картина активности каждого учащегося.
    Можно проанализировать характер участия ребят в различных делах, что преобладает: активное или пассивное их участие. Сколько учащихся и сколько раз поставили плюсы в графах "Был организатором" и "Выполнял задание по подготовке?" Что это за ребята, какие имеют поручения, в каких делах они принимали активное участие. Что собой представляют ребята, принимавшие лишь пассивное участие ("Был рядовым участником", "Был зрителем") в делах, сколько их? Каков характер дел, в которых больше всего было активных участников? И наоборот, в которых большинство принимало пассивное участие. Сколько вообще было в классе дел, предполагающих действенное участие ребят, а сколько – словесного, созерцательного характера.
    На основании общего анализа опроса делаются соответствующие выводы. После объявления учащимся результатов опроса, возможно совместное определение перспектив в организации жизнедеятельности класса, в т.ч. и что необходимо сделать, чтобы в делах класса участвовал каждый.

    Методика "Пресс-конференция"

    Каждому (или по выбору) учащемуся предлагается выступить в роли журналиста какого-либо печатного издания или теле-, радиопрограммы и задать присутствующим вопрос, касающийся жизнедеятельности класса. Причем вопрос должен предполагать не односложный ответ, а рассказ о фактах, событиях, произошедших с ним за определенное время.
    Результатом является анализ жизнедеятельности класса, уровня самодеятельности ребят.

    Рейтинг популярности

    Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их значения: красный – дело прошло  интересно, помогло решить проблемы коллектива; зеленый – дело помогло пообщаться, лучше узнать друг друга; желтый – дело оказалось важным для тех, кто был в нем заинтересован.
    Каждый ребенок располагает карточки рядом с названиями тех дел, которые прошли за этот период в классе (список составляется заранее). Далее идет анализ полученных результатов, итог которого позволит сравнить объективные и субъективные оценки происходящих в классе событий.
    Можно проанализировать дела и с разных сторон:

    • по направленности (на общую пользу или для себя);
    • по содержанию (общественно-политические, трудовые, познавательные, спортивные и т.д.);
    • по способу организации (коллективный, индивидуальный, массовый);
    • по позиции ребят в этих делах (организаторы, участники, зрители), по позиции классного руководителя, других взрослых (помощники, организаторы, участники).

    Полученная информация может быть использована при планировании работы класса, распределении поручений, обсуждении на классном собрании, для совершенствования стиля отношений классного руководителя и учащихся.

    Методика "Чудо – дерево"

    Цель: выявление отношения каждого подростка к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
    Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
    Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
    Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
    Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
    Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
    Белое – записываются предложения в будущий план работы.
    "Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.

    Методика "Наша береза" (по выявлению самореализации личности в классе)

    Цель: определить, как и на сколько индивидуальные способности, увлечения и умения подростков реализуются в жизни своего коллектива.
    Каждому ребенку выдается 3 листочка, которые потом приклеиваются к "березке" и подписываются.
    Красный: какие свои знания, увлечения, таланты ты смог использовать в делах класса, в работе с младшими ребятами?
    Желтый: что тебе удалось организовать; чему ты смог научить своих товарищей?
    Зеленый: чему ты смог бы научить своих друзей, младших ребят; какой твой опыт, увлечения могли бы пригодиться в дальнейшем в делах класса?
    При анализе результатов определяется востребованность или невостребованность коллективом индивидуальных способностей, увлечений, умений подростков, как часто становится он в позицию организатора.

    Методика "Волшебный рисунок"

    Цель: пробудить самостоятельность и творчество ребят в процессе оценочной деятельности.
    Ребята выбирают какой-либо предмет, нарисованный схематично на плакате (дом, дерево, самолет…) и начинают его "оживлять" на основе ассоциации с деятельностью детского коллектива.
    Например, дом:
    Фундамент дома – это как бы замысел: он был интересным, добротным или нет? Все учли или что-то забыли? (нет ли прорех в фундаменте дома?…).
    Стены – это подготовка к делу. Четыре стены – четыре группы (коллектива), как они работали: дружно или нет? Покосились стены или стоят прямо и т.д.
    Крыша – это проведение самого дела. Порадовало ли оно ребят и окружающих людей? (можно показать цветом, набором элементов для украшения).
    Небо над домам – атмосфера (настроение) в детском коллективе после проведенного дела.

    Методика "Мишень активности"

    Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

    • Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.
    • Отмечают, где бы хотелось находиться.

    Листы подписываются.

    Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
    1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
    2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
    3 – если потребуют, то выполняют дела.
    4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
    5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.

    Анкета для учащихся

    • Какое событие, дело из жизни класса тебе больше всего запомнилось и почему?
    • Отметь знаком "+", в чем проявляется твое участие в делах класса:

    А) просто присутствую;
    Б) сам предлагаю провести дела;
    В) принимаю участие в подготовке и проведении;
    Г) стараюсь избегать участия в делах;
    Д) делаю то, что скажут

    • Что, на твой взгляд, необходимо изменить в классе в первую очередь (подчеркни):

    А) организацию класса;
    Б) дежурство;
    В) взаимоотношения между учащимися, между педагогами и учащимися;
    Г) учет интересов и предложений ребят;
    Д) работу совета класса;
    Е) что еще?

    • Что ты предлагаешь для улучшения жизнедеятельности класса?
    • Чтобы ты сделал, если бы был классным руководителем?

    Оценка и самооценка "Каков мой класс?"

    Ребятам предлагается дать оценку классу по четырехбальной шкале по каждому из предложенных качеств: целеустремленный, организованный, сплоченный, активный.
    Листки, на которых выполняется задание, подписываются. По каждому из качеств подсчитывается средний балл, т.е. складываются все указанные баллы, полученная сумма делится на число отвечающих. Аналогично подсчитывается средний балл по оценкам отдельно членов совета класса, мальчиков, девочек, отличников, "трудных", ребят, имеющих общественное поручение. Оценки сравниваются. Итоги анализа покажут, по каким качествам мнение совета класса совпадает с мнением всего коллектива, кто строже в оценках – мальчики или девочки, как соотносятся точки зрения ребят, во взглядах на какие стороны коллективной жизни все ребята наиболее сходятся или расходятся.

    Лист самооценки:

    Наш класс

    4

    3

    2

    1

    1.
    2.
    3
    4

    Целеустремленный
    Организованный
    Сплоченный
    Активный

     

    +

     

    +

    +

     

     

    +

    Фамилия, имя учащегося ______________________

    Лист общей оценки:

    Фамилия, имя учащихся класса

    Наш класс

    Целеустремленный

    Организованный

    Сплоченный

    Активный

    1

    1

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    Методика "Сочинение"

    С помощью данной методики можно получить информацию о ребятах, об их интересах, ценностных ориентациях, об отношении к своему классу, взрослым, друг другу и одновременно включить ребят в процесс активного, творческого осмысления жизни коллектива и роли каждого в нем.
    Тема сочинения зависит от избранной цели и возраста ребят. Например, если необходимо разобраться в основных проблемах класса, в том каково самочувствие ребят в нем, предлагаются темы: "Мой класс" или "Я и мой класс". Если интересует позиция взрослого и отношение к ней самих ребят, можно предложить тему: "Если бы я был классным руководителем". Могут быть и другие темы: "Мое общественное поручение", "Мои радости и огорчения", "Родственные души или вариации на тему: "Мои друзья в моем классе", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный: "Моя жизнь в классе", "Письмо самому себе" и другие.
    После выбора темы уточняются вопросы, на которые хотелось бы получить ответы ребят.
    К примеру, определена тема "Мой класс". Круг вопросов может быть следующим:

    • С какими делами по содержанию (политические, трудовые, познавательные, развлекательные и другие), по направленности (для своего класса, для себя, для младших, для окружающих людей и т.п.) связывают ребята жизнь своего класса? Какие дела им нравятся и почему? Предлагают ли они и что именно для улучшения дел класса?
    • Какие отношения попадают в поле зрения учащихся: к деятельности (учебной, общественной и т.д.), друг с другом, с коллективом своего, соседнего класса, со школой в целом, с органами самоуправления, с классным руководителем и т.д. Какие из этих отношений устраивают ребят и почему? Какими они не удовлетворены и почему? Видят ли ребята пути изменений отношений, думают ли об этом?
    • Какую роль отводят себе в жизни класса? Удовлетворены ли своей ролью? Хотят ли ее изменить?

    Сочинение предлагается ребятам написать дома и определяется срок его сдачи. Можно написать его в школе во время свободного урока. Перед сочинением внимание ребят обращается на то, что отметки за него ставить не будут, что по объему оно может быть разным, что подписывать его не обязательно, главное – изложить свою личную точку зрения. По усмотрению классного руководителя ребятам может быть предложен ориентировочный круг вопросов.
    Написанные сочинения обрабатываются обычно на основании более полного из них по объему: из него по всем интересующим вопросам выписываются суждения автора. Из последующих сочинений, если суждения совпадают, их плюсуют уже к имеющимся, если нет – мнения учащихся дописываются.
    В результате по каждому вопросу накапливается определенная информация, которая анализируется далее. Выделяются вопросы, которые более всего интересуют ребят, вопросы, которые раскрыты интересно и содержательно, но волнуют далеко не всех, вопросы, выпавшие из поля зрения учащихся. Выясняется, по каким вопросам мнение большинства совпадает, по каким суждениям резко противоположны.
    Полученная информация может быть использована для осмысления дел в классе на ученическом собрании, на заседании совета класса.

    Анкета "Мои отношения"

    • Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к:
    • ребятам своего класса;
    • совету класса;
    • девочкам класса;
    • мальчикам;
    • ребятам из другого класса;
    • классному руководителю.

    Условные обозначения: (на своё усмотрение)
    ровные отношения
    уважительные
    конфликтные
    презрительные
    переменчивые
    не знаю, затрудняюсь ответить
    восторженные

    • Пойдешь ли ты на собрание класса (да, нет):
    • чтобы участвовать в решении важных вопросов;
    • потому что у тебя есть ответственное поручение на собрании;
    • если тема собрания интересная;
    • если на собрании будут решаться важные дела для твоего класса;
    • если явка на собрание обязательна.

    С какой другой целью? ______________________________________

    Анкета "Мое поручение"

    Цель: выявить отношения подростка к своему поручению, причины положительного восприятия дел класса.

    • Как ты оцениваешь результаты выполнения поручения? ____________________________________________________

    Укажи их: _____________________________________________
    Подчеркни нужное:

    • моя работа приносит пользу классу и интересна мне;
    • классу полезна, а мне не интересно;
    • классу мало пользы, а мне интересно;
    • работа бесполезна.
    • Какие дела класса тебе запомнились? ___________________

    Почему? Подчеркни нужное:

    • узнал много нового;
    • принесли пользу людям;
    • все действовали дружно;
    • сами все придумывали;
    • я был организатором;
    • работали вместе со взрослыми.

    Дополни: _________________________________________________
    _________________________________________________

    Методика "Пьедестал"

    Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек пять. Если ученик считает нужным, одну из этих ступенек он определяет для себя.
    Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

    Методика "Фотография"

    Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
    Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

    Анкета для учащихся

    • Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?
    • У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?
    • Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?
    • Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?
    • Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?
    • Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?

    Методика "Идеальный класс"

    Цель: Выявление эталонности классного коллектива в восприятии отдельных школьников.
    Ход выполнения: Учитель должен подобрать примерно 30 положительных качеств, характеризующих классный коллектив (дружный, сплоченный, целеустремленный и т.п.), и предложить учащимся проранжировать эти качества для эталонного (идеального с их точки зрения) класса. Другими словами, каждое качество должно получить свой номер.
    Ученик может рассуждать примерно так: "По моему мнению, идеальный класс должен быть прежде всего сплоченным. Поэтому сплоченность я ставлю на первое место и приписываю ей первый ранг. На втором месте в идеальном классе, на мой взгляд, должна стоять целеустремленность. Ей приписываю ранг 2. Дружный будет на третьем месте, поэтому ему ранг 3 и т.д. Затем ту же процедуру учащиеся должны проделать для своего класса, т.е. проранжировать все 30 качеств для класса, в котором они учатся ("В нашем классе на первом месте стоит, пожалуй, дружба – ранг 1, на втором целеустремленность – ранг " и т.д.).
    Для удобства обработки данных эти качества удобно расположить в следующую таблицу.


    Качества

    Ранг для идеального класса

    Ранг для своего класса

    Разность рангов
    d

    2
    d

    1.
    2.
    3.

    Дружный
    Сплоченный
    Целеустремленный и т.д.

    3
    1
    2

    1
    9
    2

    2
    -8
    0

    4
    64
    0

    Обработка полученных данных.

    На описании проранжированных качеств для идеального (эталонного) и реального класса (см. таблицу) вычисляется коэффициент корреляции  r  по формуле:
    6 d2
    r =      n (n  - 1)
    Где  r  - количество предложенных качеств (в нашем случае   =30) Для вычисления   достаточно просуммировать последний столбик таблицы. Смысл получаемого коэффициента корреляции    можно определить согласно следующей закономерности:

    • слабая связь;
    • умеренная связь;
    • значительная связь;
    • сильная связь;
    • очень сильная связь;
    • противоположная (обратная) связь.

    Таким образом, чем ближе коэффициент корреляции   к единице, тем теснее связь, корреляция между эталонными и реальными классами, тем ближе ученик оценивает свой класс относительно идеального (эталонного).

    Определитель степени заинтересованности в коллективных поручениях и общественной активности

    Перечень позиций активности, трудолюбия, ответственности и инициативы

    Да

    Нет

    Проявление личностных качеств

    Да

    Нет

    1

    Активно участвую во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем

    8

    Умею распределить свою работу во времени, чтобы все успеть вовремя

    2

    Стараюсь уклониться от любого дела

    9

    Никогда не довожу до конца начатое дело

    3

    Всегда в срок выполняю общественное дело

    10

    Не проявляю интерес к порядку "вокруг"

    4

    Довожу до конца порученные дела, хотя не очень хочется

    11

    Принимаю активное участие в классных делах, но стараюсь не тратить на это собственное время

    5

    Выступаю инициатором дел и не жду признания

    12

    Поручения для меня не интересны, но я их выполняю

    6

    Редко предлагаю идеи каких-либо дел

    13

    Часто не выполняю из-за лени

    7

    Трачу зря время, не зная чем заняться

    14

    Уклоняюсь от дел, так как занято все свободное время

    Определитель степени участия в классных делах

    Ф.И.О.

    Предлагает идею

    Организует дело

    Участв.с радостью

    Участвует по долгу

    Отказывается

    Мешает делу

    Примечание

    Сравнение результатов диагностики

    Для того, чтобы зафиксировать динамику развития классного коллектива, целесообразно составить таблицу, в которую ежегодно заносятся результаты диагностики.

    Показатели развития классного коллектива

    2-й класс

    3-й класс

    4-й класс

    октябрь

    апрель

    октябрь

    апрель

    октябрь

    апрель

    1.

    Число изолированных детей (методика "Социометрия)

    2.

    Число учащихся (в %), оценивших отношения в коллективе (методика "Наши отношения")

    3.

    Коэффициент развития самоуправления (методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе)

    4.

    Число детей (в %), назвавших педагога примером для подражания (анкета)

    Социометрия 
    Вариант первый

    Целью социометрических исследований является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список (или составляет сам) всего класса и выполняет следующие задания.

    1. У тебя есть три подарка, которые ты можешь вручить трем одноклассникам. Отметь, кому бы ты хотел сделать подарок.
    2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность встретиться с тремя одноклассниками. Запиши фамилии тех, с кем бы ты хотел встретиться.
    3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

    Вариант второй

    Каждому школьнику раздается по три открытки и предлагается на обороте написать имена и фамилии тех, кого бы он пригласил на день рождения (выбор "наиболее симпатичных товарищей").
    Выбор "коллег" для выполнения поручения может осуществляться посредством вопроса: "Тебе предложили в классе организовать турслет (провести КВН и т.п.). Назови фамилии и имена трех товарищей, которые наилучшим образом, по твоему мнению, смогли бы помочь тебе в этом деле".
    "Если бы тебя назначили руководителем группы, кого бы ты взял в свою группу?" - выбор "подчиненных". И, соответственно, наоборот – "Выбери троих одноклассников, которые могли бы стать командирами группы" - выбор лидера коллектива.

    Методика "Наши отношения"

    Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива.
    Ход выполнения. Учащимся предлагается по семибальной шкале оценок (от "абсолютно удовлетворен, совершенно согласен" - 7 баллов, до "абсолютно не удовлетворен, совершенно не согласен" - 1 балл) ответить на вопросы следующей анкеты. Можно выбрать один ответ. Ответы анонимны (см. таблицу).

    № п|п

    Вопросы

    Оценка

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    Тебя удовлетворяет характер дел, которые проводятся в твоем классе?
    Ты удовлетворен характером отношений, сложившихся в твоем классе между учащимися?
    Можно ли сказать, что твой класс живет разнообразной, насыщенной интересными событиями жизнью?
    Как ты считаешь, твои одноклассники активно участвуют в жизни класса, организации и проведении классных и других дел?
    Можно сказать, что между твоим классом и классным руководителем существуют благоприятные отношения?
    Ты удовлетворен тем, как выбирается актив твоего класса?
    Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники в большинстве своем добросовестно относятся к учебе?
    Согласен ли ты с тем, что учащиеся твоего класса представляют собой дружный, сплоченный коллектив?
    Насколько часто сотрудничает твой класс с другими классами школы в обсуждении каких-либо внутришкольных мероприятий?
    Можно ли сказать, что отношения, сложившиеся в твоей школе между учащимися и учителями, в целом носят товарищеский характер, отличаются теплотой и взаимным уважением?
    Насколько нравится тебе твоя школа?
    Класс способен мобилизовать силы при возникновении препятствий на пути к совместной цели?
    Способность класса к волевым усилиям твои одноклассники считают образцовой.
    Твои одноклассники считают, что класс способен преодолевать трудности, самостоятельно принимать решения и быстро выполнять их.
    Класс активизирует волю и трудовые усилия всех учащихся и побуждает их доводить дело до конца.
    В классе есть такие учащиеся, которые способны мобилизовать всех к энергичным действиям.
    Класс стремится влиять на другие классы в достижении общей цели.
    Класс имеет необходимые знания, умения и навыки для совместной учебной и общественной работы.
    Одноклассники высоко оценивают совместную работу.
    Одноклассники чувствуют удовлетворенность своей подготовкой к учебной и общественной работе.
    Класс стремится повышать знания, умения и навыки каждого школьника.
    В классе есть учащиеся, которые сами умеют многое сделать и всегда готовы помочь другим.
    Класс активно влияет на другие классы, делясь своим опытом с ними.

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Обработка полученных данных.
    Вычисляются среднегрупповые показатели по каждому вопросу. Кроме того, можно вычислить и средний коэффициент удовлетворенности учащихся жизнью классного коллектива. Для этого достаточно просуммировать все индивидуальные показатели и поделить их на количество школьников, принимавших участие в опросе. Коэффициент будет принимать значения от 7 (максимальное) до 1 (минимальное) (59, 46).

    Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

    Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
    Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
    43210  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
    43210   2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
    43210   3. Самостоятельно организую некоторые мероприятия в классе.
    43210   4. Участвую в подведении итогов класса в определении ближайших задач.
    43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
    43210   6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
    43210   7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
    43210  8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
    43210    9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению  общественных обязанностей.
    43210  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
    43210  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
    43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
    43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
    43210 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы.
    43210  15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления школы в решении задач, стоящих пред ними.
    43210  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
    43210  17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач с другими классами и объединениями.
    43210  18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
    43210  19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих между ними.
    43210  20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
    43210  21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
    43210  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
    43210  23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
    43210  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

    На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – "Да", 3 – "Скорее да, чем нет", 2 – "Трудно сказать", 1 – "Скорее нет, чем да", 0 – "Нет".

    Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

    1. включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
    2. организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);
    3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12);
    4. включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16);
    5. отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18, 19, 20);
    6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24).

    По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
    Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них  не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Некоторые формы организации детского коллектива

    Вопросы дисциплины в школе актуальны всегда. Как добиться устойчивого осознанного соблюдения школьных правил?Я попыталась ответить на этот вопрос....

    Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива

    Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива...

    Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»

    Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, дей...

    Статья "Развитие самоуправления в детском коллективе".

    Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт у...

    Статья "Организация детского коллектива"

    Приоритетным является то, что дети приходят в школу  с разным уровнем готовности. Поэтому  необходимо осознать особенности организации воспитательной работы по сплочению детского коллектива,...

    Планирование работы по развитию самоуправления в детском коллективе: работа с поручениями.

    Организаторская деятельность младших школьников. Планирование работы по развитию самоуправления в детском коллективе: работа с поручениями...