Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»
материал на тему

Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, действия, ощутить себя значим, нужным другим людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_i_opyta_raboty.doc392.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

город Нижневартовск, ХМАО-Югра

 

Всероссийский конкурс

«Воспитать человека»

Описание опыта и системы работы по теме

«Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»

 

C:\Users\1\Desktop\Номинация_Учитель года 2014_Юркина С В _школа 31\Учитель года_фото конкурсанта_Юркина С В.JPG

Юркина Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением  предметов

художественно-эстетического профиля»

  2014 год

Описание опыта и системы работы  по теме

«Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»

Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, действия, ощутить себя значим, нужным другим людям. В этом заключается мое педагогическое кредо и гражданская позиция. За 26 лет работы в школе научилась по лицам и взглядам ребят читать их мысли, чувствовать эмоции, жить одной с ними жизнью, поэтому набирая 1 класс,  каждый раз начинаю с главного, а именно, с создания условий, в которых бы классный коллектив стал настоящим, теплым, комфортным домом для моих детей. Я  понимаю, что классный коллектив - это живой организм, в котором должны совмещаться учеба, воспитание, получение радости от прихода в школу. Вместе со своими воспитанниками и их родителями ищу наиболее эффективные способы организации и управления жизнью детского коллектива.  

Как научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека? Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищи и класс в целом. 

Дети приходят из детских садов активные, с желанием принимают участие во всех  мероприятиях, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы организовать  классное самоуправление. Стоит ли уже в начальной школе выстраивать самоуправление?  Насколько  целесообразно это делать?

Не сомневаюсь в том, что эта работа просто необходима. Все самые важные жизненные ценности закладываются в раннем возрасте, поэтому необходимо создавать постепенное, поэтапное, разумное и целенаправленное развитие ученического самоуправления. И начинается все с простейшей формы самоуправления – классного собрания, на котором объясняю, что все мы большая семья, в которой у каждого должны быть свои права и обязанности. Мы составляем свой свод правил, кодекс чести, узнаем, о чем ребята мечтают, кем хотят стать в будущем. В итоге приходим к выводу, что у нас настоящее детское государство со своими учителями, врачами, биологами, музыкантами, художниками… А кто бы хотел прямо сейчас попробовать себя в этой роли? Конечно, все!

Ученики начальной школы   очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Вместе с родителями мы придумываем тот образ классной семьи, в которой нам придется жить. Раньше были командиры, звездочки, сектора, группы,  а сейчас  мы создаем города, которыми управляют мэры, дума, министерства. Так ребята узнают устройство государства, города, в котором живут.  Ребята сами определяются в группы, выбирают мэра и определяются, в каком министерстве им интереснее работать. При этом я никогда не забываю, что эта деятельность для детей это не просто  игра, а модель их будущего поведения в обществе.  Вместе выбираем названия городов, девиз работы города и министерств в отдельности  (девиз может меняться по желанию, по срокам, по интересам, в зависимости от цели, которую ставим).

 Поскольку дети маленькие, поэтому у каждого министра есть свой советник из числа родителей. Они помогают освоить управленческие навыки и распределить обязанности в совместной деятельности в определенном министерстве, наладить отношения. Все это согласовывается на родительско - ученической конференции. Так для каждого ребенка находится своя общественно значимая  работа, которая меняется в зависимости от интересов. Ребенок  должен быть всегда в состоянии поиска, чтобы раскрыть себя, найти свое признание и самореализоваться. При этом важно, как организовать деятельность ребят, чтобы  воспитание было незаметным, а как бы простым образом жизни?

Нужно подойти так к работе с ученическим самоуправлением, чтобы развитие самостоятельности, активности и коммуникабельности ребят шло КЛАССНО! НА УРА! Опыт показал, что организация деятельности ребят и родителей через создание и реализацию социальных, творческих  проектов – один из эффективных способов развития самоуправления.  Данный метод является основой развития ученического самоуправления в любом возрастном  коллективе.  

           Организация любой деятельности должна решать определенные цели. Основная цель классного руководителя:

  • создать условия для социализации учащихся через ученическое самоуправление;
  • совершенствовать все формы воспитания: нравственно – эстетического, интеллектуально – познавательного, гражданско – патриотического направлений;
  • совершенствовать процесс предоставления учащимся дополнительных возможностей для самоопределения и самореализации в личностно и общественно значимой деятельности в классном коллективе и в образовательном пространстве школы через:
  • реализацию значимых социальных проектов на школьном уровне;
  • систему творческих дел общешкольного уровня и на уровне класса.

Суть работы заключается в том, чтобы развивать самостоятельность членов ученического коллектива в принятии и реализации решений.

На практике важно раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся и помочь им ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем класса.

Для себя я установила следующие критерии оценки эффективности воспитательной работы: планирование, анализ, контроль, регулирование, оценка и самооценка.

Какой результат я ожидаю? Высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-логических, учебно-информационных.

Определила следующие принципы ученического самоуправления, на которых строю свою работу в начальной школе уже не первый год: равноправие, выборность, откровенность и гласность, законность, целесообразность, гуманность, самодеятельность и ответственность.

Педагогическое управление своим классом, неразрывно связываю с взаимодействием с ученическим самоуправление, с соблюдением меры детской самостоятельности, потребностью детей советоваться со мною, планирование дел в классе осуществляю с непременным привлечением к этому своих воспитанников.

Для того чтобы понять, как организовать ученическое самоуправление в классном коллективе, разработала модель развития самоуправления в детском коллективе, структуру самоуправления и основные функции ученического самоуправления. Данная модель, структура и функции воспитанников соответствуют уровню подготовки детей моего класса.

Модель развития самоуправления в ученическом коллективе:

  1. Определение цели деятельности
  2. Принятие цели деятельности (коллективное обсуждение целей)
  3. Постановка управленческой проблемы.
  4. Коллективное обсуждение решения (выбор вариантов).
  5. Принятие решения (оценка вариантов).
  6. Реализация решения (организаторская деятельность).
  7. Коллективное подведение итогов (оценка своих возможностей).

Структура самоуправления:

                                                                      Мэр города

                                                       министерства

Министерство знаний

       Министерство культуры  

                   Министерство спорта  

                               Министерство права

                                        Министерство художеств

                                                  Министерство здравоохранения           

Функции ученического самоуправления в детском коллективе:

1.Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления.

2. Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении класса.

3. Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы.

4. Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе.

5. Заслушивает отчеты и информацию, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

В своей работе использую следующие  методы работы ученического самоуправления: проектирование, словесный, наглядный,  активные методы обучения, игра; формы: индивидуальные консультации, отслеживание применения различного  рода рекомендаций всеми участниками образовательного процесса, привлечение к самоуправлению через  поручения, анализ и контроль, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность через сотрудничество с «партнерами».

Партнеры классного руководителя: родительский комитет, учителя - предметники, центры дополнительного образования, музей, Центр национальных культур, библиотеки и т.п. Взаимодействие с партнерами позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к Родине и обучения способам конструктивного взаимодействия.

 На каждый учебный год составляю индивидуальный план работы «Ученическое самоуправление в детском коллективе на учебный год».

На классном собрании (классное собрание - это высший орган самоуправления в ученическом коллективе, где воспитанники учатся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности), которое проходит каждую четверть.  

В начале каждого учебного года совместно с ребятами разрабатывается план работы каждого министерства на учебный год (приложение 1).

Два раза в месяц каждое министерство рассказывает о проделанной работе на классном собрании. Результаты работы вывешиваются в классный уголок. В своем детском коллективе практикую не только собрания, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая форма сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.

В своей работе использую основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в детском коллективе: Устав школы, Гимн школы, клятву ученика МБОУ «СОШ № 31 с УИП ХЭП» и клятва учеников хореографического класса.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять, а значит отслеживать, оценивать, вносить коррективы. Для этого я использую апробированные диагностики. Результаты изучения нравственной самооценки (лаборатория воспитания нравственно-эстетической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО) показали, что у всех воспитанников сформирована достаточно нравственная самооценка.

Уровни/год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

Высокий уровень

3 ч.

5 ч.

8 ч.

11 ч.

Средний уровень

9 ч.

10 ч.

12 ч.

10 ч.

Ниже среднего уровень

12 ч.

10 ч.

6 ч.

5 ч.

Низкий уровень

2 ч.

1 ч.

0 ч.

0 ч.

Не следует, однако, думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы  с ученическим самоуправлением, возможны воспитательные результаты совершенно  противоположные ожидаемым. В нашей школе педагоги оказывают помощь различным министерствам самоуправления. Педагоги изобразительного искусства, хореографии, музыки и физкультуры помогают министерствам культуры, художеств и спорта, классный руководитель и библиотекарь школы – министерствам знаний и права.

Мои воспитанники последовательно и четко выполняют правила ученика, разработанные в школе. Это организует и дисциплинирует учащихся. «Правила» стали теми нормами поведения, за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Работа над правилами для учащихся постоянно проводится  министерством права и классным руководителем. Мною проводится игра «Каков я в школе», беседы, в конце каждого учебного года проводятся диагностики «Отношение к жизненным ценностям» и «Нравственная мотивация», разработанные лабораторией воспитания нравственно-эстетической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО

Результаты диагностики «Отношение к жизненным ценностям»

Уровни / Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

Средний

7 ч.

11 ч.

13 ч.

16 ч.

Ниже среднего

13 ч.

11 ч.

14 ч.

10 ч.

Низкий

6 ч.

4 ч.

0 ч.

0 ч.

Результаты диагностики «Нравственная мотивация»

Уровни / Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

Высокий

6 ч.

14 ч.

19 ч.

23 ч.

Средний

16 ч.

10 ч.

8 ч.

4 ч.

Низкий

3 ч.

1 ч.

0 ч.

0 ч.

Развитие детской самодеятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классе проходит дежурство.

Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании, как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль классного самоуправления тут прослеживается особенно отчетливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предположения по поводу того, как их можно провести. Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими детскими коллективами, мои воспитанники на практике борются со всеми недочетами, активно поддерживают и поощряют все лучшее, начиная со своих товарищей (конкурс «Самый умный ученик», предметные Брейн-ринги, конкурс «Мисс осень», конкурс новогодних газет, ярмарка «Золотая осень», оформление уголков по предметным неделям, спортивные эстафеты и др.)

На протяжении учебной  и внеучебной деятельности у учащихся формируются способности к самореализации, самообразованию, самовыражению, самоуправлению. Это находило свое отражение в творческих работах (газеты к праздникам и юбилею города «35-летие города Нижневартовска»,  «75 и 80 - летие ХМАО»,  «День рождения школы»),  памятках  («Личная гигиена», «Противопожарная безопасность», «Вредные привычки», «Правила поведения в школе»),   проектных работах («Красота спасет мир»,   «В здоровом теле – здоровый дух», «Весенние странички»);  в исследовательских работах («Мода на все времена», «Человек и космос», «Люди и краски»,  «Секрет школьного успеха», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Вода без границ»). В процессе творческой деятельности у учащихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите проектов.

Направления /год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

Творческие работы

88%

100%

100%

100%

Учебные и исследовательские проекты

38%

64%

74%

100%

 К выходу из начальной школы у учащихся сохранен устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению предметов (приложение 2). Они готовы преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. На протяжении всех лет обучения детей занимаюсь формированием общеучебных умений и навыков с целью научить учащихся ставить реальные, значимые для себя  цели, умение организовывать свою деятельность, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, умение работать в паре, группе, умение договариваться, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.   Это подтверждает и высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков:

умения и навыки/ Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

Уровни

В.у.

С.у.

Н.у.

В.у.

С.у.

Н.у

В.у

С.у.

Н.у

В.у

С.у

Н.у

Учебно-организационные

20%

64%

16%

28%

68%

4%

52%

48%

0%

62%

38%

0%

Коммуникативные

20%

68%

12%

32%

68%

0%

48%

52%

0%

58%

42%

0%

Учебно-информационные

12%

54%

34%

25%

62%

13%

54%

42%

4%

62%

38%

0%

Учебно-интеллектуальные

14%

66%

20%

26%

66%

8%

34%

66%

0%

54%

46%

0%

Мои воспитанники  являются  участниками городских социально – значимых проектов: 1. фестиваль детского, юношеского и молодежного творчества «Самотлорские роднички»;

2. акций «Нижневартовск – город наш» и «Чистый город»;  

3. конкурса, объявленного парком «Сибирские Увалы» -  «Фауна Сибири»;

4. конкурса от Почты России - «Поздравь маму и папу»;

5. конкурса «Строим музей сказок» (городская библиотека).

Ребята постоянные участники школьных конкурсов «Радуга творчества»,  «Самый умный ученик», «Югорский эрудит», концертов, выставок, конкурсов, посвященных памятным датам.

Направления/ Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

Спорт

25%

30%

55%

88%

Творческие конкурсы

50%

66%

74%

100%

Концерты

37%

54%

68%

100%

Интеллектуальные конкурсы

16%

28%

38%

54%

В классе преобладает атмосфера удовлетворённости результатами совместных дел. Мероприятия в классе и школе проходят занимательно и успешно. Ребята умеют сотрудничать и настроены на выполнение дел позитивно и дружелюбно. В любом деле между учениками царит согласие. Конфликтных ситуаций не возникает. Грамотный выход из конфликтной ситуации возможен тогда, когда я как классный руководитель «чувствую ученика», способна переживать, могу представить себя в создавшейся ситуации.                                         

Микроисследование «Атмосфера в классе»

1 место – дружелюбие

2 место – согласие

3 место – теплота

4 место – успешность

5 место - увлеченность

Главное назначение классного руководителя – поддержание положительной инициативы учащихся. Акцент делается на помощь в самоорганизации. Разнообразная деятельность организована по различным направлениям: нравственно – правовая культура учащихся, познавательная, эстетическое, физическое развитие, трудовое и экономическое воспитание, создание условий для познания самого себя, а также свободное общение учащихся, т.е. досуг. При выполнении любого вида деятельности ребята придерживаются «Закона трёх «сами»:

  • «сами ищем дело»,
  • «сами планируем и осуществляем его»,
  • «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.

 Сохранение и укрепление традиций школы и семьи организую через проведение:

  1. выставки «Семейные умельцы»,
  2. мастерской Деда Мороза «Новогодняя игрушка»,
  3. круглого стола «Моя помощь по дому»,  
  4. спортивного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья»,
  5. конкурса рисунков «Дом родной, живу я в нем. Это самый лучший дом»,  
  6. участие в традиционных школьных мероприятиях и конкурсах.

Активное участие родители принимают в классных и школьных делах (организовывают праздники и выезды на базы отдыха для ребят,  в родительских  собраниях, всеобуче и днях открытых дверей).

Участие родителей в делах класса и школы

направления/ год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

Классные дела

36%

42%

85%

100%

Школьные дела

14%

38%

64%

86%

Проектная деятельность

Для достижения единой цели, выполнению общих учебных задач с учетом индивидуальных способностей ребенка в урочной и внеурочной деятельности, ведется факультатив «Творческая проектная деятельность» (приложение 3). Проектная деятельность способствует развитию художественно - эстетического мышления младших школьников, формированию навыков работы в малых группах, навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, самоопределению учащихся в глазах сверстников и родителей. Ребята с желанием  принимают  активное участие в конкурсах детских проектов школьного, городского, межрегионального и всероссийского уровней и являются активными членами школьного научного общества «Эврика». С 2011 по 2014 учебный год в конкурсах исследовательской проектной деятельности разного уровней приняли участие 19 учеников из 25 учащихся класса.

Год/

уровень

Школьный уровень

Место

Городской уровень

Место

Региональный уровень

Место

Всероссийский уровень

Место

2011

1 кл.

«Ученик года»

2

«Я-гражданин России»

Участие

«Грани познания»

1

«Человек на Земле»

Лауреаты

3 конкурс молодежных проектов по экологической проблеме

Участие

Фестиваль «Портфолио»

Участие

«Ученик года»

Участие

2012

2 кл.

НОУ

1

«Открытие мира»

Участие

Интернет-конкурс педагогического творчества

2

«Лучшее портфолио»

1 и 2

Конференция исследовательских и проектных работу уч-ся

Лауреаты

2013

3 кл.

«Грани познания»

1

2014

4 кл.

«Открытие мира»

1

Отсутствие правонарушений у учащихся

       В течение всей  педагогической деятельности учащиеся не  состояли на внутришкольном контроле и городском учёте в органах внутренних дел.

Развитие самоуправления в классе

          Главной целью  работы является формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом, развитие готовности ребенка к самореализации, самоопределению и самосовершенствованию, через демократизацию жизни классного коллектива. Главным фактором  в решении этой задачи является самостоятельность членов ученического коллектива в принятии и реализации решений.  Практическая значимость работы будет определяться через раскрытие  реализованных организаторских и творческих способностей учащихся,  путём планирования, анализа, контроля, регулирования, оценки и самооценки.

Методики/

Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

 Уровни

В.у.

С.у.

Н.у.

В.у.

С.у.

Н.у.

В.у.

С.у.

Н.у.

В.у.

С.у.

Н.у.

Определение уровня

самоуправления в ученическом

коллективе

(профессор М.И.Рожков)

16%

54%

30%

28%

62%

10%

44%

66%

0%

58%

42%

0%

Мотив участия в делах классного и общешкольного

коллектива (методика

О.В. Лишина)

0%

54%

46%

30%

62%

8%

41%

59%

0%

54%

46%

0%

«Акт добровольцев»

(профессор

Л.В.Байбородова)

34%

50%

16%

30%

62%

8%

66%

34%

0%

84%

16%

0%

Выявление коммуникативных

склонностей учащихся (составлена на основе

материалов пособия

Р.В. Овчаровой)

10%

42%

48%

26%

54%

20%

34%

66%

0%

48%

52%

0%

 

Методика/

Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

 Уровни

Все

Половина

Никто

Все

Половина

Никто

Все

Половина

Никто

Все

Половина

Никто

Выявление мотивов участия уч-ся в делах классного и общешкольного коллектива (модефицированный вариант методики О.В. Лишина)

68%

20%

12%

88%

12%

0%

100%

0%

0%

100%

0%

0%

Методика/

Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

 Уровни

Привлекает сильно

Привлекает слабо

Не привлекает

Привлекает сильно

Привлекает слабо

Не привлекает

Привлекает сильно

Привлекает слабо

Не привлекает

Привлекает сильно

Привлекает слабо

Не привлекает

Изучение мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова)

20%

60%

20%

54%

38%

8%

80%

16%

4%

100%

0%

0%

       Как классный руководитель создаю условия для реализации детьми своих интересов и возможностей в областях: учебно-развивающей, спортивно – массовой, художественно-эстетической, экологической. Ребята с желанием посещают кружки и факультативы, активно участвуют в днях Здоровья и традиционном школьном конкурсе «Радуга творчества».

Спортивно – массовое направление.

      Основным направлением работы стало здоровье детей. Работа по воспитанию у школьников сознательного отношения к охране и укреплению своего здоровья вводится поэтапно через внеклассную работу (1 этап (1 и 2 классы) – ознакомление с основными понятиями и представлениями;  2 этап (3 и 4 классы) – углубленное изучение).    

        Приобщение к спорту и пропаганда здорового образа жизни это санитарно – просветительская работа, обучение оказанию первой помощи, С-витаминизация,  экскурсии, выходы в природу, Дни здоровья, разучивание народных игр и состязаний, конкурсы «Безопасность на улицах и дорогах», «Безопасное колесо», цикл мероприятий по ПДД, ППБ.

Результатом работы в этом направлении является укрепление здоровья, формирование  здорового образа жизни, применение в повседневной жизни полученных знаний по сбережению своего здоровья.

Направления/ Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

Военно – спортивные игры к 23 февраля и 9 мая (мальчики)

30% (все мальчики)

30%

30%

30%

Веселые старты

68%

89%

100%

100%

Дни здоровья

100%

100%

100%

100%

Участие учащихся в решении проблем местного социума.

 Учащиеся активно проявляют интерес к жизни города. Ребята рисуют листовки к акциям «Нет наркотикам», «Нет курению», «Чистый город». Выставляют свои художественные работы ко дню рождения города, округа, принимают участие в экологической тропе в парке «Сибирские Увалы», вместе с родителями делают кормушки для птиц и развешивают в микрорайоне и городском парке. В конце учебного года, по традиции, устраивают концерты для родителей,  показывая своё мастерство на сцене в пении, чтении стихов, танцах, инсценировке сказок.

Акции (рисунки, листовки, газета, буклеты, презентации) / Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

«Нет наркотикам»

100%

100%

100%

100%

«Чистый город»

100%

100%

100%

100%

«Нет курению»

100%

100%

100%

100%

Патриотическое направление.

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания организую через

  • проведение акций «Милосердия» (помощь пожилым людям и ветеранам ВОВ и «Город мой»);
  • бесед («Скажи мне, кто твой друг», «Каким быть и каким не быть»);
  • круга общения («Помоги мне, я – тебе»);
  • рыцарского турнира,
  • военно-спортивных игр,
  • цикла бесед «Идем дорогою добра»;
  • конкурсы рисунков, посвященных дню Победы и защитнику Отечества.

Результатом работы в этом направлении  является формирование общечеловеческих ценностей, качеств социально – активной личности, гражданина своей страны.

Акции/ Год, класс

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-14

4 кл.

«Мой город» (рисунки, газета, буклеты, листовки, презентации)

100%

100%

100%

100%

«День пожилого человека» (концерт, открытки, газета)

100%

100%

100%

100%

Рисунки к 23.02 и 9.05

100%

100%

100%

100%

Экологическое направление.

Экологическое воспитание надо начинать с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ребята активно принимают участие по защите природной среды (подкормка животных и птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц); по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);  по улучшению природной среды (посадка растений); по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала на уроках трудового обучения и окружающий мир).

Направления / уч. год.

2010-11

2011-12

2012-13

2013-14

Защита природной среды

20%

41%.

75%

100%

«Зеленый» и «голубой» патруль

0%

16%

33%

68%

Улучшение природной среды

75%

95%

100%

100%

Пропаганда

50%

75%

100%

100%

Сохранение и использование эстетических ценностей природы

66%

68%

88%

100%

За время работы сложилась собственная система воспитательной работы:

1 этап – 1 класс – формирование классного коллектива (начальный этап). Создание  условий для полноценного развития личностного, физического и интеллектуального потенциала в новой образовательной  среде.         

  1. этап – 2 класс – введение элементов самоуправления, создание  условий для формирования творческих умений и раскрытия творческих способностей.
  2. этап – 3 класс – развитие  детского самоуправления.
  3. этап – 4 класс – детский   коллектив как среда для развития самостоятельной творческой личности.

На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе.  Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Такими традициями у нас стали: день именинника, День знаний, посвящение в первоклассники, Праздник осени, Новогодний спектакль, концерты для мам и бабушек, веселые старты, праздники «До свидания, 1 класс!» и «До свидания, начальная школа!», выезды на базы отдыха, акции милосердия, походы в театры, музеи, библиотеку.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных, в процессе обучения и воспитания.

Работаю в  модульно – развивающей и здоровьесберегающей технологиях обучения, активно внедряю информационно - коммуникационные и проектные технологии.

Учебная деятельность  

ИКТ

Воспитательная деятельность  

45%

2010-11

56%

64%

2011-12

74%

100%

2012-13

88%

100%

2013-14

100%

Рефераты, творческие проекты

ИКТ

 Исследовательская деятельность

16%

2010-11

4%

26%

2011-12

12%

75%

2012-13

32%

100%

2013-14

64%

 Организация ученического самоуправления в классном коллективе  возможна только на основе такого признака системы, как саморазвитие. К нему можно отнести: самоактивизацию, организационное самоуправление, коллективный самоконтроль. В моем классном коллективе срабатывает принцип коллективного самоконтроля (ребята делают самоанализ  министерств самоуправления и отдельных организаторов); принцип самоактивизации (вовлечение как можно большего числа членов ученического коллектива в решении управленческой проблемы, систематическая работа по включению их в управление новыми сферами деятельности).

Последовательно расширяя полномочия класса, вовлекая всех воспитанников в осмысление деятельности, привлекая к оценке  результатов этой деятельности, в итоге формируется сознание цели и мотива планируемой работы. Расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления класса.

Работая не первый год по созданию ученического самоуправления в классе, с группой коллег написали программу «Деятельность детского объединения «Радуга» на 1 ступени образования» (приложение 4), которая способствует созданию благоприятных психолого-педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность. Данная программа завоевала диплом 2 степени во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации – 2010» (приложение 5), звание лауреата во Всероссийском конкурсе для учителей «Я – классный руководитель» в 2012 году (приложение 6), была представлена на окружной научно – практической конференции «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы» в 2009 году (приложение 7) и на порталах ЗАВУЧ.ИНФО (приложение 8) и WWW.k-yroky.ru (приложение 9).

В конце учебного года, на выходе из начальной школы, совместно учитель – родители - ученики создается Портфолио класса. Одно из таких портфолио класса   было отправлено на Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества, где заняло 2 место (приложение 10). Опыт своей работы  представляла   на заседании городского инновационного ресурсного центра  «Модель портфолио ученика начальной школы в условиях подготовки к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» по теме «Классное портфолио» (приложение 11).

Каждый мой воспитанник на протяжении учебы в начальной школе, начиная с первого класса, собирает индивидуальное портфолио достижений, где можно отследить  интеллектуальную и творческую деятельность ребенка. На выходе из начальной школы каждый получает портфолио в подарок на выпускном вечере и продолжает вести в средней школе (приложение 12 и 13).

В 2010 году принимала участие во Всероссийском конкурсе «Лучший классный руководитель-09» (регистрационный № 746) по теме «Формула решения школьных конфликтов».  Статья опубликована в журнале начальной школы «Плюс До и После» в 2010 г. (приложение 14) и в сборнике Международной научно – практической конференции «Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса» в 2010 г. (приложение 15).

Всякое дело  само по себе интересно, но придумать для него интересную, необычную форму - вот задача классного руководителя. Важной чертой совместной деятельности педагога и детей должно стать сотворчество – как норма, существующая в данном коллективе. В конце учебного года на родительском собрании провожу диагностику среди родителей «Удовлетворенность родителей работой педагога» (автор доцент Е.Н. Степанов) и диагностику «Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью» (автор доцент А.А.Андреев)  с целью возможности коррекции своей воспитательной деятельности.  

«Удовлетворенность родителей работой педагога»

Уровни / уч. год.

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-1

4 кл.

Совершенно согласен

8 ч.

18 ч.

26 ч.

27 ч.

Согласен

17 ч.

8 ч.

0 ч.

0 ч.

Трудно сказать

1 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

Не согласен

0 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

Совершенно не согласен

0 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

«Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью»

Уровни / уч. год.

2010-11

1 кл.

2011-12

2 кл.

2012-13

3 кл.

2013-1

4 кл.

Совершенно согласен

19 ч.

23 ч.

25 ч.

27 ч.

Согласен

7 ч.

4 ч.

1 ч.

0 ч.

Трудно сказать

0 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

Не согласен

0 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

Совершенно не согласен

0 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

Перестроить себя, подойти по-новому к работе с ученическим самоуправлением – задача не из легких. Я убеждена, что «самоуправление нельзя» дать, взять, нельзя «ввести». Его необходимо  годами вырабатывать, отрабатывать.  

Список литературы:

  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2005 г.
  2. И.А. Дружинин «Заботы и радости классного руководителя», Москва, 1978 г.
  3. Н.И. Болдырев «Классный руководитель», Москва, 1978 г.
  4. М.И. Рожков «Развитие самоуправления в ученических коллективах», Казань, 1987 г.
  5. В.П. Сергеева «Классный руководитель в современной школе», Москва, 2001 г.
  6. Н.Е. Щурова, Н.С. Финданцевич «Классный час и его организация», Москва, 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Описание опыта и системы работы

В своей статье я поделюсь своим опытом и расскажу о системе работы классного руководителя как организатора деятельности учащихся, способствующей духовно – нравственному развитию их личности....

Статья "Развитие самоуправления в детском коллективе".

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт у...

Описание опыта и системы работы по теме: «Воспитательная среда: взаимодействие педагога, семьи, социума как условие воспитания и успешной социализации обучающихся»

Образовательный процесс представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия, смысл которого раскрыт в словах Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. В...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Планирование работы по развитию самоуправления в детском коллективе: работа с поручениями.

Организаторская деятельность младших школьников. Планирование работы по развитию самоуправления в детском коллективе: работа с поручениями...

План развития и организации самоуправления в детском коллективе

Данная статья содержит теоретический материал и практические рекомендации по организации самоуправления в детском коллективе....