Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
статья на тему

Володина Ольга Борисовна

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор - Володина Ольга Борисовна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

385730  р. п. Тульский, ул. Первомайская, 222б     Тел. (887777) 5-17-01, 2-13-43     E mail:  cosh_16@mail.ru

Целостное описание

позитивного педагогического опыта работы

                                  по теме:

«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Автор:

Володина Ольга Борисовна,

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 16 п. Тульский

Руководитель - Кузнецова Марина Валерьевна

п. Тульский 2017 год

Содержание

Список литературы

стр. 3

Актуальность и перспективность опыта

стр. 4

Задачи

стр. 5

Ведущая педагогическая идея

стр. 5-8

Методы реализации

стр. 8-17

Результативность опыта и его эффективность

стр.17-19

Заключение

стр.19-20

Приложения №1 –Конспект занятия по внеурочной деятельности 

Тема: «Путешествие Капитошки»  (Блок  «Изучение веществ с помощью ММЧ»)

стр.21-25

Приложение №2- задачи предлагаемые детям

Приложение №3- задачи-шутки

Приложение№ 4-паспорт литературного героя

стр.26

стр.27-28

стр.28

Список литературы

1.Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – с. 113

2.Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.

3.Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –2003. – № 4.

4.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки) СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.

5.А.А. Нестеренко. Страна загадок

6.А.А. Нестеренко "Игры по РТВ для начальной школы",

7.А.А. Нестеренко. Консультация для экспериментальных площадок. Приемы фантазирования.  Ноябрь 2010  

8.С.И. Гин. «Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013

9.С.И.  Гин.  «Мир загадок». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013

10.С.И.  Гин.  «Мир фантазий». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013

11.С.И.  Гин.  «Мир человека». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013

12.Н. Н. Хоменко. разработки по курсу «Теория решения изобретательских задач»

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.trizminsk.org/e/2330201.htm
  2. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-prirodnyh-javlenija-s-otvetami-dlja-mladshih-shkolnikov.html
  3. http://pandia.ru/text/78/355/236.php
  4. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Туман

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Роса

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иней

Актуальность опыта

ТРИЗ - технология соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.

Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:

  • регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
  • познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
  • коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
  • личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.

Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.

Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

Систематическое изучение  тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения, позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

 Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. Поэтому считаю, что необходимо развивать творческие способности учащихся, используя все методы ТРИЗ.

В результате педагогических поисков я пришла к выводу, что ТРИЗ-технология достаточно эффективна, т.к. внедрение этого метода в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся.

         Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Задачи:

  1. использовать методы  ТРИЗ для развития творческих способностей, внимания, памяти, эмоций, мышления;
  2. обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
  3. научить высказывать своё мнение, делать аргументированные выводы на основе полученной информации и своего опыта.
  4. совершенствовать   навыки самостоятельной, парной и  групповой  работы.

Адресность опыта:

Данный опыт работы может быть использован педагогами школы любого общеобразовательного учреждения на уроках, на внеурочных занятиях, педагогическая деятельность которых, направлена на формирование ключевых компетенций и использование активных методов обучения в начальной школе.  

Ведущая педагогическая идея

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, 
 воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Задача педагога состоит в воспитании ученика-изобретателя. По словам  Г.С. Альтшуллера «Изобретатель, как полагают некоторые, должен присматриваться ко всему, что можно изменить, переделать, улучшить. Это ошибочное мнение. Изменить и улучшить можно все без исключения орудия и средства техники: ничего неизменяемого нет. Задача изобретателя заключается не в механическом выборе темы, на которую случайно упал взгляд, а в творческом исследовании динамики развития определённого объекта и в обнаружении решающей на этом этапе проблемы, являющейся тормозом общего развития».

Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать  в работе с детьми. Ребенок с раннего детства  должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества.

Поэтому в своей работе я стала применять ТРИЗ - технологию (теория решения изобретательских задач), так как она позволяет решить задачи, убедить детей в том, что мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами, обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны.

Занятия ТРИЗ - это всегда маленькое открытие, даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Новизна опыта

Для меня ТРИЗ очень демократичная наука, прежде всего потому, что она одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому». «Творчеству можно научить!» и «Творцом может стать каждый!». Но, чтобы творить, одного желания мало. Нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов каждому желающему. Для меня таким инструментом стала ТРИЗ - технология.

     Она сделает необыкновенно интересным, увлекательным любой школьный предмет, поможет быстро освоиться в новой, еще незнакомой области. Научит творчески мыслить, всюду и везде искать новые нестандартные пути.

Новизна состоит в том, что систематизированы  задания(задачи, загадки, игры, ребусы)  и есть рекомендации  для учителя. В программе много интересного занимательного материала  для младших школьников  и для среднего звена: тризовские задачи, загадки, ребусы, кроссворды, игры, которые развивают логику, образное мышление и воображение.

  Таким образом, уроки с использованием приемов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

Эффективность ТРИЗ основана на использовании универсальных законов развития систем (технических, экономических, социальных и др.) являющихся фактически конкретизацией законов диалектики, сформулированных Гегелем. Поэтому ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит в каждом предмете или явлении видеть положительные и отрицательные стороны, противоречия развития, связь с надсистемой и подсистемами. На этой основе формируется стиль мышления, направленный не только на приобретение готовых знаний, но и на самостоятельную генерацию новых знаний, умение видеть, ставить и решать проблемные задачи.        

Предполагаемые результаты

  • Разработка и проведение занятий и уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.
  • Повышение качества  успеваемости по предметам  (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).
  • Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах  и исследовательской деятельности.  

Основные  принципы ТРИЗ

  • Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
  • Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
  • Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

Дидактические возможности ТРИЗ:

  • решение творческих задач любой сложности и направленности;
  • решение научных и исследовательских задач;
  • систематизация знаний в любых областях деятельности;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
  • развитие творческих коллективов.

Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

– целенаправленное развитие системно диалектического мышления.

3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

– развитие пространственного мышления;

– развитие речи;

– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

– развитие творческого воображения.

Можно выделить правила, по которым могут быть построены учебные занятия, с использованием ТРИ – технологии:

  • Как можно меньше сообщения информации, как можно              больше  рассуждений.
  • Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций -  мозговой штурм.
  • Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  • Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия.
  • Активизация творческого воображения.

Методы ТРИЗ-технологии

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

-Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

-Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

Рассмотрим примеры приемов и методов, которые я успешно использую в педагогической деятельности.

1.Метод«Да-нетка» - метод суждения поиска посредством задаваемых вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Самостоятельное выяснение значений признаков загаданного объекта .

Игра "да – нетка" или диалог с ЭВМ заключается в следующем:

ведущий загадывает объект, или действие, или событие и предлагает классу. Класс задает вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет" (допустим еще ответ "не имеет значения").

Задача класса состоит в том, чтобы отгадать загаданное, задав как можно меньшее число вопросов.                 

Этот метод уникален тем, что его можно применять на всех этапах урока:

  1. Нестандартное введение в урок. Учитель загадывает тему  урока (слово или объект природы), а дети  с помощью вопросов отгадывают. Тем самым они, даже не подозревая, включаются в урок и сами определяют тему урока.
  2. Сбор информации о каком-либо объекте -на этапе закрепления полученных знаний, умений и навыков.
  3. Задачи-загадки я использую для устного счёта:

Он был добрым, поэтому имел много друзей.

(Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья")

Она лишилась дара речи из-за большой любви. (Г.Х.Андерсен "Русалочка")

Из-за её хитрости он остался ни с чем.

 ("Заюшкина избушка" - русская народная сказка)

Он много хвалился, за что и поплатился.

("Колобок" - русская народная сказка)

Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли.

("Три медведя" - Л.Н.Толстой)

Он любил то, за что кусают.(Винни-Пух)

Он к ней пришёл, обманул и ушёл.

("Каша из топора" - русская народная сказка)

Он умирал, она спасала.

("Петушок и бобовое зёрнышко" - русская народная сказка)

Некто по земле ходил и с природой говорил.

("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкин.)

От жадности она всего лишилась.

(А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке")

Он был большой и противный, а она маленькая и хорошенькая.

(Г.Х.Андерсен "Дюймовочка")

Была скользкой и противной, стала самой любимой.

 ("Царевна - лягушка" - русская народная сказка)

2.Метод маленьких человечков (ММЧ) – для создания представлений о внутренней структуре тел  живой и неживой природы, предметов.

Суть методики ММЧ состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность

Рассмотрим методику ММЧ на примере опыта «Как из снега получить воду?»

Что такое снег? (Снег — это вода, которая застыла в виде кристалликов-снежинок.)

Как можно получить из снега воду? (Снег надо нагреть. Сделать это можно по-разному: в руке, принести в тёплое помещение, подогреть на огне.)

Вывод: в любом из этих случаев снег превратится в воду.

В результате ознакомления детей с явлениями неживой природы на основе ММЧ решаю следующие задачи:

  • Расширение и уточнение представлений о воде, находящейся в жидком состоянии, её признаках и свойствах, о мерах по охране её чистоты, экономному использованию.
  • Знакомство со свойствами твёрдых тел, с приёмами обследования всеми органами чувств, понимание зависимости свойств вещества от внутренней структуры.
  • Систематизация знаний о свойствах воздуха, овладение основами исследовательской деятельности, умением изображать различные действия с воздухом с помощью ММЧ.
  • Уточнение представлений о трёх состояниях воды, причинах перехода одного в другое, понимание круговорота воды в природе.

При знакомстве детей со свойствами твёрдых тел, веществ объясняю, что все предметы, которые нас окружают, состоят из очень маленьких частиц-молекул, которых мы не видим. Их мы будем называть «маленькими человечками», разные предметы состоят из разных «маленьких человечков».

В некоторых предметах, например, железе, «маленькие человечки» крепко держатся за руки, поэтому, чтобы разделить железный прутик на части, нужно приложить много силы. В других материалах, таких как бумага, «маленькие человечки» не так крепко держатся за руки, поэтому бумага легко рвётся. Для более полного понимания ММЧ провожу игру-инсценировку: превращаю «волшебной палочкой» детей в «маленьких человечков» твёрдых тел. Попутно учу их символически изображать «маленьких человечков» твёрдых веществ.

По аналогии знакомлю детей со свойствами жидких и газообразных веществ. Только в воде «маленькие человечки» не держатся между собой, но стоят рядом, поэтому воду легко переливать из сосуда в сосуд, между ними могут располагаться «маленькие человечки» других веществ.

«Маленькие человечки» газообразных веществ очень подвижны, их руки подняты вверх, они всегда бегают и прыгают.

Так на внеурочном занятии «Путешествие с Капитошкой», ребята знакомились с агрегатным состоянием воды, не просто знакомились, а были частичками этой воды! Дети с удовольствием моделировали  «сосульку», «водопад», «пар из чайника», воду в стакане» и т.д. Такие занятия развивают не только воображение, мышление, но и фантазию, умение работать сообща, делиться своими мыслями, прислушиваться к другим. Вот здесь и можно увидеть  все виды УУД!   (Приложение1)

Только на таких занятиях можно увидеть  «живую сливу с косточкой»,  «кипящий чайник,  и даже «лужу на асфальте». Вот где полёт фантазий у наших детей!

3. Сочинение тризовских  загадок.

   Тризовские загадки имеют разные схемы составления:

I На что похоже?- Чем отличается»

 Например:  

Похож на зонтик, но от дождя не спрячешься,        

Танцует, как балерина, но не живой,              

  Напоминает гриб, но не съедобный. (юла)

Этот метод, наверное, самый любимый у детей младших классов.

Предлагаю вашему вниманию детские загадки:

  1. Есть крылья, но не самолёт, летает в темноте, но не сова,

Ловит насекомых, но не  птица? (летучая мышь)

  1. Жалит, но не пчела, собирает пыльцу, но не бабочка,

Полосатый и пушистый, но не тигр. (шмель)

  1. Колючая, но не ёлка, ароматная, но не духи,

Разноцветная, но не радуга? (роза)

  1. Летает, но не птица, есть окна, но не дом,

Есть колёса, но не машина? (самолёт)

  1. Вместительный, но не сумка, застёгивается, но не куртка,

С ручками, но не пакет? (портфель)

  1. Оранжевая, но не апельсин, ловит мышей, но не кошка,

Живёт в  норе, но не крот? (лиса)

  1. Круглый, но не мяч, колючий, но не ёлка,

Маленький, но не хомяк.? (ёжик)

  1. Круглый, но не мяч, разноцветный, но не радуга,

Вращается, но не юла?  (глобус)

II Что делает?  Что (кто) делает так же?

  1. Плавает как подводная лодка.

Строит, как плотник,

Питается растительным кормом, но не корова? (бобёр

2)Быстро летает, но не реактивный самолёт,

Звонко поёт, но не певец,

Строит жильё, но не плотник? (соловей)

III   На что похоже?  Чем отличается»

1)Похожа на облако, но никуда не плывёт,

Похожа на море, но нет волн,

Как зеркало но нельзя разбить. (лужа).

  1. Похожа на воду, но нельзя пить, разноцветная, но не радуга?(лимонад)(загадка 4-а класса)

IV Загадки по признаку:

Ведущий называет объект. Дети определяют признак,  отвечающий на вопрос  «Какой?» и перечисляют объекты, у которых  названный признак ярко выражен («Репейник какой? Колючий как ёж, кактус, ёлка. Лохматый, как собака, медведь, шуба. Приставучий,  как липучка, смола, жвачка)

После такой подготовки начинаем составлять загадки:

             Колючий, как ёж, лохматый, как медведь, приставучий, как смола. (репейник)

Загадки моих учеников:

  1. Зелёный как ёлка, колючий как ёж, овальный как огурец.(кактус)

  1. Большой, но не слон, есть рога, но не козёл,

Лохматый, но не медведь? (зубр)

  1. Зелёная, но не крокодил, на четырёх лапах, но не собака,

Мокрая, но не вода? (лягушка)

  1. Плавает, но не рыба, перевозит людей, но не поезд? (корабль)

V Очень интересная игра «Я беру тебя с собой»

Ведущий загадывает признак, по которому собирает множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие по их мнению, тем же значением признака.

Например:

Учитель: Я собралась в путешествие. Я собираю рюкзак и беру с собой  предметы, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю «вещи». Для этого предлагайте мне предметы, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли  я  взять их с собой. Итак, я беру с собой МОРКОВКУ. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д:Я меру мешок.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Я беру мыло.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берёте все предметы, которые начинаются на букву «М».

Эту игру можно включить в разминку для внеурочной деятельности, а также на уроках.

          Отгадывание и составление  загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие детей. Употребление  для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности  (приём олицетворения, использование многозначности слов, определений, сравнений) способствуют формированию образности речи учеников.

4.Метод мозгового штурма – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиций, с последующей проверкой идей, поощряются неожиданные и фантастические.

Этот метод я использую при решении  нестандартных задач. Дети высказывают своё решение, доказывая свою правоту. После того, как все высказались, начинаем анализировать ответы, начинается дискуссия, пророй очень горячая, но все вместе добираемся до истины. (Приложение 2)

Задача №1  

Кроссовки Reebok пользуются большой популярностью во всем мире. Особенно у воров. Фабрики американской фирмы в Тайване и Таиланде несли от этого значительные убытки. Мало того, что воровали обувь на фабриках, её вдобавок выбрасывали на рынок США по бросовым ценам. Конкурентоспособность фирмы снижалась. Как быть корпорации Reebok?.

Задача №2:

Весна. Время сажать картошку, а на поле с прошлого года затаились черви нематоды. В коконах они могут ждать не один год, а вне коконов – только в клубнях картофеля. Они чувствуют запах картофеля из поврежденных при посадке клубней, тут же вылезают из коконов и забираются в клубни. Химические методы борьбы опасны не только вредителям, хотелось бы обойтись без них.

Как защитить будущий урожай?

-Каких только предположений  мы не услыхали! И все, конечно, были по- своему правы!

Но самое  главное, что они сами  « дошли» до правильного ответа.

5.Задачи-шутки – являются гимнастикой ума. Эти задачи можно использовать для разминки на любом урок, для загрузки своих «компьютеров». Они всегда вызывают интерес у детей и развивают логику и воображение. (Приложение3)

6.Метод «Системный лифт» - удобен для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

Этот метод начинаем рассматривать в первом классе на уроке окружающего мира, кода начинаем говорить о своей  Родине. Ребята любят «кататься» на лифте то вверх, то вниз.

1)Где мы живём?       (планета Земля)                                                

2)Где находится наша страна? (Континент Евразия).

3)Как называется наша страна? (Россия)             

4)Как называется наша малая Родина? (Адыгея)

5)Как называется главный город нашей республики? (Майкоп) 

6) Как называется наш посёлок? (п. Тульский)

7) Где мы сейчас находимся? (школа №16)

8) На какой улице находится наша школа? (ул. Первомайская 222-б)

9. Где находится наш класс? ( первый этаж, левое крыло)

Таким образом «спускаясь  и поднимаясь» на лифте дети получают сведения о своей стране, о малой Родине.

ТЕКСТ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОВА

СЛОГИ

ЗВУКИ И БУКВЫ

На уроках русского языка, изучая тему; «Текст и предложение» можно «покататься» на лифте.

Этот метод я использую на этапе закрепления и рефлексии. Можно использовать на уроках окружающего мира, чтения и математики.

7.Метод «Создай паспорт» - для систематизации и обобщения знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

   Чаще всего я этот метод использовала на уроках чтения. Дети с удовольствием описывали героев сказок, рассказов,  особенности  их   характера, внешний вид и т.д.

Так в паспорте  Жабы, из сказки «О жабе и розе» - Всеволода  Гаршина просматривается не только внешний вид и характер героини, но и отношение к ней. Учащиеся подбирают точные слова и выражения, чтобы передать своё брезгливое отношение к противной Жабе. И наоборот описывая,  Розу, используют красивые эпитеты и образные выражения. (Приложение №4)

8.Методика сочинений по картине – активизация словарного запаса учащихся, восприятие картины через органы чувств: Я ВИЖУ...Я СЛЫШУ...Я ЧУВСТВУЮ...

 В своей работе я использовала опыт Ингриды Николаевны Мурашковска, Надежды Петровны Валюмс,  это учителя, которые разработали методику работы над картиной, большое им за это спасибо.

«Рассказ по картинке... Кажется — что может быть проще? На деле же учителю обычно приходится видеть такую сцену: "раскрывает школьник рот, да не слышно, что поет". Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если он не научится их преодолевать, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написанием сочинений».

Работая по этой методики над картиной мы в класс приглашаем волшебников «Дели-Давая» и "Отставай-Забегай!"

Волшебник Дели-Давай может все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим.

 И на картинку посмотрели взглядом "дели!".

Теперь картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку я схематически фиксирую на доске, обводя кружочками на доске.

Дети стараются не просто ответить, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Выделить главное, отбросить лишнее — этому можно научить потом. Идёт сбор информации…

1)Подробный сбор деталей картины. Здесь помогает волшебник Дели».

2)Взаимодействие объектов картины между собой. На доске появляются линии, которые соединяют между собой объекты . Здесь приходит на помощь волшебник  Дели-Давай , способный объединить объекты между собой.

  3).Характеристики объектов и действий

Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка "ожила". Дети подбирают слова –описания объектов.

Предлагаю  закрыть глаза и попасть прямо в картину.

-Прислушайтесь, что вы слышите? (шорох травы, пение птиц, стрекочут кузнечики и т.д.)

-Войдите в картинку, осторожно "походите" по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути. Что вы почувствовали теперь? Вдохните запах того, что вас окружает. ( трава холодная и мокрая  от  росы, дует тёплый нежный ветерок, где-то  высоко светит солнышко, от него становится теплей)

4).Копилка образных характеристик.

Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.

5). События предшествующие и последующие

 С помощью волшебника "Отставай-Забегай!" — выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.

6). Разные точки зрения

Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя, в ином состоянии, или берем того же героя в другое время, в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

По этой методике очень легко работать по картине. Дети на уроках стали очень активными, они хотят отвечать на вопросы, им интересно. Очень хорошо ребята восприняли словесное рисование. В классе — лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки.

Гораздо легче стало готовиться к уроку и учителю.

Не надо придумывать множество вопросов к картинке, в которой все и так слишком ясно. Вместо этого планируются состав картинки, связи, характеристики, точки зрения и передвижения по времени.

9. Метод противоречий- уникальный метод, дети очень любят с ним работать. Здесь можно решать задачи, играть, упражняться в остроумие.

Игра «Хорошо- плохо»

 Что хорошего если мы едим шоколад, а что плохого?

Молоко пить хорошо или плохо?

Если нитка в иголке длинная, то это хорошо потому, что…, а что в этом плохого?

Длинное пальто, это хорошо потому, что… и плохо потому, что…

Толстая книга-это хорошо…

Почему рыбке хорошо быть маленькой, почему плохо…

Когда удобна светлая рубашка, когда – темная …

Упражнения:

1.Назовите противоположную функцию (функция-антифункция)

Например:        Например:

Создать-уничтожить

Усилить -?

Увеличить - ?

Обогащать - ?

Удалять - ?

Нагревать - ?

Налить - ?

Поднять-?

2. Назовите предметы, выполняющие противоположные функции. (система-антисистема)

Клей - ножницы.

Кран- раковина

Душ- ?

Сеялка-?

Цемент-?

Колыбельная-?

Занятия по РТВ - это всегда маленькое открытие, на каждом уроке, на каждом занятии, как звезды на небе, зажигаются искорки таланта каждого ребенка. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Курс РТВ построен как путешествие по бесконечному, таинственному миру знаний с помощью воображения, которое в ходе занятий становится все более управляемым и открывает все новые грани как самого ребенка, так и окружающего мира.

Результативность опыта

Хотелось бы сказать всего пару слов о тех результатах, которые сейчас уже видны. Критерии оценки эффективности, применяемых педагогом методик являются успеваемость, качество знаний учащихся. 

Результатом использования ТРИЗ-технологии в образовательном процессе может служить достижение учащимися определенного уровня функциональной грамотности и приобретение определенных компетентностей.

 У детей наблюдается устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к учебным предметам в начальной школе. Умение работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения нестандартных задач, что положительно сказывается на качестве знаний учащихся по предметам, развивает у них творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию к учению в целом.

Таким образом, внедрение ТРИЗ-технологии в  учебный процесс способствует развитию личности ребенка с помощью индивидуализации обучения. Об эффективности проведённой работы можно судить по следующим результатам:

  • наличие у ученика положительного мотива к деятельности ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы...);
  • наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности...");
  • переживание учащимися субъективного открытия ("Я сам получил этот     результат,...");
  • осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны...").

      Моя задача раскрыть в полном объёме все способности ребёнка и достичь максимального высокого для него уровня обученности. Поэтому свою работу я строю на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Именно уровневая дифференциация и личностно -ориентированное обучение способствовали позитивной динамике учебных достижений учащихся за последние три года.

        Год/классы

2013-2014 учебный год

(2 класс)

2014-2015 учебный год

(3 класс)

2015-2016 учебный год

(4 класс)

92, 59 %

92,59%

96,3 %

Качество знаний учащихся  по предметам в %

Класс

Адыгейская литература

Иностранный язык

Изобразительное искусство

Математика

Музыка

Окружающий мир

Русский язык

Технология

Физическая культура

Литературное чтение

2013/2014

2 класс

100

100

100

100

100

100

92,59

100

100

100

2014/2015

3 класс

100

100

100

100

100

100

92,59

100

100

100

2015/2016

4 класс

100

92,59

100

96.3

100

100

96.3

100

100

100

Качество знаний по предметам

Математика, русский язык, литературное чтение

Иностранный язык, окружающий мир, адыгейская литература

Изобразительное искусство, музыка, технология

Заключение

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе  формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Таким образом, уроки с использованием приемов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ – технологии в свои уроки.

В ходе работы мною разработаны программы по ТРИЗ-технологии по внеурочной деятельности с 1 по 5 класс, внеурочные занятия, внеклассные мероприятия, презентации,  с которыми я выступала на республиканском и муниципальном уровне.

Республиканский уровень.

Методическая акция «Клуб «Учитель года Адыгеи» - детям»» в ГКОУ РА

Внеурочное мероприятие « В гостях у сказки»        (08.12.2012)

Муниципальный уровень.

1.«Инновационные технологии в школьном образовании в условиях реализации ФГОС» Урок окружающего мира «Путешествие с капелькой воды» (метод ММЧ) ( 03.12.2013)

2. «Преемственность урочной и внеурочной деятельности»        Внеурочная деятельность в 3 классе «Путешествие Капитошки» (30.10.2014)

3.Районное методическое объединение  учителей  начальных  классов с докладом  по теме: «Внеурочная деятельность. ТРИЗ-технология и методы развития  творческого мышления». (15.11.2016)

  Школьный уровень:  

  1. Педагогический совет        «ТРИЗ - как средство развития творческого мышления и воображения»  (21.11.1014)
  2. Школьного методического  объединения учителей начальных классов

(18.12. 2014)

Приложение1

Володина Ольга Борисовна

МБОУ СОШ № 16

Учитель начальных классов

Занятие по внеурочной деятельности (рабочая программа «ТРИЗ»)

Тема: «Путешествие Капитошки»  (Блок  «Изучение веществ с помощью ММЧ»)

Цель: Дать представление о воде как о веществе, находящемся в природе в трёх агрегатных состояниях (жидкость, пар, лёд),научить детей моделировать с помощью ММЧ агрегатное состояние воды.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: Расширить и уточнить представление детей о том, как образуется иней, град, роса, дождь, снег.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Личностные: внутренняя позиция школьника  на уровне положительного отношения к школе; эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Технологическая карта

Этап занятия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат УУД

I. Организационный момент

Настрой на работу

-У нас сегодня гости, повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь

 и  пожелайте друг другу удачи.

Учащиеся садятся за парты, которые располагаются по кругу в классной комнате.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания

II. Индукция с выходом на мотивацию.

1)Вступительное слово учителя.

2) Определение объекта исследования  или темы  занятия.

Слайд1.

В каплях всё вокруг блестит,

Луг алмазами покрыт.(роса)

Слайд 2

Меня ждали, меня звали.

Показался -убежали.(дождь)

Слайд 3.

Над рекой и над долиной

Повисла белая холстина. (туман)

Слайд 4.

Мы согрели самовар ,

А над чашкой вьётся …(пар)

Слайд 5.

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберет. (иней)

Слайд 6.

 Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

(снег)

- Я предлагаю провести занятие в форме – исследования

(урок творчества)

- Что необходимо для того, чтобы исследование  состоялось?

- Попробуйте определить объект нашего исследования?

- О чём будем говорить?

 

 

-Найти то, что будем изучать.

Дети отгадывают загадки и определяют тему занятия.

- О воде.

- О трёх состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное.

К: аргументировать свою точку зрения

III. Работа по теме занятия

Изучение перехода воды из одного агрегатного состояния в другое с помощью ММЧ.

Тума́н — атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара (при температуре воздуха выше −10°  — капельки воды, при −10..−15° — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже −15° — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей).

Роса́ — мелкие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней прохлады.

И́ней — вид твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой кристаллического водного льда различной мощности, нарастающего на поверхности земли и наземных предметах при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре. Кристаллы инея при слабых морозах имеют форму шестиугольных призм, при умеренных — пластинок, а при сильных — тупоконечных игл

-Капитошка  приглашает вас в увлекательное путешествие, для изучения состояния воды.

-Вы согласны?  

-Подумайте, как лучше изучить воду, её превращения.

стихотворение о ВОДЕ

-Вы слыхали о воде? Говорят она везде.

- Мы разделились на три команды не случайно. Подумайте почему?

-Я каждой команде назову состояние воды. А вы подумайте как назвать команду.

Задание для команд:

-Объясните, почему идёт дождь, снег. Откуда появляется туман, пар, роса, иней.

- Превратиться в меленькие капельки или в МЧ(маленькие человечки).

1капелька:

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

2капелька:

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3капелька:

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

-Вода самое простое и привычное вещество на  планете. Но  в то же время таит в себе множество загадок. «От воды всё в мире живо, жизнь –это одушевлённая вода», -писал Леонардо да Винчи.  )

Вода самая загадочная жидкость на земле. И в то же время самая простая…

 - По 3-м состояниям воды.

Коллективно придумывают название и  высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение, приводят примеры.

К:  высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решения в совместной деятельности.

Л: формирование эстетического  отношения  к окружающему миру.

П: дать представление о том, как образуется роса, дождь, снег, иней. туман.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Физкультминутка

На примере ММЧ дети моделируют разные вещества и тела.

-Я называю вещество, а вы показываете его.

-ВОДА, КАМЕНЬ, ПАР, ЧАЙ, ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, СТЕКЛО, МОЛОКО, ГРАНИТ, ГОРЯЧИЙ БУЛЬОН, ЖЕЛЕЗО, ДЕРЕВЯННАЯ ПАРТА, ДОСКА.

Повторяют

III. Работа по теме занятия.

  1. Практическая работа

Составление и показ модели по предложенному заданию.

  1. Социоконструкция

3)Социализация-процесс усвоения учеником социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

-Каждая команда получает задание. Ваша задача, подготовиться и показать

живую модель. Задача других команд отгадать, задавая умные вопросы. Чем меньше вопросов, тем лучше.

Игра «Да-Нетка»

(показ своих  загадок о воде )

-Вам понравилось путешествие с Капитошкой?

Что вам запомнилось, что открыли для себя нового о воде?

Работа в группах

(3 группы)

Каждая группа по очереди предлагает свою модель.

Команды-соперники должны отгадать,

Групповая работа.

1 команда показывает водопад

2 команда-сосулька

3 команда-кипящий чайник

Ответы детей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения.

П: иметь представление о свойствах веществ, их молекулярный состав.

Л: проявлять навыки делового сотрудничества

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

IV.

Подведение итога. Рефлексия

Метод незаконченных предложений.

Награждение

- Закончи предложения:

Я узнал ….

Мне понравилось….

Эти знания мне пригодятся….

Оцените себя с помощью капельки воды или тучки

Ответы учащихся

Р: анализировать свою деятельность


Приложение №2

Предлагаемые учащимся для решения нестандартные задачи:

Задача №1:

Кроссовки Reebok пользуются большой популярностью во всем мире. Особенно у воров. Фабрики американской фирмы в Тайване и Таиланде несли от этого значительные убытки. Мало того, что воровали обувь на фабриках, её вдобавок выбрасывали на рынок США по бросовым ценам. Конкурентоспособность фирмы снижалась. Как быть корпорации Reebok?.

Фирма Reebok теперь правую кроссовку делает в Тайване, а левую - в Таиланде. Собираются в пары они лишь на месте продажи - в США. Различия в дизайне и качестве нет никакого. Так фирма Reebok свела на нет воровство на фабриках и диктует высокую цену своим дилерам, не боясь демпинга.

Задача №2: 

Весна. Время сажать картошку, а на поле с прошлого года затаились черви нематоды. В коконах они могут ждать не один год, а вне коконов – только в клубнях картофеля. Они чувствуют запах картофеля из поврежденных при посадке клубней, тут же вылезают из коконов и забираются в клубни. Химические методы борьбы опасны не только вредителям, хотелось бы обойтись без них. Как защитить будущий урожай?

За несколько дней до посадки картофеля поля поливают водой, смешанной с соком подгнившей картошки. Вредители выползают из коконов, но не находят картошку и погибают.

Задача №3:

Царица Клеопатра держала свои бриллианты в шкатулке с выдвигающейся верхней крышкой. Вместе с драгоценностями в шкатулке была маленькая змея, укус которой смертелен. Один из рабов, знавший об этом, всё же похитил несколько мелких бриллиантов, не вынимая, змеи, не прикасаясь к ней, никак на неё не воздействуя.   Раб действовал голыми руками. Кража была совершена за какие-то мгновения. Каким образом раб их похитил?

Раб Клеопатры перевернул шкатулку вверх дном и чуть сдвинул крышку ровно настолько, чтобы из неё выкатилось несколько бриллиантов.

Приложение № 3

Задачи - шутки:

1. Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква "б")

2. Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине? (ни одного, потому что дно упало)

3. Когда человек бывает в комнате без головы? (когда высовывает ее из окна)

4. Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком)

5. Какие часы показывают точное время только два раза в сутки? (которые остановились)

6. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)

7. По чему, когда хочешь спать, идешь на кровать? (по полу)

8. Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (снять с каждого по сапогу)

8. Ворона сидит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (собака сидит на собственном хвосте)

9. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)

10. В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего? (в феврале, он самый короткий)

11. Растут две березы. На каждой березе по четыре шишки. Сколько всего шишек? (на березе шишки не растут)

12. Что случится с голубым шарфом, если его положить в воду на пять минут? (намокнет)

13. Как написать слово "мышеловка" пятью буквами? (кошка)

14. Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)

15. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это? (буква "о")

Приложение№4

ПАСПОРТ литературного героя

Имя __________________________

Создатель_____________________

Прописка______________________

Внешний вид (особые приметы)

______________________________

Личные качества _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников"

Описание педагогического опытапо теме:«Развитие креативных (творческих) способностей младших школьников на уроках русского языка через систему творческих заданий»...

Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы...

Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы на внеурочных занятиях курса «Волшебный мир»

   Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Творческое воображение более интенсивно развивает...