Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы на внеурочных занятиях курса «Волшебный мир»
статья по технологии

Аушина Елена Георгиевна

     Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Творческое воображение более интенсивно развивается в школьном возрасте от 7 до 15 лет. И если в период начальной школы не формировать специально этот процесс, то наступает снижение активности творческого воображения. А за этим гаснет интерес к творческой деятельности. Проблема формирования творческого воображения у детей начальной школы отражена в Федеральном государственном стандарте начального образования, представлена в целевых ориентирах на этапе его завершения, а именно: у ребенка должно быть сформировано на данном этапе воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развития творческого воображения обучающихся начальной школы

на внеурочных занятиях курса  «Волшебный мир»

Аушина Елена Георгиевна

учитель   технологии

БОУ «Русскополянская школа №2»

     Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Творческое воображение более интенсивно развивается в школьном возрасте от 7 до 15 лет. И если в период начальной школы не формировать специально этот процесс, то наступает снижение активности творческого воображения. А за этим гаснет интерес к творческой деятельности. Проблема формирования творческого воображения у детей начальной школы отражена в Федеральном государственном стандарте начального образования, представлена в целевых ориентирах на этапе его завершения, а именно: у ребенка должно быть сформировано на данном этапе воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

      Для того чтобы формировать творческое воображение у детей младшего школьного возраста, необходима особая организация продуктивных видов деятельности, так как эти виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования этого процесса.

     Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накапливались прежде, а строит какие-то новые ряды из ранее собранных впечатлений». Он отмечает, что «привнесение нового в ваши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существующий образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». По мнению И.В. Дубровиной, «воображение – это познавательный процесс, который заключается в рождении новых образов, на базе которых образуются новые предметы и действия».         Образ, который появился в процессе воображения, может представлять нечто совершенно новое, не из опыта человека. Например, образ ракеты был сначала придуман комбинированным воображением человека, и в реальном мире этого образа не было. Воплотившись в действительность, ракета стала реальным объектом.

      Самое важное предназначение творческого воображения, как психического процесса, состоит в том, что оно дает возможность представить результат продуктивной деятельности (труда) еще до того, как субъект приступит к выполнению действий. С помощью воображения ребенок может представить не только конечный продукт (например, аппликацию в законченном виде), но и его промежуточные продукты (в нашем случае те детали, которые необходимо вырезать и склеить в определенной последовательности).

     Существует ряд приемов творческого воображения:

агглютинация – объединение качеств, свойств, частей объектов, не соединяемых в действительной жизни;

–гиперболизация – значительное увеличение или уменьшение объекта, либо изменение размеров или количества его частей, а также;

 –акцентирование – выделение каких-нибудь признаков объекта;

–аналогия – это сотворение нового образа по принципу сходства с уже существующим объектом;

–типизация – нахождение главного, которое повторяется в сходных явлениях и воплощение его в определенном образе.

     Агглютинация является одним из приемов творческого воображения, при помощи которого создается совершенно новый, несуществующий ранее образ. Например, детям предлагается сотворить несуществующее животное, с необычными новыми свойствами, соединяя части различных животных. В первую очередь его надо выдумать, потом нарисовать только затем дать этому животному название. Все эти три этапа предполагают творческий подход. Надо рекомендовать ребенку рисовать, не то, что получится, а придумать определенный образ и воплотить его в рисунке, согласовав все несоответствия, возникшие на этапе планирования замысла.

     Итог занятия:

–Каких животных вы изобразили?

–Чье животное получилось самым интересным? Самым волшебным? Самым необычным? –Дайте имена своим животным.

Обязательно организуется мини-выставки детских работ (рис. 1).

   

Рисунок 1. Примеры работ упражнения «Несуществующее животное»

   Этот же принцип в игре «Собери картину» (закрепить на магнитную доску части разных животных).

Вопросы:

 –Части каких животных вы видите? (дети рассматривают и называют части определенных животных, составляют невиданное животное).

 –А какое в целом получилось животное? (фантастическое).

 –Придумайте ему название. (ответы детей)

     В процессе упражнения «Геометрия в картинках» ребенку предлагаются разные фигуры геометрической и не только формы, затем дается задание, сотворить из них какую-нибудь картину. Примеры, что получилось из обычных фигур (рис. 2). На первой работе видно, по словам автора картины, как слон радуется ананасу, а в небе летит самолет-ракета, в котором находиться сам автор. На второй работе мы видим, как котик бежит по дорожке к своему другу. На другом рисунке ребенок изобразил деревушку, где бы он хотел жить, дома для всех друзей, озеро и полянка, где все будут весело играть.

   

Рисунок 2. Примеры упражнения-аппликации «Геометрия в картинках»

      Кляксография с трубочкой является разновидностью способа аналогия –прием построения образа по принципу подобия.  Зачерпывая пластиковой ложкой краску, разведенную до жидкого состояния, ребенок выливает ее на лист бумаги, в результате чего получается небольшая капелька. Потом на эту капельку дует через трубочку так, чтобы конец трубочки не задевал листа бумаги и каплю. Далее рисунок доводиться до завершения. Причем одна и та же клякса рождает разные образы у разных детей (рис. 3)

 

Рисунок 3. Кляксография

     Воображение можно назвать основной составной частью творческого процесса, который наблюдается в разных областях человеческой деятельности. В зависимости от цели, которая стоит перед человеком, от материала, которым он располагает, от содержания фантазии и богатства знаний, определяется для использования тот или иной прием создания творческих образов. Психологи доказали, что воображение широко введено в творческую деятельность людей на всех этапах их жизни. Наиболее важным становится раскрытие специфики воображения, закономерности его развития и становления при изучении детства, потому что как раз в этот период, по мнению Л.С. Выготского, закладываются азы или основы формирования этого процесса.

     Проблема формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка. В последнее время в психологической и педагогической литературе все чаще ставиться вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов этого процесса у младших школьников. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, но и в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в начальной школе.

 

     Источники:

  1. Шкребень Т. Л. Формирование творческого воображения детей в продуктивных видах деятельности http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11299/2/10Shkreben.pdf 
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2008.
  3. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко // Психология образования. – 2008. – № 3.
  4. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О. М. Дьяченко // Психология образования. – 2007. – № 16.
  5. Кудрявцев, В. Т. Новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В. Т. Кудрявцев, В. Б Синельников // Дошкольное воспитание. – № 9. – 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы...

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе является изучение геометрии как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Геометрический материал позв...

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...

Методическая разработка «Развитие творческого воображения обучающихся в начальной школе»

Сейчас современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Сказочных воображаемых героев они часто копируют с экранов телевизоров. Несомненно, что прогресс общ...