РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Михайлова Наталья Вадимовна

Неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе является изучение геометрии как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Геометрический материал позволяет опираться на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребёнка. Умение управлять образами является основополагающим для работы в геометрическом пространстве. О трудностях при обучении школьников геометрии мнения педагогов практически не расходятся: недостаточный уровень развития пространственного воображения не предоставляет возможность обучающимся мысленно «представлять» различные фигуры и конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Михайлова Н.В., учитель начальных классов,

Якимова В.А., учитель математики

МКОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

Неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе является изучение геометрии как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Геометрический материал позволяет опираться на образность, наглядность, эмоциональность и эмпирический опыт ребёнка. Умение управлять образами является основополагающим для работы в геометрическом пространстве. О трудностях при обучении школьников геометрии мнения педагогов практически не расходятся: недостаточный уровень развития пространственного воображения не предоставляет возможность обучающимся мысленно «представлять» различные фигуры и конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях. Академик А. Д. Александров ставил развитие пространственного воображения на первое место не только в изучении геометрии, но и в большинстве видов человеческой деятельности.

Целенаправленная работа по развитию пространственного воображения необходима уже в начальной школе, так как является существенно важной для полноценного интеллектуального, эмоционального и эстетического развития детей.

Без практической работы ребенка с пространственными объектами (манипулирования ими, изменения их положения в пространстве, разъединения и соединения нескольких объектов в один) развитие пространственного воображения невозможно. В связи с этим в МКОУ «Детский дом-школа №95» для обучающихся 1-4 классов реализуется программа внеурочной деятельности «Куборо». Цель программы: развитие пространственного воображения, интеллектуальных и познавательных способностей детей, навыков конструирования и моделирования, возможностей восприятия и обработки информации посредством работы с конструктором «Куборо».

Конструктор «Куборо» состоит из одинаковых по размеру кубиков. В кубиках прорезаны прямые или дугообразные желобки и туннели. При составлении кубиков друг с другом или одного на другой можно сконструировать разнообразные лабиринты, через которые должен пройти шарик, не останавливаясь. Так как шарику необходимо пройти путь не только по внешним дорожкам, но и по внутренним, невидимым туннелям, дети постепенно учатся представлять весь путь, через который должен пройти шарик. Построение таких лабиринтов позволяет развивать у детей пространственное воображение, комбинаторные навыки и навыки экспериментирования.

        Работа по обучению младших школьников построению дорожек-лабиринтов проходит постепенно и включает в себя несколько этапов:

1. Знакомство с куборо. На данном этапе дети рассматривают кубики, играют с ними, находят сходства и различия.

2. Построение фигур по рисунку. Школьникам предлагаются карточки с изображением конструкций, которые необходимо построить. Конструкция на каждой последующей карточке усложняется. Параллельно на данном этапе дети учатся переносить конструкцию на координатную сетку.

3. Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам. На этом этапе дети учатся строить конструкцию, изображенную на координатной сетке.

4. Создание фигур по параметрам. Обучающимся предлагается построить конструкцию, придерживаясь заданным параметрам (шарик движется только по поверхности, шарик движется только по внутренним туннелям, шарик должен пройти 3 уровня, использовать кубики только с прямыми желобами и др.).

5. Эксперименты с направлением движения и ускорением шарика. На данном этапе дети самостоятельно строят разнообразные конструкции, учатся изменять направление шарика, изучают влияние изменения конструкции на скорость шарика, осваивают техническое рисование проектируемой модели.

6. Соревнования. На заключительном этапе обучающиеся закрепляют полученные навыки по работе с конструктором в соревновательной форме. Соревнования по конструированию проводятся с учетом критериев оригинальности, геометрии конструкции, эстетики, функциональности.

        Таким образом, программа «Куборо» не только тренирует пространственное воображение, но и знакомит младших школьников с основами конструирования, моделирования, учит дружно и согласованно работать в группе, развивает внимательность, трудолюбие, ловкость, выносливость, аналитическое и стратегическое мышление.

Список используемой литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 231 с.

2. Ильенков Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков. - М.: Народное образование, 1968. – 178 с.

3. Эттер М. Cuboro. Думай креативно / М. Эттер. – 2-е изд. - 2016. – 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственного воображения средствами геометрических материалов

Анализ геометрического материала в программе начальной школы.Построение изучения геометрических материалов...

Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....

Самоанализ деятельности учителя по методической теме « Развитие пространственного воображения у младших школьников»

Развитию пространственного воображения у учащихся начальной школы способствуют такие дисциплины как рисование, математика, технология....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс по теме" Развитие пространственного воображения. Работа со спичками."

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс  по теме" Развитие пространственного воображения. Работа со спичками."...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....

Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы на внеурочных занятиях курса «Волшебный мир»

   Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Творческое воображение более интенсивно развивает...