Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
статья по зож на тему

Зенина Инна Николаевна

В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья33.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РАМКАХ ФГОС НОО

Зенина Инна Николаевна,

учитель  МОУ «Красненская СОШ имени М.И. Светличной»

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.   «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» - писал В.А. Сухомлинский.

     В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация педагога должна быть направлена на формирование ценностных ориентиров, в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Среди многих факторов, которые влияют на здоровье младших школьников, двигательная активность оказывает интенсивное воздействие. Для укрепления здоровья младшего школьника объем необходимой двигательной активности в течение недели должен составлять 10-12 часов, не менее 60 минут в день, где  движение – не проявление баловства и шалости, а специально направленные мероприятия для укрепления  физических возможностей ребёнка.

В младшем школьном возрасте активно развиваются   такие двигательные  качества как быстрота, гибкость, сила, ловкость, выносливость, скорость.                                                                                                          

В восстановлении норм двигательной активности для детей   возможно за счет внеурочных занятий,  спортивного  часа, прогулок, экскурсий, внеклассных мероприятий.

       На занятиях внеурочной деятельности для формирования, сохранения и укрепления  целостного здоровья ребёнка, для развития двигательной активности  можно использовать элементы  здоровьесберегающей  технологии  В. Ф.  Базарного:

 -  Режим смены динамических поз – часть занятия ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой или трибункой.        

- Работа по тренажёру «Сенсорный крест» (тренажёр  висит под потолком в классной комнате на высоте 2 -х м. На него крепится  необходимый материал по теме занятия. Дети выходят и выполняют задание, тем самым развивая все мышцы тела, устраняя усталость и напряжение с глаз).

-  Для расширения зрительных горизонтов, развития двигательной активности  можно применять специально разработанный «Экологический букварь» или  уголок отдыха. У меня в классе с этой целью используются фотообои природы, элементы которого меняются с наступлением каждого времени года. Экологическое панно на различных этапах занятия   используются по своему усмотрению.

Например, на внеурочных занятиях «Разговор о правильном питании» по теме: «Овощи и фрукты витаминные продукты» ребятам предлагается  задание: распределить картинки на две группы «Овощи» и «Фрукты», по теме «Если хочешь быть здоров» найти пословицы и поговорки о здоровье и объяснить их смысл.

- Организация обучения в режиме «динамических пауз» предполагает использование  на занятиях физминуток. 

Физкультминутки – естественный элемент как урока, так и внеурочного занятия  в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности  детей.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, с музыкальным и анимационным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток включены:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • упражнения для ног, рук,
  • релаксационные упражнения,
  • потягивание,
  • массаж области груди и  лица.
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

                    Физкультминутки  в начальной школе

1.Раз, два, три, четыре, пять - все умеем мы считать.

   Отдыхать умеем тоже: руки за спину положим,

   Голову поднимем выше и легко-легко подышим.

   А потом поднимем ножки и побегаем немножко.

   Пошагаем, потанцуем, в воздухе мечту нарисуем,

   А потом присядем и тихонько сядем.

2.Паровозиком все станем и рукой плечо достанем.

   Паровозик нас везет, с ветром мы играемся.

   Вместе нам всегда легко, друг другу улыбаемся.

   Мы приехали домой. Возле парты станем

   И обеими руками мы Луну достанем.

   А потом присядем дружно-

   Будем делать то, что нужно.

3.Отдыхать пришла пора,

   Ждет веселая игра.

   Повторяй за мной движения,

   Но без промедления.

   Влево, вправо, вправо, влево

   Поворачивай умело.

   Ножками потопаем,

   Ручками похлопаем.

   Сели, встали, сели, встали,

   Наконец-то мы устали.

   А теперь присядем  

   И тихонько сядем.

4.Начинаем физзарядку, выполняем по порядку:

   Вправо, влево повернемся - раз- два, раз – два,

   А потом к полу нагнемся – раз- два, раз-два.

   Влево, вправо наклоняемся и друг другу улыбаемся.

   Вместе весело шагаем - раз-два, раз-два.

   Дружно прыгать начинаем – раз-два, раз-два.

   Ровно дышим, глубоко, ноги ставим широко.

   А потом подпрыгнем – хлопнем,

   Повторим разок, другой.

   И в конце физкультминутки

   Мы подвигаем ногой.

   Дружно все присядем и тихонько сядем.

Использование игровых элементов на занятиях внеурочной деятельности позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности.

На внеурочных занятиях «Разговор о правильном питании» можно предложить детям игры:

- «В магазине продуктов» (одни дети – продавцы, другие – покупатели выбирают полезные продукты).

- «Приготовление обеда» (на столе лежат карточки с изображением тех или иных продуктов питания, дети выбирают карточки, необходимые для

приготовления борща, салата, картофельного пюре и т.д.);

- «Чудо дерево полезных продуктов» (по периметру класса развешаны картинки с изображением полезных и вредных продуктов питания, полезные продукты дети  вешают на дерево, а вредные выбрасывают в корзину).

Спортивный час

Спортивный  час,   проводится за счет прогулки в хорошую погоду на улице или как замену ее из-за плохой погоды в помещении. Спортивный час не повторяет методику и содержание уроков физкультуры. Его цель -  снять у детей усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызвать у каждого устойчивый интерес к отдельным видам спорта (легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм).

Примерная структура спортивного часа:

  • начало занятия с медленного бега, чередуя с ходьбой (3-5мин.);
  • общеразвивающие  двигательные упражнения  или комплексы  с предметами или без них  (8-10 мин.) или эстафета (10-15мин.);
  • подвижная игра либо согласно плану прогулки или по предложению детей (15-20);
  • спокойные малоподвижные игры для восстановления дыхания (5-7мин.).

Но главным при проведении спортивного часа является  необходимость соблюдения важного условия: включать всех детей в активное движение, с учетом их физических возможностей и особенностей состояния здоровья.

Прогулка

 Если спросить школьников, что они больше всего любят, то большинство ответят  - «прогулка». Прогулка – это организованная форма активного отдыха. Она решает, прежде всего, оздоровительную  задачу  восстановления умственной работоспособности, развитие двигательной активности,  также расширение кругозора  и  их познавательных интересов, воспитание навыков нравственных взаимоотношений. При планировании прогулки педагог придерживается определенных методических рекомендаций с целью повышения  значимости прогулки для здоровья, которые включают:

  • организационный момент - одевание детей в соответствии  с погодными условиями, инструктаж по правилам поведения на прогулке,  особое обращение  внимания  детей на травмоопасные моменты;
  • основную  часть,  состоящую из различно спланированной  деятельность по наблюдению, общению и т.д., проведение 2-3 игр различной направленности;
  • краткое подведение итогов,  возвращение в школу, гигиенические процедуры.

В основную часть прогулки обязательно включает различные подвижные игры.

Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитание детей. Участвуя в подвижных играх, ребёнок приобретает незаменимые психофизические качества – силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту движений. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увёртывании и др.

       Сущность подвижной игры выражается в оздоровительном значении – создаются благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, стимулируется обмен веществ                                                   

        Подвижные  игры могут делиться: индивидуальные и   командные (коллективные). В индивидуальных играх ребенок занимается самостоятельно: прыгает через скакалку, играет в мяч, крутит обруч.

В коллективной игре участвуют трое и  более человек, этим играм присущи элементы соревнования, где каждый борется не только за себя, но и за свою команду,  это требует взаимопонимания и взаимопомощи.

Подвижные игры

Совушка-сова–большая голова

Водящий – совушка – сидит в гнезде (небольшой круг, начерченный в углу площадки). После слов учителя»День наступает, всё оживает» играющие начинают ходить и бегать по площадке, изображая бабочек, птичек, жуков. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются и замирают. Вышедшая из гнезда совушка уводит тех, кто шевельнётся. Когда останутся два-три играющих, игра закнчивается. Назначают новую совушку, игра повторяется.

Птенцы и клетка

Играющие образуют два круга: внутренний круг – клетка. Внешний – птицы. Клетка движется указанным способом влево, а птицы летят вправо. По сигналу клетка останавливается, и все, образующие её поднимают сцеплённые руки вверх. Птицы пролетают в клетку и вылетают из неё. По второму сигналу клетка захлопывается. Игроки внутреннего круга приседают и опускают руки вниз. Птицы, оказавшиеся в клетке, присоединяются к игрокам внутреннего круга и помогают им ловить оставшихся птиц при повторении игры.

Эстафета зверей

Играют пять-шесть команд. Команды рассчитываются по порядку номеров. Игроки, стоящие под определённым номером. Получают название какого-нибудь зверя. Например, первые номера – тигры, вторые – волки и т. д. Учитель вразбивку называет любого зверя. Игроки, стоящие под соответствующим номером, бегут до определённой отметки и обратно. Тот, кто сделал это первым, приносит своей команде очко, то, кто ошибся, штрафное очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

По степени подвижности, напряженности физической и эмоциональной нагрузки игры делятся на три категории: большой, средней и малой интенсивности. Игры на морозе проходят при высокой подвижности - с бегом, прыжками, метанием. Во время прогулок, походов проводят игры обычно средней интенсивности. Игры на переменах, между приготовлением домашних заданий обычно малоинтенсивны.

Гимнастика до занятий

Ежедневное проведение утренней зарядки служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором развития двигательной активности. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-8 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-8 минут. При составлении комплекса физических упражнений педагог учитывает, с какого именно урока начинается учебный день. Если первый урок – письмо или русский язык, то  включает упражнения для развития мышц кисти. Если первый урок  - литературное чтение, то в комплекс включаются специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз.

       Упражнения в комплексах для детей младшего школьного возраста целесообразно располагать в следующем порядке:

  1. Упражнения для шеи.
  2. Упражнения для рук и плечевого пояса. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох.
  3. Упражнения для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из исходного положения лёжа на спине, сидя и т.п.)
  4. Упражнения для косых мышц туловища (повороты туловища, наклоны в стороны)
  5. Упражнения для ног
  6. Прыжки в чередовании с ходьбой
  7. Дыхательные упражнения по необходимости
  8. Упражнения на координацию движений.

 

        Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на растущий организм ребёнка. Проведение мероприятий (как отдыха, так и труда) на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления, конечно же развивает двигительную активность.

      Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка, на развитие двигательной активности. В рамках реализации проекта «По родному краю с любовью» и целевой программы развития школьного туризма Белгородской области «Моя Родина – Россия»,  организуются походы по памятным местам района (памятники погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны), экскурсии в  Готовской, Алексеевский краеведческий музей, Ильинский кондитерский цех «Грайворонский», на природу, в храм, коллективные походы на лыжах, просмотры детских представлений в районном доме культуры. Данные мероприятия способствуют как формированию основ эстетической культуры, эстетического развития личности, так и оздоровлению.
          Таким образом, недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребёнка.

         Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно сосудистой и дыхательной систем.

         Следовательно, необходимо обращать особое внимание и всячески способствовать повышению уровня двигательной активности у младших школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по ФГОС НОО

Содержание внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС. Механизм составления программы внеурочной деятельности....

«Требования к организации внеурочной деятельности по ФГОС»

    Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образова...

Статья «Реализация патриотического воспитания через создание казачьих кадетских классов посредством организации внеурочной деятельности».

Идея организации кадетского (казачьего) класса, сегодня можно уже сказать с уверенностью, успешно сочетается на практике с внедрением идей нового ФГОС. Особый акцент программы второго поколения сделан...

Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Важное значение для развития творческой активности имеет внеурочная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявлени...

"Модель организации внеурочной деятельности по ФГОС на примере МОУ – СОШ № 1 г.Красный Кут"

Выступление в рамках межмуниципальных занковских педагогических чтений "Реализация деятельностного подхода как необходимое условие реализации ФГОС"...

"Развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"

Доклад на тему "Развитие двигательной активности обучающегося с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"...

Доклад по теме: "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности рамках ФГОС НОО».( из опыта работы)

Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и...