"Развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"
опыты и эксперименты по зож

Доклад на тему "Развитие двигательной активности обучающегося с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_doklad_po_ritmike.docx25.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки на занятиях ритмикой

Слайд1

Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности, эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа жизни.

Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Слайд 2

цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.

задачи коррекционного курса:

  • развитие двигательных качеств  и устранение недостатков физического развития;
  • развитие выразительности движений и самовыражения;
  • развитие мобильности;
  • коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
  • развитие общей и речевой моторики;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.

Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю). При определении продолжительности в 1 классе в соответствии с рекомендациями Примерной АООП используется ступенчатый режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-декабре − занятия по 25-30-35 минут, январь-май − по 40 минут). Курс реализуется во внеурочной деятельности, (часы на его реализацию фиксированы в учебном плане.)

Примерная рабочая программа курса содержит 3 раздела: «Музыка и движения» (основные упражнения и основные упражнения в парах); «Движения и речь»; «Музыка и танец».

Слайд4

 направления работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика»

  • восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки);
  • упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты);

Слайд5

  • ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);

Слайд 6

  • упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);

Слайд 7

  • игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования);

Слайд 8

  • танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев).

Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия».

Занятия ритмикой является необходимыми, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.

Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты. Улучшается также ориентировка в пространстве, совершенствуются двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.

Отмечено, что занятия ритмикой положительно влияют на состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое воображение.

Музыкальные произведения подбираю таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбираю в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.

На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

На первых занятиях использую  простые и интересные упражнения, не представляющие особых затруднений для их восприятия и выполнения.

Вначале многие дети не обращают внимание на музыку, ее характер, не умеют подчиняться ее темпу и ритму. Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются проявлять ее в движениях. Расторможенные,  начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться). Постепенно, творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, напевать про себя. Мелодия - основа музыкально-двигательного образа.

Для восприятия четкой ритмичности движения большое значение имеют такие упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, или воплощая коллективный образ. Детей захватывает общий ритм, и их движения четко согласуются с музыкой.

В музыкально-двигательном материале темп, протяженность, ритм движений определяются всем характером музыки, а не только ее временной организацией.

На занятиях ритмикой  развиваю  восприимчивость к динамической окраске музыки. Воспитываю устойчивую связь между увеличением или уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения (чем громче, сильнее музыка, тем сильнее, энергичней движения). Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно выявляется в их моторной реакции.

Для того, чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, воспитываю у них необходимые качества движения, даю им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания-разгибания, повороты в различных суставах); простейшие элементы танцев и русской пляски; движения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятельности, повадки зверей, особенности предметов и т. п.).

Занятия ритмики способствуют снятию нервно- психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся, созданию положительного эмоционального фона, снятию фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей, стимуляции двигательных функций, развитию и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей, растормаживанию речевой функции.

Слайд10

Снять эмоциональный дискомфорт, поднять настроение школьников – позволяют здоровьесберегающие образовательные технологии.

Слайд11

 Основными средствами реализации  здоровьесберегающих  технологий в музыкально-ритмическом  воспитании школьников с ОВЗ являются: ритмопластика,

Слайд12

 дыхательная гимнастика,

Слайд13

 пальчиковая гимнастика,

Слайд14

 психогимнастика,

Слайд15

 логоритмика,

Слайд 16

 музыкотерапия,

Слайд17

 танцетерапия,

Слайд 18

 сказкотерапия,

Слайд19

улыбкотерапия,

Слайд20

 игротерапия ,

Слай 21

 фольклорная  арттерапия,

Слайд22

 праздникотерапия.

Слайд 23

Выводы

В системе коррекционно-развивающей работы курс «Ритмика» позволяет проконтролировать наличие позитивных изменений в области формирования двигательных умений и навыков:

– умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений;

– умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;

– совершенствование координационных движений (быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласованность действий рук, ног, туловища и др.);

– умение выполнять простейшие построения и перестроения;

– умение ходить в шеренге и разными видами шага;

– овладение простейшими элементами танца;

– умение выразительно передавать различные игровые образы, придумывать варианты образных движений в играх;

– владеть техникой элементарной мышечной релаксации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры как основа развития двигательной активности младших школьников"

Дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр....

Творческий отчёт по теме: «Развитие двигательной активности с использованием художественного слова».

Творческий отчет по теме самообразования: "Развитие двигательной активности с использованием художественного слова"...

Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.

        Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...

Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....

Проект «Развитие познавательной активности обучающихся с ОВЗ через систему коррекционно-развивающих занятий».

Моей основной задачей, как учителя дефектолога является построение процесса обучения таким образом, чтобы  сформировать у детей с ОВЗ познавательный интерес, обеспечить их компетенциями, необходи...