Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.
статья

Лукьянова Ульяна Валерьевна

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

   Выдающийся сурдопедагог С.А. Зыков подчеркивал, что «педагогически организованная деятельность» — это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушениями слуха, который необходимо наполнить определенным содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности формируется творческая личность школьника, раскрываются и развиваются его потенциальные возможности.

   Для актуализации и закрепления предметных знаний и умений, выработки в высокой степени самостоятельности, развития творческой и познавательной активности учащихся, необходимо создать систему, охватывающую и внеурочную деятельность.

   Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. Вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Один из  основных видов деятельности –  творческий.

   Таким образом, одними  из важнейших  компетентностей современного человека становятся:

-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы).

   В свете этого внеклассная работа рассматривается как дополнительная возможность развития творческих способностей обучающихся, воспитательного воздействия на них, что должно способствовать социализации слабослышащих учащихся в общество.

Внеклассная деятельность выполняет следующие функции:

-интенсивнее воспитывает самостоятельность;

-организует свободное время детей;

-укрепляет общее положительное отношение к учению;

-создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания, которое является одним из  важных аспектов всестороннего развития личности школьника.

   Однако она нуждается в целенаправленном педагогическом руководстве.

   Главной задачей воспитательного процесса школы - является воспитание развитой, гармоничной, социально – адаптированной личности.

   Границы современности воспитания расширяются и включают в себя все новые методы, важнейшим из которых является интегрированный подход.

Интегрированные занятия в условиях школы - интерната позволяют реализовать в режиме дня различные виды деятельности, также, когда в рамках одного раздела воспитания решаются различные задачи развития детей, и строятся они на разных видах деятельности. Цель интегрированных занятий независимо от используемых методов, приёмов и технологий - создание благоприятной психологической атмосферы, установление доверительных отношений на основе подбора специальных, коррекционных упражнений, которые способствуют нормальному психологическому развитию и личностному росту каждого ребёнка.

Кружковая работа направлена  на расширение  кругозора  воспитанников,  удовлетворение  их интересов,  развитие  творческих  способностей,  любознательности,  развитие мышления,  словесной  речи  и  слухового  восприятия, воссоздающего  и творческого  воображения;  приобщение  к  общественно  полезному  труду  в условиях разнообразной и интересной для детей деятельности.

   Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся, воспитанников с нарушением слуха большое внимание уделяется занятости учащихся во  внеурочное   время   в  кружках  и секциях.   Участие       учащихся  в кружках способствует  активизации  речи, познавательных  возможностей,  расширению  кругозора,  воображения, представлений  об  окружающей  действительности  и  приемов,  развитию  изобразительных умений, творческой активности.

   В сфере дополнительного образования школы считается главным:

-создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, их самовыражения и самоопределения;

повышение и поддержание познавательного интереса детей;

-свободный выбор учащимися дополнительных образовательных направлений;

-признание права на пересмотр возможностей в самореализации;

-создание ситуаций для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

   В отделениях дополнительного образования в школах для детей с нарушением слуха в художественно-эстетическом направлении  предлагаются следующие кружки:

-Театральная студия

-Жестовое пение

- Студия художественного творчества

- "Умелые руки"

- Декоративная роспись

-Прикладное рукоделие

- Бисероплетение

- Художественное прикладное искусство

-Художественное слово, жестовая речь

-Хореография

   Важную роль во внеклассной деятельности  имеют всевозможные выставки творческих работ и конкурсы, которые будут являться  результатом и итогом художественно-творческой деятельности.   Участие  воспитанников  в творческих конкурсах  детских работ и конкурсах,   разного уровня способствуют достижению высоких результатов, – одно из действенных средств развития творческой активности детей. Поэтому интеллектуальные и творческие игры и конкурсы, а также спортивные состязания традиционно рассматриваются как эффективные пути выявления и развития неординарных способностей детей.

   Развитие у неслышащих школьников способности восприятия прекрасного,   художественных взглядов и вкусов, творческих способностей, эстетических суждений и оценок  может реализоваться в процессе  подготовки и проведения различных внеклассных  мероприятий.

   Театрализованные праздники обеспечивают широкие возможности для решения  такой важной задачи, как развитие творческих способностей,  личностных качеств у слабослышащих детей. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка имеет целью пробуждение сопереживания, сострадания, отзывчивости,  направленных  на воспитание доброго отношения к людям. У слабослышащих детей недостаточно развиты эмоции  и чувства. Меньшая доступность для их восприятия выразительной стороны речи и музыки,  отставание в овладении речью -    всё это является отрицательным фактором в развитии эмоций детей с недостатками слуха. Вместе с тем они уделяют большее внимание такой выразительной стороне эмоций, как  мимика и пантомима, используют выразительные движения в жестовой речи.

   Общешкольные праздники  и, конечно, подготовка к ним – это важные стимулы развития речи слабослышащих детей и их речевого общения. Забота о совершенствовании устной речи является специфической особенностью всей внеклассной работы со слабослышащими детьми. Это не только направление работы по развитию речи, её активного использования, но и помощь в социальной адаптации детей с недостатками слуха. Участие в  праздниках помогает переступить барьер боязни непонимания их окружающими, обучающиеся стараются:  иметь внятную,  интонированную речь, войти в роль, передать настроение героев зрителям. Глубокие эмоциональные переживания вызывает оценка умений ребят. Важно, чтобы начальное естественное чувство страха сцены не переросло в чувство стыда, неудовлетворённости. Важен индивидуальный подход к робким детям: для них необходимо создавать на сцене ситуацию успеха, подбирать такие задания, которые дети могут выполнить, и активно поощрять их первые удачи.

   Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка с нарушением слуха. Дети с нарушенной слуховой функцией учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них лучше развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

   Готовясь к театральной сценке, дети разучивают считалки, реплики, стихи, осваивают интонационно выразительную сторону речи, мимические упражнения. Проводится работа над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, словом, фразой, интонацией, словесным и логическим ударением. Формируются произносительные навыки на основе отработки строго отобранного речевого материала на специальных занятиях (индивидуальных и групповых), фонетических зарядках. Педагогами привлекается внимание детей к изучению мимических движений, выразительных движений в жестовой речи. В театрализованной игре многократно может повторяться необходимая фразеология и выражения речевого этикета: здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, спасибо, благодарю вас, извините, помогите, впустите и т.п., это благотворная платформа для социализации детей с нарушением слуха. Сценическая деятельность предполагает владение учащимися навыками правильного ведения диалога, умение слушать себя и окружающих, логически верно произносить текст, соблюдать ритмико-интонационные оттенки речи, артистично произносить заученное, вести себя на сцене раскованно и непринужденно. Через театральные по сказкам воспитанниками усваиваются основные понятия межличностных отношений, развиваются деловые качества, фантазия, находчивость, коммуникабельность, адаптационные способности. Эти направления помогают не слышащим детям преодолевать трудности в разных видах деятельности.

    На репетициях большое внимание должно уделяется работе над ритмико-интонационной структурой речи, что включает в себя выполнение речевых упражнений (на логические ударения в речи, на  развитие чувства музыкального темпа, по работе над эмоциональной окраской речи). Большая роль отводится художественному оформлению, которое помогает акцентировать внимание учащихся на нужных моментах.       Из практики коррекционных школ отмечено, что приобщение слабослышащих детей к драматическому искусству помогает корригировать черты характера, способствует исчезновению негативных проявлений и оказывает влияние на рост популярности в коллективе.

   Проводимая работа по организации театрализованной деятельности детей с нарушением слуха стимулирует учебную, познавательную, артистическую и естественную речевую деятельность, оказывает преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу. Особое место занимает использование информационных компьютерных технологий при проведении внеклассных мероприятий. Слабослышащие учащиеся в силу своего дефекта испытывают трудности в понимании  обращенной к ним речи, читаемого текста, поэтому при подготовке  праздников, конкурсов готовится  компьютерная презентация. В презентации подача иллюстрированного материала (пейзажи, портреты) идёт с текстовым сопровождением (тексты стихотворений, вопросы для беседы, информация о писателе), звучит живое слово актёров. Всё это создает определённый эмоциональный настрой, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и помогает максимально активизировать познавательный интерес обучающихся к литературному материалу. Слабослышащие школьники не могут в полной мере в своём воображении воссоздать ту или иную картину Использование видеокадров из художественных и документальных фильмов, мультфильмов, видеоматериалов из школьной жизни позволяет развивать воображение. 

   В  современных  специальных  образовательных  учреждениях  процесс

воспитания  ориентирован  на  формирование  разносторонне  развитой,

нравственно  зрелой,  творческой  личности  ребенка  с  нарушением  слуха,

подготовку детей к самостоятельной трудовой  деятельности.  Занятия кружка,  как  одна  из  основных  форм  организации  внеурочной (внешкольной) работы  учащихся,  которая способствуют  их  профессиональному  самоопределению, формируют  общественную  активность,  устойчивый  интерес к определенным сферам знаний, совершенствуют навыки общения, деятельности разных видов (познавательной,  изобразительной  и  других).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на музыкальных занятиях.

В этой статье говорится об особенностях развития художественно творческих способностей обучающихся с  нарушением слуха на музыкальных занятиях....

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства.

В данной статье изложена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства....

Варюшина И.В. «Развитие творческих способностей обучающихся 1-4 классов в процессе реализации ФГОС НОО»

Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов в условиях реализации ФГОС НООУчитель начал...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных...

Доклад «Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»

laquo;Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»...