Доклад на тему: «Развитие речи и творческих способностей детей с нарушением слуха во внеурочное время»
методическая разработка по теме

Зотова Вера Александровна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Развитие речи и творческих способностей  детей с нарушением  во внеурочное время»

 Зотова В.А.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. Вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Один из   основных видов деятельности –  творческий.

 Таким образом, одними  из важнейших  компетентностей современного человека становятся:

-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы).

В свете этого внеклассная работа рассматривается как дополнительная возможность развития творческих способностей обучающихся, воспитательного воздействия на них, что должно способствовать социализации слабослышащих учащихся в общество.

Внеклассная деятельность выполняет следующие функции:

-интенсивнее воспитывает самостоятельность;

-организует свободное время детей;

-укрепляет общее положительное отношение к учению;

-создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания, которое является одним из  важных аспектов всестороннего развития личности школьника.

Однако она нуждается в целенаправленном педагогическом руководстве.

Главной задачей воспитательного процесса школы - является воспитание развитой, гармоничной, социально – адаптированной личности.

Границы современности воспитания расширяются и включают в себя все новые методы, важнейшим из которых является интегрированный подход.

Интегрированные занятия в условиях школы - интерната позволяют реализовать в режиме дня различные виды деятельности, также, когда в рамках одного раздела воспитания решаются различные задачи развития детей, и строятся они на разных видах деятельности. Цель интегрированных занятий независимо от используемых методов, приёмов и технологий - создание благоприятной психологической атмосферы, установление доверительных отношений на основе подбора специальных, коррекционных упражнений, которые способствуют нормальному психологическому развитию и личностному росту каждого ребёнка.

Развитие у обучающихся способности восприятия прекрасного,  эстетических суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов, творческих способностей  может осуществляться при подготовке и проведении различных внеклассных  мероприятий : «Мама - солнышко мое», «О, женщина, тебя прекрасней нет!  », «Дарите женщинам цветы», «Пусть всегда будет мама!», «Праздник ТВ».

Театрализованные праздники представляют широкие возможности для решения  такой важной задачи, как развитие творческих способностей,  личностных качеств у слабослышащих детей. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка имеет целью пробуждение сопереживания, сострадания, отзывчивости,  направленных  на воспитание доброго отношения к людям. У слабослышащих детей недостаточно развиты эмоции  и чувства. Меньшая доступность для их восприятия выразительной стороны речи и музыки,  отставание в овладении речью -    всё это является отрицательным фактором в развитии эмоций детей с недостатками слуха. Вместе с тем они уделяют большее внимание такой выразительной стороне эмоций, как  мимика и пантомима, используют выразительные движения в жестовой речи.

Общешкольные праздники  и, конечно, подготовка к ним – это важные стимулы развития речи слабослышащих детей и их речевого общения. Забота о совершенствовании устной речи является специфической особенностью всей внеклассной работы со слабослышащими детьми. Это не только направление работы по развитию речи, её активного использования, но и помощь в социальной адаптации детей с недостатками слуха. Участие в  праздниках помогает переступить барьер боязни непонимания их окружающими, обучающиеся стараются:  иметь внятную,  интонированную речь, войти в роль, передать настроение героев зрителям. Глубокие эмоциональные переживания вызывает оценка умений ребят. Важно, чтобы начальное естественное чувство страха сцены не переросло в чувство стыда, неудовлетворённости. Важен индивидуальный подход к робким детям: для них необходимо создавать на сцене ситуацию успеха, подбирать такие задания, которые дети могут выполнить, и активно поощрять их первые удачи.

 На репетициях большое внимание уделяется работе над ритмико-интонационной структурой речи, что включает в себя выполнение речевых упражнений (на логические ударения в речи, на  развитие чувства музыкального темпа, по работе над эмоциональной окраской речи). Большая роль отводится художественному оформлению, которое помогает акцентировать внимание учащихся на нужных моментах вечера.      

      Из практики  отмечено, что приобщение слабослышащих детей к драматическому искусству помогает корригировать черты характера, способствует исчезновению негативных проявлений и оказывает влияние на рост популярности в коллективе.

Особое место занимает использование ИКТ при проведении внеклассных мероприятий. Слабослышащие учащиеся в силу своего дефекта испытывают трудности в понимании  обращенной к ним речи, читаемого текста, поэтому при подготовке  праздников, конкурсов готовится  компьютерная презентация. В презентации подача иллюстрированного материала (пейзажи, портреты) идёт с текстовым сопровождением (тексты стихотворений, вопросы для беседы, информация о писателе), звучит живое слово актёров. Всё это создает определённый эмоциональный настрой, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и помогает максимально активизировать познавательный интерес обучающихся к литературному материалу. Слабослышащие школьники не могут в полной мере в своём воображении воссоздать ту или иную картину Использование видеокадров из художественных и документальных фильмов, мультфильмов, видеоматериалов из школьной жизни позволяет развивать воображение. 

В  современных  специальных  образовательных  учреждениях  процесс

воспитания  ориентирован  на  формирование  разносторонне  развитой,

нравственно  зрелой,  творческой  личности  ребенка  с  нарушением  слуха,

подготовку детей к самостоятельной трудовой  деятельности.  Занятия кружка,  как  одна  из  основных  форм  организации  внеурочной (внешкольной) работы  учащихся,  которая способствуют  их  профессиональному  самоопределению, формируют  общественную  активность,  устойчивый  интерес  к  определенным сферам знаний, совершенствуют навыки общения,  деятельности разных видов (познавательной,  изобразительной  и  др.).

Кружковая работа направлена  на расширение  кругозора  воспитанников,  удовлетворение  их интересов,  развитие  творческих  способностей,  любознательности,  развитие мышления,  словесной  речи  и  слухового  восприятия, воссоздающего  и творческого  воображения;  приобщение  к  общественно  полезному  труду  в условиях разнообразной и интересной для детей деятельности.

Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся, воспитанников с нарушением слуха большое внимание уделяю занятости учащихся во внеурочное время в кружках и секциях. Участие моих воспитанников в кружках способствует  активизации  речи, познавательных  возможностей,  расширению  кругозора,  воображения, разнообразных представлений  об  окружающей  действительности  и  приемов,  развитию  изобразительных умений, творческой активности.

Важную роль во внеклассной деятельности  имеют всевозможные выставки творческих работ.  Участие моих воспитанников  в творческих конкурсах  детских работ,   разного уровня способствуют достижению высоких результатов:

 1 место в школьном конкурсе поделок «Чудо-ёлка»2014г., 1 место в конкурсе поздравительных открыток «Лучше всех на свете - мамочка моя» 2015г; 1 место в конкурсе рисунков «Спорт любить – здоровым быть» 2014г.; 1 место в конкурсе рисунков «Я выбираю жизнь» 2014г.; 1 место в конкурсе «Русская земля - Отечество героев» 2014г.; 1 место в конкурсе «Узоры на стекле» 2014г.; 1 место в конкурсе « Мы не забудем подвиг ваш» 2015г.;

2 место в конкурсе «Широкая масленица» 2014г.; 2 место в конкурсе аппликаций «Мамин праздник» 2014г.; 2 место в конкурсе «Многонациональная Кубань» 2014г.; 1 место во всероссийском творческом конкурсе  «Святая Пасха» 2015г.; 1 место во всероссийском творческом конкурсе «День космонавтики»2015г.;  2 место во всероссийском творческом конкурсе «Здравствуй, весна» 2015г.; 2 место в общероссийском  конкурсе «Страна чудес – страна исследований» 2015г.; 3 место во всероссийском творческом конкурсе «Женский день- 8 марта» 2015г.; 3 место в общероссийском конкурсе «Любуясь красотой природы» 2015г.; дипломанты всероссийского творческого конкурса  рисунков, посвященного 70-ю Победы в В.О.в. «Подвиг нашего народа» 2015г.

Таким образом, эти мероприятия:

1.развивают индивидуальные склонности и интересы обучающихся, их способности;

2.формируют самостоятельность, развивают творческую активность;

3.развивают речь учащихся, что является основной задачей коррекционной школы;

4.расширяют умственный кругозор школьников;

5.значительно увеличивают время на формирование у  слабослышащих детей устной речи вообще и произношения в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Доклад на тему:Развитие речи у детей с ЗПР на уроках чтения и русского языка в начальной

План ВведениеГлава 1. Научно-теоретические основы работы над развитием речи на уроках чтения и письма.1.1. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.1.2. Принципы и содержание словарной...

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ...

Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"

Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"Цель: Создание  благоприятных условий для учащихся начальной школы, при которых потенциал каждого обуча...