Доклад на тему : «Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»
материал
Доклад на тему :
«Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему :
«Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»
Учитель нач. классов: Дударова Н.В.
В последние годы в системе образования особое внимание уделяется формированию читательской компетентности младших школьников. Это связано с тем, что умение читать и обсуждать прочитанное является залогом успешного обучения и личностного роста. Развитие речи учащихся напрямую связано с этой задачей, поскольку именно через слова, выражения и тексты происходит усвоение знаний и взаимодействие с окружающим миром.
Одной из основных целей формирования читательской компетентности является развитие навыков критического мышления. Умение анализировать, синтезировать и оценивать информацию помогает ребенку не просто запомнить текст, но и осознать его содержание. Эти навыки формируются через чтение различных жанров — от художественной литературы до научных статей. Регулярное чтение развивает не только лексический запас, но и грамматические навыки, что в свою очередь улучшает речевую практику.
Также важно организовать обсуждение прочитанных материалов. Это может быть как коллективное обсуждение в классе, так и работа в маленьких группах, где дети учатся слушать друг друга, формулировать свои мысли и высказывать мнения. Таким образом, у школьников формируется навык аргументации, что особенно важно для их дальнейшей учебы и жизни.
Важно использовать игровые и творческие задания. Например, создание собственного рассказа или рецензии на прочитанную книгу позволяет детям развивать креативное мышление, а также повышает интерес к чтению. Использование интерактивных методов, таких как ролевые игры, способствует зарождению у детей положительного отношения к чтению и литературе.
Не менее важным аспектом является участие родителей в этом процессе. Чтение с родителями, обсуждение книг и совместные литературные вечера создают положительный имидж чтения как увлекательного и важного занятия. Работа с родителями на родительских собраниях и специальных мероприятиях способствует укреплению связи между школой и домом.
Развитие речи младших школьников — это не только подготовка их к чтению и пониманию текстов. Это комплексный процесс, который включает в себя формирование мышления, умения излагать мысли и навыков критического осмысления информации. Поэтому важно, чтобы учителя, родители и общество в целом объединяли усилия для создания комфортной и поддерживающей среды для младших школьников.
Для организации учебного процесса по формированию читательской компетенции целесообразно использовать приёмы активного чтения.
Прием | Характеристика | ||||
Приём «Корзина идей» | Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. | ||||
Прогнозирование с помощью открытых вопросов | Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д. Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя?Где в обычной жизни…?). | ||||
Прием «Ассоциативный куст» | Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. 1. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах. 2. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному. 3. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе. 4. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события. | ||||
Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). | Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. | ||||
Приём «Ромашка вопросов» ромашка Блума» | Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель — с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). | ||||
Прием «Зигзаг» | Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. | ||||
Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна | Для формирования навыков сравнения и классификации, структурирования информации. 1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.
| ||||
Составление вопросного плана | Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом. Памятка для учащегося
| ||||
Дневник двойных записей. | Для формирования умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. | ||||
Толстый и тонкий вопросы | «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа. Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу. | ||||
Приём «Рафт» | Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования. | ||||
Прием «Учебный мозговой штурм» | Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. | ||||
Прием «Составление кластера» | Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. | ||||
Прием «Цветопись» | Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. |
В заключение, можно сказать, что развитие речи учащихся — ключевая задача в формировании читательской компетентности младших школьников. Это имеет долгосрочные последствия для их образования и личностного развития, создавая основу для успешного будущего в современном мире, где выполнение требований читательской грамотности становится все более актуальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...

ДОКЛАД формирование читательской компетентности младших школьников
о формировании читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2008–2018 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается с...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Статья по теме самообразования "Формирование читательской компетентности младших школьников"
В данной статье раскрывается тема как заинтересовать младших школьников читать книги...

Презентация на тему : «Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»
Доклад на тему :«Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»...


