Статья по теме самообразования "Формирование читательской компетентности младших школьников"
статья по чтению

Завьялова Людмила Алексеевна

В данной статье раскрывается тема как заинтересовать младших школьников читать книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы26.15 КБ

Предварительный просмотр:

     Статья по теме самообразования «Формирование читательской компетентности младших школьников», из опыта работы учителя начальных классов Завьяловой Л.А.    

Основной  целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Что же такое читательская компетентность учащихся начальной школы?  Это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Определяется читательская компетентность владением техникой чтения; владением приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; умением  самостоятельно выбирать книги; сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

 Успешность обучения школьника зависит от достижения этих целей. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Моя работа по формированию читательской компетенции на уроках литературного чтения реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и «жужжащее чтение». Об этом приёме хотелось бы поделиться опытом. Я следила за тем, чтобы у каждого ребёнка была художественная книга, которую он будет читать на  «пятиминутках», закладка, отметка карандашом того места, до которого дочитали, и начинали с того места на следующем уроке. Но стала замечать, что не все дети действительно читают, приносят очень большие по объёму книги, или книга не соответствует возрасту. Попыталась определить для самой себя цель  пятиминутного «жужжащего» чтения на каждом уроке. Пришла к выводу, что если я хочу в течение пяти минут заинтересовать учеников содержанием того, что он читает, вызвать желание обязательно дочитать дома, то не у всех ребят это получается. Поэтому эти пять минут я спланировала по другому. Даю детям  такой текст, который он успеет прочитать за это время. Потому что,если человек видит конечную цель своей работы, то и работа спорится вдвое быстрее. И совсем другим представляется состояние ученика, где он видит начало и конец своей  работы. Он помнит моё требование прочесть сначала заголовок текста, попытаться понять  о чём пойдёт речь, обязательно найти автора. Возможно, что он успеет прочитать  до конца, а учитель ещё не не даёт команду закончить чтение. Тогда он начинает повторное чтение. А как мы знаем «повторенье-мать ученья».

2. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам)  В работе по данному направлению использую опорные таблицы и памятки. Такие как « Правила чтения и обращения с книгой», «Учись читать выразительно», «Памятка работы над сказкой (басней, рассказом, стихотворением). Приведу пример в качестве примера «Памятка работы над басней»

           Как называется басня? Кто автор?

Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

Кто действует в басне?

Какими показаны герои басни? Прочитайте как описывает их автор.

Прочитайте как автор относится к событиям, описанным в басне. Как относится к действыющим лицам?

Что должен понять из этой басни читатель?

Какое выражение из басни стало крылатым?

Отвечая на вопросы «Памятки» дети неоднократно обращаются к текту, а это способствует развитию навыка беглого чтения и лучшему усвоению содержанию текста.

3. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

4. Навыки и умения читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, и оценку художественного произведения. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

Расположить вопросы по порядку содержания текста.

Задать вопросы по тексту или по части текста.

Определить сколько частей в тексте.

Работа над заголовком. Доказать что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. Выбрать заголовок из предложенных.

Выборочное чтение.

Пересказ по вопросам и без них.

Составление плана текста.

Чтение по готовому плану.

Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.

Нахождение в тексте отрывка к рисунку.

Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.

Очень важно с самых первых дней в ребёнка школе вести  работу и с родителями. Поэтому   провожу родительские собрания на тему:

 «Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил чтение, чтобы начал читать много и с удовольствием». Приведу пример.

Если ваш ребёнок не проявил интереса к чтению, давайте посмотрим, что же мы можем сделать? Не ждите, что развитие чтения будет идти постепенно, что сегодня ученик читает плохо, завтра чуть лучше, послезавтра ещё лучше и так  шаг за шагом он научится хорошо читать. Так не будет, дело в том, что развитие происходит скачками. Ребёнок долгое время "топчится" на одном месте, а потом  происходит скачок, но чтобы он произошёл быстрее,я предлагаю несколько советов.

          Итак совет первый: лучше читать меньше, но чаще. Очень часто родители думают, что чем дольше  ребёнок выполняет какое то действие, например, читает, решает, пишет, - то тем лучше результат. Это ошибочное представление. Мозг ребёнка устроен таким образом, что максимально продуктивно он делает новое действие первые 5 минут, а дальше происходит остановка. Сколько бы вы не занимались, но после 5-10 минут результат будет такой же или наоборот будет снижаться. Удивительно, но часовое занятие чтением каждый день даёт несравненно худший результат, чем пару раз читать по пять минут.

          Следующий совет заключается в том, что нам необходимо сформировать у ребёнка представление о чтении как о процессе удивительно приятном и лёгком. Когда ребёнок только - только начинает читать, чтение для него огромный труд и напряжение. А если он ещё и понять смысла прочитанного не может, так где же ему полюбить этот процесс чтения? Это для него пытка и наказание. Мы должны повернуть этот процесс вспять. Расскажу 3 приёма как это можно сделать.

1. Чтение вместе с ребёнком. Вы читаете, а ребёнок следит пальчиком. Садитесь рядом и читайте на своей обычной скорости, не на скорости ребёнка, а именно на своей быстрой скорости. Берите его руку в свою и двумя пальчиками ведите. Ничего другого от ребёнка требовать не надо. Вы просто читаете, ребёнок ведёт. Это должно доставлять радость и вам и ребёнку. Это как игра, пусть ребёнок получит от этого удовольствие. В этот момент, когда ребёнок следит глазами за вашим чтением, в его мозге как раз и происходит процесс накопления качественных изменений.

2. Чтение произведений, которые ребёнок знает наизусть. Может быть он знает у вас наизусть сказки К.И.Чуковского, А.С.Пушкина, стихи А.Барто или С.Михалкова. Рифмованные строчки для этого приёма проходят на «Ура». Пусть он открывает книжку и читает то, что уже знает наизусть. Если ребёнок не умеет читать наизусть - ничего страшного, прочитайте с ним эти произведения вместе пальчиком следя. И не бойтесь читать по несколько раз одно произведение. Рифмованные строчки легко лягут на детскую память и он с удовольствием будет даже опережать вас.

3. Чтение одного и того же любимого произведения несколько раз. Иногда так бывает, что ребёнку полюбится какая то книжка и он её без конца читает. Не запрещайте ему это. Это чрезвычайно полезно. Положительные эмоции от любимого произведения, лёгкость от того, что читаешь знакомый текст, всё это вместе создаёт тот самый эффект, которого мы хотим добиться: ребёнок получает удовольствие от чтения. Не бойтесь, что в будущем он сможет читать только одни и те же тексты. Нет! Количество неизменно перейдёт в качество.

          Следующий совет — это чтение перед сном. Я думаю, вы об этом уже слышали, но хуже от этого совет не становится. Когда ребёнок приготовился ко сну, выполнил все гигиенические требования, переоделся и лежит в постельке, его ждёт красивое завершение дня - чтение перед сном. Подобный подход убивает сразу трёх зайцев. Во первых, это упорядочит режим дня ребёнка. Во вторых, последнее, что мозг ребёнка фиксирует в конце насыщенного дня, это письменный образ слова, что в дальнейшем способствует потрясающему развитию чтения. И в третьих, это создание тёплой атмосферы традиции в семье.

       Ну и последний совет: что читать нашим детям, какие книги выбрать? Пусть для начала это будет классика: К.И. Н.Носов, В.Драгунский, Э.Успенский. Всегда идите от ребёнка, что ему интересно. Пусть ребёнок поймёт, что чтение это огромный мир!

       Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой то результат. Поэтому я в течение всех четырёх лет начальной школы стараюсь привить детям интерес к знаниям, всеми силами пытаюсь им показать, что эти знания они смогут получить из книг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2008–2018 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается с...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Статья на тему "Формирование мультимедийной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье раскрывается сущность медиакомпетентности, а также, какие методы работы стоит использовать учителю начальных классов на уроках литературного чтения, чтобы более эффективно формировать данную ...

Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"

Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"...