Развитие творческого воображения учащихся начальной школы
статья

Татьяна Владимировна Валова

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы.

 В период модернизации системы образования перед учителями многих предметов встают вопросы личностного развития и творческой самореализации учащихся. Так как для развития нашего общества, нашей экономики нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий своё дело, своё место в жизни, с высокоразвитыми творческими способностями, и умениями применять их на практике, в труде, на любом рабочем месте, в любой жизненной  ситуации.

Диагностика развития воображения

Игровая методика для педагогов и родителей.

Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.

"Где чье место?"

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Стимульный материал.

Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.

Игровое задание.

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Анализ выполнения задания.

В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие" места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.

Вместе с тем ситуация коренным образом изменяется, если мы уберем целую картинку и, оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как правило, показывают значительно лучшие результаты, чем при самостоятельном объяснении. Они могут придумать - правда, очень короткие и несложные - ситуации и истории (в основном по сюжетам знакомых им рассказов и сказок), объясняющие необычное положение персонажей.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.

Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере, малыши очень стараются это доказать. "В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)" и т.п.

Если изменить задание и попросить детей объяснить, как расставил персонажи взрослый или другой ребенок, то их рассказы станут более содержательными и детальными, чем тогда, когда они сами ставили картинки и пытались пояснить свои действия. Если же убрать большую картинку, то в отличие от детей с первым уровнем развития воображения они почти не будут реагировать на это, т.е. их рассказы и объяснения не станут качественно ни хуже, ни лучше.

Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на "чужие" места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д.

Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя, из которой он и будет вести объяснения. Например: "Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку", - а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: "На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались". Далее следует сказочный сюжет.

Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.

Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке, мы же просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности.

Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы "шорами", ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемных задач.  Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

И на примере урока «Круговорот воды в природе» я хочу вам показать несколько приёмов

Повторение свойств воды проводится в виде заполняется в таблицы.

Класс делится на 3 группы, каждая группа заполняет свою часть таблицы: 1 группа – жидкое состояние, 2 группа - твёрдое, 3 группа - газообразное.

Изучение нового материала начинается со сказки «Путешествие капельки»

Сказка читается учителем, а учащиеся зарисовывают всё то о чём говорится в сказке.

Практическая работа.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Но кроме малого круговорота воды в природе есть ещё и …. (можно спросить у детей : как они думают какой еще может быть круговорот воды в природе?) большой . И сразу возникает вопрос как он происходит?  В этом нам поможет игра  «Приключение капелек» . Сейчас каждый из вас представит себя капелькой, которая выпала на землю после дождя у каждой из вас будет очень важное дело, т.е вы попали не в море, а в 1)колодец,   2)росинку  3)водопровод  ит.д.

А как вы потрудились, расскажите (каждый ребёнок рассказывает о своём приключении).  Молодцы хорошо потрудились и вся работа, которую выполняли капельки и есть большой круговорот воды в природе.

Игра  «Нефтяное пятно»

Плавающее перо

Тебе потребуются:

- Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)

- Широкая миска с водой        - 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды

- Синяя пищевая краска           - 2 ватных шарика                - Пинцет

- Бумажное полотенце

Этот проект показывает, как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.

2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.

3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.

4. Положи перо на бумажное полотенце.

5. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.

8. Положи перо на бумажное полотенце.

Результат:

Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь голубой цвет.

Объяснение:

Мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Снежные цветы

Приготовьте для опыта:

- соломинку,                       - мыльный раствор

Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.

Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.

Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.        

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.        

5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие  способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы имеет огромное значение в современном обучении. Каждый ученик - индивид. У каждого свои способности, которые учитель должен увидеть и работать...

Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы на внеурочных занятиях курса «Волшебный мир»

   Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Творческое воображение более интенсивно развивает...