Интеллектуальная игра-конкурс «Знание – сила»
материал (3 класс)

Цель. Развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:
• создать условия для развития познавательного интереса к предметам;
• развивать интерес к предметам;
• расширять кругозор учащихся;
• закрепить полученные знания в нестандартных игровых формах организации деятельности;
• развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение учеников.
• способствовать становлению и формированию основ саморазвития, саморегуляции, самовоспитания необходимых для становления личности школьников, проявления учениками коммуникационных навыков.
• пробудить любознательность учащихся; 
• воспитывать интерес друг к другу, взаимоуважение, чувства сопереживания и поддержки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_znanie-sila.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Интеллектуальная игра-конкурс «Знание – сила» 
Цель. Развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:
• создать условия для развития познавательного интереса к предметам;
• развивать интерес к предметам;
• расширять кругозор учащихся;
• закрепить полученные знания в нестандартных игровых формах организации деятельности;
• развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение учеников.
• способствовать становлению и формированию основ саморазвития, саморегуляции, самовоспитания необходимых для становления личности школьников, проявления учениками коммуникационных навыков.
• пробудить любознательность учащихся; 
• воспитывать интерес друг к другу, взаимоуважение, чувства сопереживания и поддержки.

Ход занятия. (Слайд 1)
- Добрый день, дорогие ребята! Я вас приветствую на интеллектуально-развлекательной игре «Знание - сила». Сегодня вам предстоит помериться силами знаний. Сильным будет считаться тот, кто больше знает. 

Правила игры: игра состоит из трёх туров. В первом туре играют все учащиеся. Будет задано 15 вопросов, на которые ответить нужно «да» или «нет». (Использовать светофорики: дети показывают зелёный цвет, если отвечают «да» и красный, если отвечают «нет»). За правильный ответ начисляется 1 балл. Кто набрал меньше всех баллов (2-4 человека), во второй тур не переходят. Во втором туре задаётся 10 вопросов с 4 вариантами ответов, один из которых верный. У игроков есть 1 минута, чтобы ответить (использовать числовой веер, дети показывают номер выбранного ответа). За правильный ответ начисляется 2 балла. В третий тур переходят 2-3 человека, набравшие большее количество очков во втором туре. В третьем туре игрокам (по очереди) предлагается 7 тем. Вместе с ведущим по очереди (первый ход за игроком) они убирают по 1 теме. Оставшаяся тема играется. Задаётся 1 вопрос без вариантов ответа. У игрока есть 1 минута для того, чтоб дать ответ. При правильном ответе банк удваивается (то есть, набранные баллы в I и во II турах), при неправильном — количество баллов не изменяется. 
I тур «Да – нет». (Слайд 2)
Вопросы:
1. Летучая мышь видит ушами. (Да. Нет.)
2. Бурый медведь – самый крупный из всех медведей. (Да. Нет.(Белый)
3. Лапти – это обувь, сплетённая из бумаги. (Да. Нет.(Из коры деревьев)
4. У паука 6 ног. (Да. Нет.(8)
5. Бор – это сосновый лес. (Да. Нет.)
6. Манную крупу готовят из пшеницы. (Да. Нет.)
7. В озере Байкал солёная вода. (Да. Нет.)(Пресная)
8. У комаров есть зубы. (Да. Нет.) (22 зуба)
9. Северные олени едят грибы. (Да. Нет.)
10. Суффикс стоит после корня. (Да. Нет.)
11. Дед Мазай в половодье спасал щенят. (Да. Нет.(Зайцев)
12. У треугольника все углы прямые. (Да. Нет.)
13. Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно ширину умножить на длину. (Да. Нет.(Сложить все стороны)
14. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. (Да. Нет.)
15. Если на снежную бабу надеть шубу, то она растает. (Да. Нет.(Шуба не даёт тепло)
II тур «Выбери ответ». (Слайд 3)
Вопросы:
1. Какой породы был пёс Артемон в сказке «Приключения Буратино»?(Слайд 4)
1) Лайка
2) Пудель
3) Такса
4) Дворняжка
(Слайд 5)
2. Зачем змее язык?(Слайд 6)
1) Чувствовать запахи
2) Дразниться
3) Жалить
4) Ловить комаров
(Слайд 7)
3. Какая птица кричит громче всех?(Слайд 8)
1) Курица
2) Ворона
3) Голубь
4) Павлин
(Слайд 9)
4. В какой стране корова является священным животным?(Слайд 10)
1) В Индии
2) В России
3) Во Франции
4) В Англии
(Слайд 11)
5. Кто ходит на охоту в львиной семье?(Слайд 12)
1) Лев
2) Львица
3) Львята
4) Всё семейство
(Слайд 13)
6. Какая рыба в природе не существует?(Слайд 14)
1) Рыба-игла
2) Рыба -меч
3) Рыба-ножницы
4) Рыба-нож
(Слайд 15)
7. Куда деваются из скворечника скорлупки разбитых яиц?(Слайд 16)
1) Выталкивают
2) Съедают
3) Раздавливают
4) Выносят
(Слайд 17)
8. У каких птиц самцы красные, а самки зеленоватые?(Слайд 18)
1) У снегирей
2) У клестов
3) У синиц
4) У щеглов
(Слайд 19)
9. Какой гриб использовали врачи во время Великой Отечественной войны в медицине?(Слайд 20)
1) Мухомор
2) Опята 
3) Трутовик
4) Белый гриб
(Слайд 21)
10. В деревне есть часы такие, не мёртвые, а живые, ходят без завода, они птичьего рода.(Слайд 22)
1) Скворец
2) Петух
3) Будильник
4) Часы
(Слайд 23)
III тур «Выбери тему».(Слайд 24)
Предлагаются 7 тем на выбор:
1. Спорт
2. Сказки
3. Явления природы
4. Вселенная
5. Фразеологизмы
6. Полезные ископаемые
7. Млекопитающие


Вопрос к теме «Спорт»(Слайд 25)
Этот вид спорта развивался из кулачного боя, существовавшего как спортивное единоборство более 5 тысяч лет назад. (Бокс)(Слайд 26)

Вопрос к теме «Сказки»(Слайд 27)
Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал... Кого? (Колобка)(Слайд 28)

Вопрос к теме «Явления природы»(Слайд 29)

Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман)(Слайд 30)

Вопрос к теме «Вселенная»(Слайд 31)
Звёзд на небе очень много, поэтому запомнить все трудно. Тогда люди разделили их на группы и нанесли эти группы на карты, соединив звёзды каждой чёрточкой. Как называются эти группы звёзд? (Созвездия)(Слайд 32)

Вопрос к теме «Фразеологизмы»(Слайд 33)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (Нос)(Слайд 34)

Вопрос к теме «Полезные ископаемые»(Слайд 35)

Как называется природное вещество, которое образуется на болотах, горючее. (Торф)(Слайд 36)

Вопрос к теме «Млекопитающие»(Слайд 37)
Какой зверёк для вывода детёнышей устраивает высоко на деревьях из прутьев и мха шарообразное гнездо, которое называется гайно? (Белка)(Слайд 38)

Итог занятия.
- Наша интеллектуальная игра подошла к концу. Все вы были молодцы, показали свои знания, свою смекалку. Но всё же некоторые ребята отличились и победили. (Награждение победителей)(Слайд 39)
- Желаю вам дальнейших творческих успехов и прощаюсь с вами до следующей встречи на новой игре.

  1. Конкурс « Загадки о падежах»

Отгадайте загадки о падежах, которые прочтёт вам уважаемое жюри. На листочках большими печатными буквами запишите первые буквы названий падежей.

Творите – чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад.   (Т)

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не  терплю.

 Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.    (И)

Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри.

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять.   (П)

 

Прочитайте хором, какое слово у вас получилось (тип)

За этот конкурс каждая команда получает по 3 балла.

     

  1.  Конкурс  «Три в одном», в котором потребуется ваше умение определять тип склонения существительных.

Показ рисунка лошади.

Как записать название животного во всех трёх склонениях?

   1-е скл.                                           2-е скл.                                   .     3-е скл.    

лошадка                                            конь                                               лошадь

кобыла                                               жеребец

Сообщаются результаты конкурса

Для чего необходимо знать и уметь определять склонение и падеж существительных? ( Чтобы грамотно писать безударные окончания существительных.)

  1.  Конкурс «Найди потерянное окончание» будет проводиться в виде весёлых стартов

у деревн.                                        от сирен.

в отряд.                                         в одежд.

по дорог.                                        на праздник.

к изгород.                                      без линейк.

Взаимопроверка командами выполнения задания по образцу: и, е, е, и.

Оценка конкурса жюри.

  1.  Конкурс капитанов «Блиц – турнир»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

- Чем кончается день и ночь? (ь)

- Чем кончается лето и начинается осень? (о)

- В каком слове 40 гласных? (сорока)

- Как написать «сухая трава» 4 буквами? (сено)

- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? («ка», «ша»; «у», «ха»)

- Составьте названия животных из двух или трёх предлогов. (к о за, к от)

- Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей

Или у рыб нет зуб?

- От какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную букву м, чтобы превратить его в прилагательное, обозначающего цвет?  (Маленький)

Сказки – это первые литературные произведения, с которыми встречается каждый человек в своей жизни. Кому-то сказки рассказывали дедушки и бабушки, многим папы и мамы, кому-то старшие братья и сестры.

1-й меридиан нашего глобуса «Сказочный меридиан»

Вам нужно вставить слово, пропущенное в названии сказок. Я буду по очереди задавать вопросы экипажа, болельщиков попрошу соблюдать спокойствие, за нарушение дисциплины – команда получает штрафное очко

Петушок – … гребешок (золотой)
Зимовье …(зверей)                                           Финист – … сокол (ясный)
У страха … велики (глаза)                                Иван-царевич и … волк (серый)
Бобовое … (зёрнышко)                                     Коза – … (дереза)
Пузырь,  … и лапоть (соломинка)                   Мальчик с … (пальчик)

Блиц – опрос для 1 экипажа

1.У кого жила Курочка Ряба? (У бабы и деда)
2. Кто воспитывал Буратино? 
(Папа Карло)
3. Кем приходились друг другу три поросёнка? 
(Братья)
4. Кто и в какой сказке угрожал родителям съесть их детей? 
(«Тараканище».Таракан)

2 экипаж

1. Кем приходилась Царевна-лебедь царю Салтану? (Невестка)
2. Кому писал письмо Ванька Жуков? 
(Дедушке)

3. Кто воспитывал семерых козлят? (Мама  коза)
4. Кого расстроила принцесса в сказке  братьев Гримм «Бременские музыканты»?

3 экипаж
1. Кем приходилась попу и попадье поповна в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и его Работнике Балде»? 
(Дочерью)
2. Кем приходился князь Гвидон поварихе и портнихе? 
(Племянником)
3. В какой сказке, кому помогали собирать урожай животные? 
(«Репка».Деду, бабе, внучке)
4. Кем приходилась Ивану-царевичу лягушка-царевна? 
(Невеста, жена)

Библиотекарь: В современных условиях жизни, каждому из нас необходимо быть эрудированным и всесторонне развитым человеком. Быть всегда в курсе событий, открытий. Согласны? Тогда нас ждет

2-й меридиан нашего глобуса « Ходячая энциклопедия»– Вам будут предложены вопросы, составленные по «Детской энциклопедии» издательства «Росмэн». Темы: космос, планета Земля и жизнь на ней.
В известной пословице говорится: «Один ум хорошо, а два – лучше

1. Что представляет собой планета Земля?  (Шар, приплюснутый сверху и снизу)
2. Земля – шар. Почему же люди не падают с Земли? (Держит сила притяжения)
3. В каком месте нашей планеты температура самая высокая? (Пустыня Сахара. 57,7 град.)
4. Сколько планет обращается вокруг Солнца: 7, 9, 11? (9)
5. Самая высокая гора на Земле: Эверест, Арарат, Эльбрус? 
(Эверест)
6. Планеты удерживает на орбите сила 
солнечного, земного или космического притяжения?
7. Самая длинная река в мире? 
(Нил. 6 671 км)
8. Где появились первые живые организмы? 
(В морях)
9. Какие птицы не летают? 
(Африканский страус.Пингвин)
10. У многих рыб хорошее зрение. Есть ли у них веки? 
(Нет)

11. Слой воздуха, окружающий нашу планету: тропосфера, атмосфера или  биосфера?
12. В каком месте Земли самая низкая температура? 
(Антарктида. 88,3 град.)
13. Почему Марс называют Красной планетой? 
(Состоит из красного камня)
14. Что представляет собой Луна? 
(Твёрдый шар, который крутится вокруг Земли)
15. Какое море на Земле самое солёное? (Мёртвое.Там даже рыба не живёт)
16. Какие млекопитающие могут летать? 
(Летучие мыши)
17. Для чего кенгуру хвост? 
(Помогает удерживать равновесие)
18.Что теплее: перья у птиц или мех у животных? 
(Перья)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила"

Конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила" в форме игры "Звёздный час"...

Презентация к классному часу в 1 классе "Знание - сила"

Данная презентация составлена по теме классного часа "Знание - сила". К каждому туру игры подготовлены слайды с заданиями. Классный час проведен в форме игры "Звёздный час"....

Конспект классного часа для 1 класса "Знание - сила"

Выполняя различные увлекательные задания, дети помогают Буратино понять необходимость учиться, быть любознательным и усидчивым....

Интеллектуальная игра "Знание - сила"

Игра проводилась в рамках недели интеллектуальной активности....

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра-конкурс «Битва эрудитов» (2-4 класс)

Интеллектуальная игра-конкурс «Битва эрудитов» (2-4 класс) представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальной школы.Участвуют по 3 команды от...

Сценарий интеллектуальной игры среди 3-х классов "Знание сила"

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов. Проведя эту интеллектуальную игру, обучающиеся узнают много нового и интересного....

Интеллектуальная конкурсная программа "Знание – сила!"

Учащиеся входят в класс и берут разноцветные ленты (красные, желтые, синие). На столах стоят красные, синие и желтые сигналы. Учащиеся распределяются по группам,  выбирают командира группы и назв...