Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе гимназии
проект (1, 2, 3 класс)
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ Домодедовской гимназии №5 содержит в себе главные аспекты организации отдыха школьников в период летних каникул на базе гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа летнего школьного лагеря | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
летнего лагеря с дневным пребыванием детей
на базе МАОУ Домодедовской гимназии № 5
г.о. Домодедово Московской области
«Волшебные каникулы»
Составители: Косолапова С.Е,
Возраст участников смены: дети 7-14 лет.
Срок реализации: июнь 2018
Г.о. Домодедово Московской области, 2018 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебные каникулы» |
Организация-исполнитель | МАОУ Домодедовская гимназия № 5 |
Место реализации | Московская область, город Домодедово, ул. Корнеева, 39 |
Составители программы | Косолапова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов; |
Цель программы | Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе (в т.ч. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. |
Задачи программы |
|
Срок исполнения | Программа краткосрочная, реализуется c 30.05-29.06.2018 г |
Участники программы | Учащиеся МАОУ Домодедовской гимназии № 5, в т.ч. дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. |
Краткое содержание программы | В основу программы лагеря закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Включает в себя разноплановую деятельность, патриотического направления, оздоровления, образования, воспитания в условиях оздоровительного лагеря. |
Система организации контроля над исполнением программы | Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и заместителем директора учреждения по воспитательной работе. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация летнего отдыха – один из важных аспектов образовательной деятельности. Педагогически организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать образовательный процесс непрерывным в течение всего года.
В оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
В летний период многие дети не имеют возможность выехать в загородные лагеря. Значительный процент детей остается неохваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, иногда становятся участниками дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, невольно попадают в группы «социального риска».
Все эти реалии предопределили разработку программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебные каникулы» на базе муниципального автономного учреждения Домодедовской гимназии № 5 Московской области.
Главная цель программы – создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе (в т.ч. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Главная особенность программы: Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается «легенда» лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Все мероприятия подчиняются главной теме «волшебства», которая проходит сквозной нитью через все отрядные дела и кружковую деятельность.
Основные задачи программы:
- предоставление ребёнку возможностей для самореализации;
- формирование у детей навыков общения и толерантного сознания.
- создание условия для педагогически организованного отдыха детей;
- приобщение детей к творческим видам деятельности, саморазвитию творческого мышления;
- способствование формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей;
Программа реализуется педагогическим коллективом образовательного учреждения из числа подготовленных педагогов школы совместно с работниками муниципальных учреждений дополнительного образования, сотрудниками ПДН и ОГИБДД УМВД России по г.о. Домодедово, а также работниками ГКУСО МО «Домодедовский СРЦН "Семья"», закреплённых за микрорайонами и административными округами городского округа Домодедово.
- Модель организации лагеря
Логика развития смены, эмоционального развития, соотношение отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены – это факторы, которые составляют содержательную модель смены.
Программа универсальна и используется для работы с детьми различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья, ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену, продолжительностью 21 день.
Традиционно все дети смены распределяются по отрядам из расчёта: в одном отряде не более 25 человек из числа учащихся 1-4 классов и не более 30 человек из числа учащихся средних и старших классов.
План работы отряда включает в себя:
- отрядные дела (для всего отряда);
- групповые дела (организация одновременной работы нескольких групп по подготовке или проведению коллективных творческих дел);
- межотрядные дела, направленные на взаимодействие с другими отрядами лагеря.
Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж, выражающийся в определенных лагерных элементах:
- названии;
- девизе, которому следует в своей творческой деятельности;
- символах и атрибутах;
- законах и традициях отрядной жизни;
- оформлении отрядного уголка.
Участие детей в работе лагеря происходит на добровольной основе, при взаимном понимании и субординации детей и взрослых (педагогов, начальника лагеря).
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
- принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- принцип коллективной творческой деятельности;
- принцип самореализации ребёнка в условиях детского лагеря;
- принцип самостоятельности.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); а также метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии).
Во время летней смены лагеря детям и родителям предоставляются психологические услуги педагогами-психологами учреждения по налаживанию и поддерживанию межличностных взаимоотношений, а также воспитательно-профилактические беседы и консультирования с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье.
Профилактические досуговые мероприятия в лагере проводятся совместно с сотрудниками ПДН и ОГИБДД УМВД России по г.о. Домодедово.
2. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые условия реализации программы:
- «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 года);
- «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (ГОСТ Р 52887-2007);
- СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- «МР 2.4.4.0011-10. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Летние оздоровительные учреждения. Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 24.09.2010);
- письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164
«О Типовом положении о детском оздоровительном лагере»; - письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2011 № 06-614 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков»);
- письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров»);
- Устав МАОУ Домодедовской гимназии №5;
- Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
- Правила внутреннего трудового распорядка лагеря с дневным пребыванием детей;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами, библиотекарем, педагогами-психологами МАОУ Домодедовской гимназии №5, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекаются учитель физической культуры, медицинский работник.
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками АХЧ образовательного учреждения, имеющими соответствующее профессиональное образование.
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
- Залы (спортивный зал и актовый залы, школьный музей Боевой Славы).
- Техническое оборудование (фотоаппарат, мультимедийная установка, компьютеры, магнитофон и музыкальный центр, спортивно-игровой инвентарь).
- Необходимое оборудование (компакт- и видео диски, флеш-накопители).
- Реквизит ( набор костюмов и театрального реквизита).
- Сувенирная, печатная и учебно-издательская продукция (школьный фонд библиотеки, канцелярские товары, призовой фонд, грамоты, дипломы, сувенирная продукция для организации ярмарки, подарки).
3. Особенности планирования педагогической деятельности в условиях лагеря
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация образовательного учреждения. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несет ответственность за состояние хозяйственной, финансовой и воспитательной работами, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность управления.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность её участников. Функции воспитателя заключаются в организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в воспитательных мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка своего отряда.
Руководители кружков организуют работу своих секций по интересам детей согласно графику, установленному в начале смены.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник и педагогический коллектив, сотрудники АХЧ отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья детей во время участия в соревнованиях, культурно-массовых праздниках и других мероприятиях.
С целью реализации программы лагеря:
- проводятся ежедневные планерки воспитателей;
- составляются планы работы воспитателей отрядов, в которых отражаются и анализируются события и проблемы дня;
- проводятся анкетирование и тестирование детей на различных этапах смены, анализ качества оздоровления, в том числе по показателям физического развития, функционального состояния организма, физической подготовленности и заболеваемости детей за период смены;
- оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
- сотрудники лагеря обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий;
- проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья детей, проведению мероприятий по профилактике детского, в том числе дорожно-транспортного травматизма.
4. Основное содержание программы, механизмы ее реализации
Программа «Волшебные каникулы» реализуется во время проведения смены оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в соответствии со следующими этапами:
1. Подготовительный: подбор кадров, проведение стажерской площадки для работников лагеря, подготовка методических материалов, подготовка материально-технической базы.
2. Организационный: формирование отрядов (по возрастным группам), знакомство с режимом работы лагеря и правилами, оформление уголков отрядов.
3. Основной (21 день): образовательная деятельность, оздоровительная деятельность, культурно-досуговая деятельность, методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный: закрытие смены (последний день смены), сбор отчётного материала, анализ реализации программы и выработка рекомендаций, выпуск видеодневника (презентации).
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные гражданско-патриотические мероприятия, связанные с изучением духовно-нравственных традиций, событиями истории и памятниками культурного наследия родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные конкурсно-игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребёнка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
План мероприятий представлен в программе с учетом указанных направлений деятельности лагеря и в соответствии с логикой развития смены.
- Методы диагностики, критерии эффективности реализации программы
Для диагностики успешности программы и оценки степени усвоения детьми новых знаний, в течение смены предполагается проведение анкетирования, а также оценки эффективности оздоровления детей, результаты которых позволят педагогам, при необходимости, скорректировать отдельные части программы.
В результате участия в программе участники смены, в т.ч. дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, приобретут опыт успешной самореализации, эффективного взаимодействия с окружающими, что в совокупности с полученными ими навыками будет способствовать повышению их социальной активности и адаптации в обществе.
Список используемой литературы
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 2009.
- Жиренко О.Е. Мир праздников, шоу, викторин. М., «5» за знания, 2008.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. М., ВАКО, 2008.
- Роткина Т.С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия. О., Детство, 2007.
- Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху. Сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. О., Детство, 2009.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Родничок"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...
Презентация. Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей: «Я - Гражданин России!»
Обеспечить качественный отдых, занятость детей; создать условия для развития личности ребенка в каникулярное время, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты ...
Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ п.Пионерский "Космические приключения"
Данная программа реализовывалась через использование групповых и индивидуальных познавательно-игровых форм работы. В программе использовались следу...
Программа осеннего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ № 7 «Семицветик»
Программа лагеря представляет игровую модель смены - это модель, в основе которой лежит сюжетная игра, через которую ребёнок познает важнейшие социальные формы поведения,...
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёный ДОМ» при МБОУ «Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»
Данная программа позволит интересно организовать каникулярный отдых детей, укрепить здоровье, повысить интерес ребят к здоровому образу жизни....
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радужное лето»
Цель программы: Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в детском коллективе....
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
Цели и задачи программы:создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей дете...