Рабочая программа воспитательной деятельности 1 класс
методическая разработка (1 класс)

Микулина Александра Игоревна

Эта рабочая программа разработана для воспитательной работы в 1 классе общеобразовательной школы. Включает в себя следующие модули: "Общественно-полезные практики", "Профориентация", "Классное мероприятие", "Школа безопасности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota.docx54.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).
  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Программа «Развития образования в Санкт-Петербурге  на 2013-2020 годы».
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.).
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей.

     Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

     Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты,  инсценировки, праздники…

     Содержание деятельности учащихся начальных классов  во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

     Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».    

    В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:

- на регуляции социального поведения ребёнка;

- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;                  

- сохранение положительного отношения к школе и учению;

-  воспитание здорового образа жизни;

-  интегрирование усилий учителя и родителей;

 - привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

Цели внеурочной деятельности:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного    отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться;

- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения жизненных задач.

Задачи внеурочной деятельности.

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование положительной «Я – концепции».
  3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
  5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
  6. Развитие навыков рефлексивных действий.

Принципы программы:

BD21300_Включение учащихся в активную деятельность.

BD21300_Доступность и наглядность.

BD21300_Связь теории с практикой.

BD21300_Учёт возрастных особенностей.

BD21300_Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

BD21300_Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

       сложному).

Прогнозируемые результаты:

 «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

-готовности к дальнейшему образованию,

-сформированностиестественно-научного и социально-философского мировоззрения,

-сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

Планируемые личностные результаты.

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

Планируемые метапредметные результаты

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;  

-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

-логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

-принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные направления программы:

  1. Общественно-полезные практики.(1)
  2. Профориентация (знакомство с профессиями).(2)
  3. Классное мероприятие (подготовка и организация праздников, экскурсии).(3)
  4. Школа безопасности (здоровый образ жизни, ПДД, питание, пропаганда спорта).(4)

Виды деятельности.

  • Организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья
  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Использование аудиозаписей и ТСО
  • Детская благотворительность
  • Беседы, игры;
  • Тематические вечера;
  • Игры, направленные на раскрытие способностей; учащихся;
  • Викторины
  • Культпоходы в театры, музеи,  на выставки;
  • Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
  • Организация  выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

Место курса в предмете.

Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -132 часа (4 часа в неделю),

 2 класс —136 часов (4 часа в неделю), 3 класс -136 часов (4 часа в неделю),

4 класс -136 часов (4 часа в неделю).

Содержание воспитательной деятельности.

Учащиеся включены в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у них:

  1. гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  2. социальной активности;
  3. представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  4. приобщение к системе культурных ценностей;
  5. трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  6. экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  7. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  8. организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  9. навыков здорового образа жизни.

Методы и средства внеурочной деятельности  - этометоды и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

  1. беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
  2. упражнение,
  3. поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
  4. методы игры в различных вариантах,
  5. составление плана  и т.д.


Учебно-тематический план

1 класс

Дата

Темы

Форма проведения

Кол-во часов

План

Факт

Всего

Теория

Практика

Сентябрь (16ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний

праздник

1

1

 «День солидарности в борьбе с терроризмом». День памяти жертв Беслана

радиопередача

1

1

 «День начала блокады Ленинграда»

беседа

1

1

Организация дежурства в классе

ОПП

1

1

Модуль «Профориентация»

Диагностика представлений младших школьников о мире труда и профессий

ОПП

1

1

«Моя родная школа…Кто в ней работает?»

экскурсия по школе, беседа

2

1

1

Составление азбуки профессий.

Буквы «А - Ж»

проект

1

1

Модуль «Классное мероприятие»

Тематическое занятие

беседа

1

1

Знакомство со школой

экскурсия

1

1

День именинника

праздник

1

1

Подготовка к празднику День учителя

ОПП

1

1

Модуль «Школа безопасности»

Правила поведения в школе.

беседа

1

1

Правила дорожные знать каждому положено.

беседа

1

1

Городская акция «Внимание - дети».

игра

1

1

«Мой режим дня. Как все успеть?»

деловая игра

1

1

Октябрь  (16ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

Сбор природного материала «Что нам осень подарила»

ОПП

1

1

«Бережное отношение к школьному имуществу»

беседа

1

1

Рейд по проверке учебников

ОПП

1

1

Уход за растениями в классе

ОПП

1

1

Модуль «Профориентация»

Составление азбуки профессий.

Буквы «З - П »

проект

1

1

Составление азбуки профессий.

Буквы « Р - Ц »

проект

1

1

Составление азбуки профессий.

Буквы « Ч-Я »

проект

1

1

Эстафета «Любимые занятия»

игра

1

1

Модуль «Классное мероприятие»

Подготовка к празднику День учителя

ОПП

1

1

Проведение праздника День Учителя

праздник

1

1

«Мы школьниками стали»

праздник

1

1

Проведение конкурса Осенних букетов и поделок

конкурс

1

1

Модуль «Школа безопасности»

Личная гигиена в условиях школы

ОПП

1

1

Посвящение в пешеходы

экскурсия

1

1

«О вкусной и здоровой пищи»

беседа

1

1

Соблюдение правил техники безопасности

беседа

1

1

Ноябрь (16 ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

Подготовка конкурса творческих работ к Дню Матери

ОПП

1

1

Проведение конкурса творческих работ к Дню Матери

конкурс

1

1

Подготовка и проведение концерта, посвященного Дню Матери

концерт

2

2

Модуль «Профориентация»

Типы профессий. «Человек - Человек»

исследовательская деятельность

1

1

Типы профессий. «Человек - Техника»

исследовательская деятельность

1

1

Типы профессий. «Человек - Природа»

исследовательская деятельность

1

1

Типы профессий. «Человек – Художественный образ»

исследовательская деятельность

1

1

Модуль «Классное мероприятие»

«Что? Где? Когда?»

игра

1

1

«Отговорила роща золотая…»

конкурс чтецов

1

1

«День осенних именинников»

праздник

1

1

«А ну-ка, мамочки!"

1

1

Модуль «Школа безопасности»

«Правила поведения и основы безопасной жизнедеятельности на занятиях и переменах»

беседа

1

1

«Урок здоровья»

беседа

1

1

«Дорожные приключения»

игра

1

1

«Безопасный интернет»

беседа

1

1

Декабрь (16 ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

«Мастерская Деда Мороза»

ОПП

2

2

Акция «Помоги птицам зимой»

ОПП

1

1

Конкурс ёлочных игрушек

конкурс

1

1

Модуль «Профориентация»

Типы профессий. «Человек - Знак»

исследовательская деятельность

1

1

Тайны вещей.

игра

1

1

Бюро находок.

игра

1

1

«В мире профессий»

викторина

1

1

Модуль «Классное мероприятие»

«В гостях у Нового Года»

беседа

1

1

Подготовка и проведение новогоднего праздника

праздник

3

3

Модуль «Школа безопасности»

«Как уберечься от гриппа?»

беседа

1

1

«Влияние сладостей и газировки на организм человека».

практикум

1

1

Правила поведения в общественных местах

беседа

1

1

Правила безопасного поведения в дни школьных каникул (ПДД, водоёмы, пиротехника, пожарная безопасность)

беседа

1

1

Январь(12 ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

«Блокада глазами детей»

конкурс рисунков

1

1

Моя семья во время блокады

проект

1

1

Модуль «Профориентация»

Военные профессии

виртуальная экскурсия

1

1

Военная техника

конкурс рисунков

1

1

Модуль «Классное мероприятие»

«Ленинградский день Победы»

беседа

1

1

Экскурсия в артиллерийский музей

экскурсия

4

4

«Мои друзья»

игра-тренинг

1

1

Модуль «Школа безопасности»

«Опасности на улице и в доме»

беседа

1

1

Правила поведения во время экскурсии

инструктаж

1

1

Февраль (12 ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

Изготовление валентинок

ОПП

1

1

Изготовление поделок ко Дню Защитника Отечества

ОПП

1

1

Загадки о школе и школьных принадлежностях

проект

1

1

Модуль «Профориентация»

Экскурсия в пожарную часть

экскурсия

2

2

 «Я б в военные пошел»

игра

1

1

Модуль «Классное мероприятие»

«Наш класс - семья»

деловая игра

1

1

«Богатырские забавы»

праздник

1

1

«День зимних именинников»

праздник

1

1

Модуль «Школа безопасности»

«Формула крепкого здоровья»

беседа

1

1

Правила поведения на дорогах в зимний период

игра

1

1

«Безопасность на водоёме»

беседа

1

1

Март (12 ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

Русские традиции. Масленица

проект

2

2

Изготовление поделок к 8 Марта

ОПП

2

2

Модуль «Профориентация»

Профессия моей мамы

фотовыставка

1

1

Экскурсия на завод Равиолло

экскурсия

2

2

Модуль «Классное мероприятие»

«Широкая Масленица»

праздник

1

1

«Мамина помощница» (подготовка и проведение)

праздник

1

1

«Прощание с Букварём»

праздник

1

1

Модуль «Школа безопасности»

«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную»

тематическая беседа

1

1

Правила поведения в общественном транспорте

ролевая игра

1

1

Апрель (16 ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

«Телевизор в жизни школьника»

беседа

1

1

«ЗОЖ»

конкурс плакатов

1

1

«Берегите землю!»

конкурс рисунков

1

1

Модуль «Профориентация»

«Книга – друг человека! Профессия - библиотекарь»

экскурсия в библиотеку

2

2

Профессия эколог

беседа

1

1

«Я уколов не боюсь»

игра

1

1

«Герои космоса»

тематическое занятие

1

1

Модуль «Классное мероприятие»

Посвящение в читатели

праздник

1

1

«Папа, мама, я - читающая семья»

конкурс

1

1

Конкурс чтецов

конкурс

1

1

«Он первый…. День космонавтики»

тематическое занятие

1

1

Модуль «Школа безопасности»

«Я выбираю здоровье»

КВН

1

1

«Безопасные места укрытия в здании и маршруты выхода из здания школы на случай ЧС»

ОПП

1

1

Безопасность в сети Интернет

беседа

1

1

Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров

беседа

1

1

Май (16 ч)

Модуль «Общественно-полезные практики»

Подготовка и проведение концерта, посвященного Дню Победы

концерт

2

2

Возложение цветов к монументу на Аллее Славы

ОПП

1

1

Акция «Белый цветок»

ОПП

1

1

«Открытка ветерану»

ОПП

1

1

Генеральная уборка класса

ОПП

1

1

Модуль «Профориентация»

«1 Мая – День весны и труда»

беседа

1

1

«Золотые руки»

выставка

1

1

«Поле чудес»

игра

1

1

Модуль «Классное мероприятие»

«Этих дней не смолкнет слава»

тем.беседа с презентацией

«Люди из легенды»

встреча с ветераном

1

1

«День весенних именинников»

праздник

1

1

«До свидания, первый класс!»

праздник

1

1

Модуль «Школа безопасности»

«Травма. Первая помощь»

ОПП

1

1

«Внимание, дети!»

акция

1

1

«Весёлые старты»

соревнования

1

1

Правила поведения во время летних каникул

беседа

1

1

Всего:

132 ч

31 ч

101 ч

Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры,
  • проектор

Список информационных источников

  1. План воспитательной работы на 2018-2019г
  2. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с..
  3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
  5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
  6. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. ВГригорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
  7. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
  8. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
  9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
  10. Максимова Т.Н. Учебный год. Классные часы. Сборник. В 4-х книгах., М. «Вако»,2014
  11. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  12. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. 2-4 класс., М. «Вако», 2014
  13. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа воспитательной деятельности класса "Будь человеком"

Данная программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс). Ориентация: культурно-нравственная. Составление данной четырехгодичной программы ВР в своем классе, следуя голосу души и интуитивному чутью, я...

Комплексная рабочая программа воспитательной деятельности "Я расту..."

Данная программа составлена для реализации воспитательных задач в рамках внеурочной деятельности. Расчитана на 5 часов в неделю....

Рабочая программа воспитательной деятельности в начальной школе.

Рабочая программа "В мире добра" составлена на 4 года обучения в начальной школе....

Программа воспитательной деятельности класса "Воспитание толерантности у младших школьников"

Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы определяется тем обстоятельством, что воспитание толерантности и формирование толерантных взаимоотношений в со...

Рабочая программа воспитательной деятельности с учащимися 4 класса на 2021-22 учебный го

В программа представлена почснительная записка, мониторинг  отслеживая личностных качеств обучающихся и план-сетка на весь учебный год....

Рабочая программа воспитательной работы Класс: 3-4

Рабочая программа воспитательной деятельности в 3-4 классе  составлена на основе:Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";Программа воспитан...