Народная педагогика в воспитании детей с ТМНР
статья

Эльвира Ильфировна Хабутдинова

Описание игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_pedagogika_v_vospitanii_detey_s_tmnr.docx388.73 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу дети пнг

Народная педагогика в воспитании детей с ТМНР 

Подготовила

 учитель начальных классов с детьми с ОВЗ,

учитель – логопед

Хабутдинова Эльвира Ильфировна,

ГБОУ школа №13 Приморского р-на г. Санкт-Петербург

  1. Игра  « Щекотушки» ( стимуляция тактильных ощущений)

Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения.

Шла купаться черепаха (ходим ручками по ребенку)

И дрожала вся от страха (бегаем пальчиками до легкой щекотки)

КУСЬ-КУСЬ-КУСЬ, КУСЬ-КУСЬ-КУСЬ –(Щипаем малыша)

Никого я не боюсь! Ничего я не боюсь! (Киваем головой нет-нет и продолжаем щипать и щекотать)

Здесь вода холодная, (гладим ладошку)

Здесь водица теплая, (гладим ручку до локтя)

Здесь водица горячая, (гладим от локтя до плеча)

А здесь – кипяток-щекоток, (ласково щекочем под мышками)

Кипяток-щекоток!

Можно использовать мешочки с наполнителями различной температуры

Шла коза рогатая

За малыми ребятами

Кто наши не ест,

молока не пьёт

Забодаю, забодаю, забодаю…
(И щекочем малыша)


2. Игра: «Пальчики»  ( двигательно – моторная стимуляция) Цель: Развитие  мелкой моторики.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца. 

3. Игра: « Работа»  ( стимуляция тактильных ощущений)Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося ,стимулируя его реакции на  прикосновения.
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот. 

  4. Игра: «Флажок» (двигательно – моторная стимуляция) Цель:  Учить держать флажок, фиксировать и действовать с ним.
Я в руке флажок держу.                                                                                            

И ребятам им машу.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

5. Игра: «Зайка барабанщик» (зрительно- слуховая стимуляция) Цель:  Развитие зрительного и слухового внимания)                                              Трам -пам-пам, трам –пам-пам –   Зайка бьёт в барабан.                                                                                                          Трам -пам-пам, трам –пам-пам –   Кто бьёт в барабан?

Учитель произносит стихи , показывает движения с игрушкой, бьёт в барабан, двигая его в разных направлениях. Воспитанник следит за действиями педагога.

6. Игра: «Кто у нас любимый» (коммуникативная стимуляция) Цель: помогать узнавать своё имя; развивать эмоциональную сферу.

Ребёнок лежит на спине, лицом к взрослому.

Кто у нас любимый?  (Погладить руки ребёнка.)  

Кто у нас счастливый? (Погладить ноги ребёнка)                                                          

Женечка (имя ребёнка) счастливый!                                                                            

Женечка (имя ребёнка) любимый!                                                                            

Погладить всё тело ребёнка.

7. Игра: «Пирожки»  ( двигательно – моторная стимуляция) Цель: Развитие  мелкой моторики.

У печи, печи, печи-
Испечем мы пироги.                                                                                            

Ладушки, ладушки                                                                                                  

испекли оладушки.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков и оладушек.

8. Игра: « Весёлые пальчики»  ( стимуляция тактильных ощущений) Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося,  Мелкой моторики; стимуляция его реакции на прикосновения.Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

 9. Игра: «Кисель» (стимуляция обонятельной чувствительности) Цель: Развитие обонятельной чувствительности.                                                          

Тили-тили, тили-тель                                                                                                    

Варим вкусный мы кисель.                                                                                                              

С апельсинами для Сашеньки (нюхаем апельсин),                                                                                    

А с лимонами для Лисоньки (нюхаем лимон)

Круговыми движениями руки имитируем размешивание, совместно с ребёнком.

 10. Игра:  «На лошадке ( двигательно-моторная стимуляция) Цель: Активизировать мышечный и вестибулярный аппарат.                                        

Педагог, удерживая ребёнка за спину и плечи, качает его на своих коленях вверх – вниз.                                                                                                                                   На лошадке скок- поскок                                                                                                            

Скачет маленький ездок.                                                                                                        

Через рощу, через бор,                                                                                                                        

Через поле , через двор!                                                                                            

Движения взрослого ускоряются.                                                                                             

Вот конюшня, вот сарай…                                                                                                      

Тпру – у! Приехали… Слезай.                                                                                        

Движения замедляются до полной остановки.

11. Игра - качание на матах. Цель: активизировать мышечный и вестибулярный аппарат.

Бабка села на горох и сказала бабка: «Ох!»

Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – бух!

Ребёнка плавно раскачивают на мате (одеяле) и осторожно «скидывают» в конце на мягкий мат.

11. Игра «Пароход» (стимуляция к вокализации).Цель: вызывание, развитие голоса

Пароход сбавляет ход,

По реке под мост плывёт.

Пароход надул бока -

Слышим мы издалека:

Аааа…Оооо..Ууу…Ыыыы..Эээ…

Сначала взрослый  гладит ладошку ребёнку, затем надавливает поочерёдно на каждый палец и пропевает звуки.  Будет интереснее, если взрослый будет пропевать звуки голосом  разной высоты.Картинки по запросу сказка пнг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народных игр в воспитании детей

В последние годы этнографами собран большой фактический материал о педагогической теории и практике разных этносов, традиционных методах воспитания детей и об обрядах детского жизненного цикла. Изучен...

Роль народной сказки в воспитании детей

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Использование визуальной поддержки при обучении и воспитании детей с ТМНР

Визуальная поддержка – это способ предоставить детям с РАС информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....

Роль народных традиций в воспитании детей младшего школьного возраста

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется п...

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...

Использование средств народной педагогики в воспитании младших школьников

В настоящее время мы переживаем рост национального самосознания и самопознания, возрождение национальной культуры. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восст...