Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования
статья

Филенкова Людмила Михайловна

Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы преемственности дошкольного

 и начального образования

         Традиционный подход у проблеме преемственности заключается в том, что школа диктует дошкольным учреждениям свой взгляд на то, как готовить ребёнка к школе, каким он должен быть, поступая в первый класс. В детском саду ребёнка готовили к школе, к освоению 1 класса. Воспитатели организовывали свою работу на основе знаний о Содержание школьного образования, его средства, требования и т.д. дошкольное образование, особенности его содержания, были направлены на подготовку к обучению начальной школе. При таком подходе обучения дошкольников определялось не объективными законами развития ребёнка, а образовательной системой последующего звена.

          Школа диктует родителям будущих первоклассников завышенные требования к специальной подготовки детей (ребёнок должен уметь читать, писать и т.п.). Родители в свою очередь делают заказ ДОУ в соответствии с этими требованиями, и детский сад постепенно превращается в «маленькую школу». Игра «выражается» из детского сада и вытесняется из ведущего фактора развития дошкольника в необязательную деятельность. Понимание возрастного периода развития ставится в зависимость от организационных сторон системы обучения.

Исследования показывают, что Наибольшее трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

           Стала модной практика репетиторства с детьми 4-5 лет и т.п. Подробная «экспансия» заканчивается плачевно: ухудшается Здоровье, снижается интерес к школе и учению, отстаёт социальное развитие ребёнка, не развивается его творческий потенциал. Серьёзной проблемой остаётся возрастающая перегрузка и связанное с ней переутомление детей [2].

            Современный подход к проблеме преемственности заметно отличается от традиционного подхода. Подход к этому надо осуществлять снизу вверх. Для этого следует: учителю младшей ступени школы признавать не на словах, а на деле опыт, приобретённый ребёнком в дошкольном возрасте; начальная школа должна создавать свои для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников. По мнению А.В. Запорожца: «Нельзя ограничиваться задачей передачи ребёнку отдельных знаний и умений, в большей степени необходимо решать задачу воспитания способностей, которые могут дать ребёнку возможность в дальнейшем лучше усваивать различные знания и умения и творческие их применять». [3]

           Современные подходы к этой проблеме характеризуются основными различиями в требованиях, предъявляемых школой к будущим первоклассникам. Цель дошкольной ступени - развитие общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела. Цель начальной школы - формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения ребёнка. Каждое звено образования должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга, и заботиться, прежде всего, о том, чтобы наши дети были здоровы [4].

Список использованных источников:

1. Болотов, В.А. Рекомендации по организации приёма в первый класс /В.А. Болотов // Нач. шк. - 2003. - №16. - С.8

2. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. - Рига: ПЦ «Эксперимент»,2000. - 260с.

3. Лебедева, С. А. Ещё раз о преемственности дошкольного и начального образования/с.Лебедева//ноч Лебедева, С. А. Ещё раз преемственности дошкольного и начального образования/ С.А. Лебедева// Нач. шк. - 2005. - №11. - С.38-39.

4. Виноградова, Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между школьным и начальным звеньями системы образования./Н. Ф. Виноградова// Нач. шк./ - 2000. - №1. - С.5-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...

СТАТЬЯ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования...

Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы

Статья "Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы"...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в исследовательской деятельности по вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС НОО и ДО, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы. Ключевой фигурой в решении проблем ...