СТАТЬЯ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования
статья по логопедии на тему

Ефремова Екатерина Анатольевна

Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы II  Всероссийского научно-практического семинара 24 марта 2015 г.

Статья Ефремовой Е.А.

Тема: Творческий подход в вопросах преемственности

дошкольного и школьного образования

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума.

Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Предыдущая ступень образования традиционно понимается у нас как подготовка к следующей. Вопрос  преемственности дошкольного образования и образования в начальной школе всегда носил актуальный характер.

Только часто идет подмена понятий преемственность в образовании и готовность детей к школе. При этом «готовность» в практике образовательных учреждений рассматривалась, прежде всего, на уровне преемственности содержания и методик обучения. А между тем в большинстве словарей преемственность трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» (Советский философский словарь. - 1974).

 Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.  

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

 Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Такие качества будут легко формироваться при условии учета возрастных особенностей детей, уровня развития когнитивных возможностей и ведущей деятельности, характерной для определенного этапа развития ребенка.  

Это особо важно в связи с тем, что по последним данным 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% детей имеют неврологическую патологию. Не более 10 % дошкольного и 4 % детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми.

Поэтому на первое место в дошкольном возрасте должно становиться развитие всей когнитивной сферы для полноценного развития и дальнейшего успешного обучения детей в школе.

На возрастном этапе 2- 4 года пореобладает предметно-практическая деятельность. От 4 до 6 лет домиирующей является когнитивная деятельность (аналитико-синтетические процессы, мыслительное творчество, развитие воображения). В возрасте 6-7 лет главенствующая роль принадлежит коммуникативной деятельности, откуда ребенок черпает материал для анализа и усвоения норм социально-вербального поведения.

Этапы развития деятельности в дошкольном возрасте соответствуют этапам формирования мышления. На первом этапе отмечается у детей формирование наглядно-действеного мышления, на втором этапе – наглядно-образного, на третьем этапе – словесно-логического мышления.

Главным приобретением ребенка в период дошкольного детства является язык как средство человеческой коммуникации. Речь – это одна из важных фукций познания окружающего мира и обучения. Знакомство с родным языком и формирование речевых навыков начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка и к 7 годам ребенок овладевает речью. Накопление знаний о языке, их систематизация происходят в тесной взаимосвязи с развитием представлений ребенка об окружающей действительности.

Усвоение языка напрямую зависит от когнитивных возможностей ребенка, которые, собственно, и предопределяют усвоение того или иного языкового материала в конкретный период развития ребенка.

Не всегда воспитатели дошкольных учреждений могут помочь в развитиии ребенка. В таких случаях необходимо подключение специалистов медицинского, педагогического и психологического направлений – невропатологов, нейропсихологов, психологов, логопедов, дефектологов.

Необходимо учитывать, что любой психический процесс имеет свой довольно короткий синситивный период развития, во время которого необходимо его максимально развивать. Если этот период упустить, то впоследствии придется прилагать много усилий для достижения более высокого результата. Причем это не означает, что результат будет хорошим.

Трудности возникают при работе с родителями. Родители всегда боятся ходить к специалистам, считая, что направление к специалисту означает, что ребенок неуспешен. Каждый родитель полагает, что у их ребенка все благополучно.

Родителям необходимо помнить, что если первая ступень в развитии ребенка пройдена недостаточно успешно, то последующая ступень по определению не будет успешной.

Таким образом, для того, чтобы в период дошкольного возраста дети успешно осваивали универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные) у них необходимо развивать базовые вещи, которыми являются когнитивные процессы, ведущая деятельность и индивидуальные особенности детей. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст наполнен сенситивными периодами развития когнитивных процессов, уровень развития которых предопределяет успешность обучения ребенка в школе.

Литература.

  1. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, М., Русская речь, 2014
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и школьного образования

Преемственность в работе дошкольного и школьного образования...

"Преемственность дошкольного и школьного образования"

Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению....

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определены проблемы адаптации детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу и дальнейшего их перехода в среднюю школу. Выявлены и обоснованы механизмы взаимодействия педагогов каждого...

ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...

Технологические основы организации преемственности дошкольного и школьного образования в условиях реализации стандартов начального общего образования второго поколения

Общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу, новые линии в образовательной работе детского сада и начальн...

Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования

Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования...

Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием: проблемы, перспективы, пути решения

Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных...