Технологические основы организации преемственности дошкольного и школьного образования в условиях реализации стандартов начального общего образования второго поколения
консультация на тему
Общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу, новые линии в образовательной работе детского сада и начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Кисловодск
Технологические основы организации
преемственности дошкольного и школьного образования в условиях реализации стандартов начального общего образования
второго поколения.
Подготовила:
учитель начальных
классов
МБОУ НШ-ДС №2
Семенова Н.Г.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Новое понимание преемственности дошкольного и начального школьного образования отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения. Особый интерес представляет выделение новых линий в образовательной работе детского сада и начальной школы.
Цели непрерывного образования:
- Воспитание нравственного человека.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Задачи непрерывного образования:
- на дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
Говоря о преемственности ДОУ и начальной школы важно, по моему мнению, не только выделять критерии готовности к школе детей, но и обеспечение единой линии педагогического процесса на этапах дошкольного и начального школьного образования. Развитие ребенка должно иметь целостный характер и должна прослеживаться единая линия воспитания и развития личности ребенка начиная с 3-х лет и заканчивая периодом становления личности в зрелом возрасте.
Преемственность – принцип, изначально положенный в основу системы непрерывного образования. Общие основы преемственности для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы я выделяю следующие:
- развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника;
- способность к творчеству и самостоятельность;
- творческое воображение как направление интеллектуального развития ребенка;
- коммуникативность, умение общаться с взрослыми и сверстниками.
По моему мнению, всем современным требованиям основных документов системы непрерывного образования, которая сохраняла бы самоценность каждого возрастного периода, опиралась бы на достижения дошкольного детства, была направлена на сохранение здоровья и эмоционального благополучия детей, на развитие индивидуальности каждого ребенка, соответствует образовательная система «Школа 2100». Начиная работать по программе «школа 2100», я убедилась в необходимости преемственности в работе с дошкольными группами детсада. Кстати, данная программа предусматривает начальную дошкольную подготовку в подготовительных группах детского сада. Технология программы «школа 2100» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.
С целью объединить всех заинтересованных участников в нашем образовательном учреждении я предлагаю «План работы по преемственности», куда я внесла бы общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу. «План работы по преемственности» включает в себя несколько направлений:
1. Практическая деятельность педагогических коллективов (взаимопосещение уроков и занятий, работа с портфолио учащихся, работа круглых столов)
- Психодиагностика (тестирование дошкольников в детском саду для выявления уровня готовности к школе (май) – с результатами знакомится учитель, что помогает учителю планировать работу с детьми. Так же помогает и централизованный мониториг в начале учебного года. Своя диагностика с целью определения уровня адаптации (Сентябрь, повторное в ноябре.)
3. Работа с родителями (посещение групповых родительских собраний (знакомство родителей с учителями; рекомендации по подготовке детей к школе; особенности обучения в начальной школе (в течение года), тематические выставки в подготовительной группе, работа воскресной школы)
4. Работа с детьми (участие дошкольников в конкурсах и выставках начальной школы (интеллектуальные игры, шашечный турнир, минута славы, фестиваль по басням Крылова, приглашаем на отчетные выступления учащихся).
5. Шефская помощь учителей и воспитателей детсада.
Итогом этой работы будет является успешная адаптация и обучение первоклассника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС начального общего образования второго поколения
Выступление на заседании МО содержит ряд рекомендаций учителям по сохранению здоровья школьников....
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"...
Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. (ФГОС)
Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования. ...
Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования
Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...
"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...