Концепция воспитательной системы класса: «Будущее начинается сегодня»
статья

Кирьянова Елена Александровна

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_vospitatelnoy_sistemy_klassa.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной системы класса:

«Будущее начинается сегодня»     

                                                                                 

 Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.

В начальной школе дети еще маленькие, но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства - прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.

Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.

Гипотеза

Если учитель будет знать, чем наполнена жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, что движет его поступками, к чему он стремится, то в педагоге дети увидят человека и друга, способного эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир.

Как найти контакт с детьми? Как проникнуть в их маленький мир? Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя - быть им другом и помочь раскрыться личности ребёнка.

И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, и в таком обществе возникают проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране - безработица, преступность, разводы, алкоголизм и наркомания, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей - делает процесс воспитания еще более сложным.

Сегодня взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

За годы работы классным руководителем ко мне пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребенка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая учитывала бы интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. И я составила свою систему воспитательной работы: «Будущее начинается сегодня». Она рассчитана на 4 года (1-4 классы).

Целью воспитательной работы  являются - формирование личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей.   Система воспитательной работы  складывается на основе взаимодействия лицея, родителей и учеников. Она осуществляется   при решении следующих задач:

  • Развитие личности ребенка.
  • Воспитание гражданской позиции, культуры поведения, толерантности, трудовой активности.
  • Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
  • Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся.  
  • Взаимодействие с семьей.   

Моя программа «Будущее начинается сегодня»                                                                                                            реализуется в четыре этапа:

  • 1-й этап (1 класс) – "Познай самого себя – это интересно!";
  • 2-й этап (2 класс) – "Учись дружить – это необходимо!";
  • 3-й этап (3 класс) – "Утверди себя – это возможно!";
  • 4-й этап (4 класс) – "Прояви себя – это реально!".

Осуществляя воспитательный процесс с учащимися, я использую

Методы: убеждения, примера, поощрения через различные

Формы: беседы, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность.

Методы и формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.

Я проработала по своей программе 3 года (с 1 по 3  класс). И уже вижу итоги своей работы.

1 Этап "Познай самого себя – это интересно!" (1 КЛАСС)

На этом этапе под моим руководством   происходит       Распределение общественных поручений  в классе.

Цель: -  повышение активности учащихся в классных делах

            - реализация интересов каждого учащегося;

             - привлечение родителей к совместной деятельности.

  • Староста  класса  - контролирует работу в классе (пока назначаю на полугодие)

Изучаю интересы каждого и назначаю

  • Специалистов по спорту – проводят физминутки, спортивные игры
  • Специалистов по учёбе – отвечают за учебную деятельность
  • Хозяйственников – несут ответственность за чистоту и порядок  в классе
  • Цветоводов  - несут ответственность по уходу за цветами.

Происходит  ознакомление родителей и обучающихся с Уставом школы.

Сформированные таким образом группы актива носят сменный характер.

Стараюсь с первых дней вовлекать детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий-
 -День знаний, Посвящение в ученики, Масленица,  спортивные праздники, новогодний утренник.

На этом этапе начинают создаться  классные традиции. Одни из них «Поздравление именинников» и «День рождения коллектива»
 Результатом успешного завершения  1 этапа "Познай себя – это интересно!":

  • имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
  • созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
  • дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
  • в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников,
  • выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).

Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого. На этом этапе я у них наставник.

2 Этап "Учись дружить – это необходимо!" (2 КЛАСС)

 Цель этого этапа - обеспечить организационное единство класса.

Задачи этапа:

  • сплочение детского коллектива;
  • организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
  • вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
  • организация работы актива класса.

Провожу  экскурсии: в городской парк,  на зообазу «Мечта», фабрику  елочных игрушек «Иней», Музей ёлочной игрушки « Клинское подворье» не только с познавательной целью, но и для  сплочения коллектива.

На этом этапе в классе работают творческие мастерские.

Организуются классные праздники  «День матери», ярмарка – выставка « Дары осени». Акция « Покормите птиц».

 Результатом успешного завершения этапа "Учись дружить – это необходимо!" являются -

  • созданые условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
  • учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий и экскурсий;
  • функционирует актив класса;
  • созданы сменные творческие микрогруппы.

Особенности этого  этапа в том, что: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.

Я –  у них помощник.

3 Этап "Утверди себя – это возможно!" (3 КЛАСС)

"Утверди себя – это возможно!"- это  формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса, которое осуществляется через поставленные

Задачи:

  • изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
  • обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
  •    обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

Прошедший год совпал с празднованием 70- летия Победы в Великой Отечественной войне. Многие мероприятия были посвящены этой дате.

Битва хоров "Песни военных лет»

«Вахта памяти»

Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, поделок, стихов, сочинений

Проводим день  «Космонавтики», «День семьи».

Акцию  «Будь здоров». Участвуем в конкурсе «Дорожной азбуки».

Результатом успешного завершения 3 этапа "Утверди себя – это возможно!":

  • обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
  • полноценно функционирует актив класса;
  • дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

Особенность  3 этапа в том, что: дети активно участвуют в творческой деятельности.

Я – консультант.

По результатам диагностики моей работы я могу сказать, что  мои  ученики обладают набором определенных нравственных качеств, которые формируют в них значимые компетенции:

Информационная компетентность, Коммуникативная компетентность, Интеллектуальная компетентность  Социальная компетентность  Толерантность

В 4 классе- 4 ступень роста. Дети участвуют в работе классного самоуправления, планируют и проводят КТД. 4 класс  - это следующий год нашей работы. Я – партнер и старший товарищ.

4-й этап (4 класс) – "Прояви себя – это реально!". 
 Цель - Формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. 

  • создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
  • поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
  • обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
  • обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
  • повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.  

Результатом  успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!" является то, что

  • обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
  • повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.

Портрет выпускника начальной школы.

Наш выпускник любит свою семью, лицей, Родину. Он хочет и умеет учиться. Наш выпускник занимается творческой и исследовательской деятельностью. Он коммуникабелен, владеет элементарной компьютерной грамотностью, толерантен, социально-адаптивен. Ему присуще ответственное поведение. Он может самореализовать себя в учёбе, в исследовательской деятельности, в творчестве. Наш выпускник здоров, имеет позитивное отношение к себе и к окружающим. Стремится изменить окружающий мир к лучшему.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», М.: «Просвещение» 1988 г.

2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания в 1-11 классах», М.Вербум-М, 2001 год.

3. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: «ВАКО» 2004 год.

4. Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». М.: «Просвещение» 1988 год.

5. Журнал «Классный руководитель» №4, 2001; №1 1999 год.

6. Журнал «Начальная школа» №1-2 2001 г, №4, 6, 9 2002 г, №2 2003 г, №2,4 2004 г.

7. Максимова В.И. «Теоретические основы и методика воспитания младших школьников», М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"

Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....

Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

Концепция воспитательной системы "Мы-одна семья".

Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и в...

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...

Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»

Концепция воспитательной системы класса:«Ступеньки знаний»...

Концепция воспитательной системы "Я+ТЫ=МЫ"

Реализация концепции в 1-4 классах (подведение итогов)....