Твои права. Твой выбор
классный час (1 класс)

Классный час. Твой выбор. Твои права. 1 класс
Формирование правовой грамотности учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий классного часа23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Наумова Надежда Михайловна,

МБОУ «Плесецкая школа»

Твой выбор. Твои права

Цель: формирование правовой грамотности учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи: развитие нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей как участников образовательного процесса. Воспитание творческих способностей и активной жизненной позиции.

Личностные УУД: формирование уважения к ценностям семьи и общества, школы и коллектива. Коммуникативные УУД: формирование действий по организации учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умений работать в группе.

Вступительная часть

Организационный этап

Буктрейлер по книге Н.А.Андриановой  «Я гражданин России».

Постановка проблемы, целей и задач

- Знакомьтесь, героя книги Н.А.Андриановой «Я гражданин России» зовут Никанор Евграфович Правоведов. Какое маленькое слово прячется в его фамилии? (право) Правильно! Никанор Евграфович – специалист по правам человека. Сегодня мы вместе с нашим героем попробуем ответить на вопросы: что такое права человека, как их можно получить и где о них можно прочитать.

Основная часть

Актуализация знаний

- Ранним утром, в воскресенье 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен. 9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Война унесла около 27 млн. жизней граждан нашей страны. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – женщины, старики и дети. Но история молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны.

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

- В 1948 году, после ужасов Второй мировой войны, лидеры стран составили список прав и назвали его Всеобщей декларацией прав человека. Это права, которыми должен обладать каждый человек. Мировые лидеры, разработавшие эти права, заявили, что, если бы у всех были эти права, люди не страдали бы от таких ужасных вещей, как убийства, пытки и нищета. Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию, т.е. заявление, о правах ребенка.  20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция – это договор между странами, которые договорились охранять права, интересы и свободы всех маленьких жителей нашей планеты, независимо от того мальчик он или девочка, дошколенок или ученик. Этот договор содержит 54 статьи, некоторые из которых мы и попробуем сейчас отгадать.

Ситуация 1.

- Эй ты, мальчик! Выходи отвечать к доске!

- Какая ошибка допущена в этом предложении?  (Статья 7. Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.)

- Каждый детеныш, так в своей книге называет детей писатель Г.Б. Остер, имеет право, чтобы папа и мама звали его по имени.

Ситуация 2.

- Варенька, сегодня на уроке я научила тебя писать букву А, за это твоя мама должна мне 5 конфет! Что следует исправить в этом предложении? (Статья 28. Образование. Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным.)

-  Взрослые, которые в школе учат детеныша читать и писать, не должны брать за это с родителей детеныша деньги.

Ситуация 3.

- Представьте, что сегодня Егор пришел в школу в такой форме. (Одеть ребенку взрослый пиджак, дать учебник «Алгебра. 11 класс»). (Статья 27. Уровень жизни. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития.)

- Все родители должны заботиться, чтобы у их детенышей были книжки, игрушки, вкусная еда и другие необходимые детенышу вещи.

- Как вы думаете, какими правами кроме этих обладают дети?

Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

Дидактическая игра «Назови права героев» (Приложение №1)

- На столах у вас конверты с рисунками героев из детских произведений и статьями из Конвенции о правах ребенка. Ваша задача: вспомнить имя героя, название произведения и, самое главное, определить какое право героя нарушено.

1.        «Красная шапочка» Шарль Перро

Статья 6. Право на жизнь, выживание и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка.

2.        «Доктор Айболит» К.И.Чуковский

Статья 24. Здоровье и здравоохранение. Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

3.        Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Статья 16. Защита прав на личную жизнь. Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

4.        «Золушка»  Шарль Перро

Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь. Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

- Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка, именно 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. Этот праздник создан для улучшения благополучия детей. А еще это возможность весело и увлекательно провести время со своими родителями, друзьями, поиграть в интересные игры, получить подарки и полакомиться сладостями.

- У каждого из нас есть права, но пользоваться ими нужно, не нарушая права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. Обязанности – это установленные законом правила, которые должны соблюдаться и выполняться всеми гражданами страны.

Игра-головоломка (пазлы) «Обязанности» (Приложение №2)

- Во втором конверте известная вам игра «Собери пазлы». Собрав картинку, вы сможете назвать одну из обязанностей ребенка.

- До 6 лет закон не возлагает на человека, каких- либо обязанностей. С 6 лет ребенок обязан:

  1. Слушаться старших (родителей, воспитателей, учителей), исключения составляют случаи, когда происходит насилие, оскорбление относительно малолетнего человека.
  2. Получение основного образования.
  3. Несовершеннолетний обязан соблюдать определенные правила поведения, установленные в различных образовательных учреждениях. Кроме этого, он должен вести себя прилично в общественных местах и дома.
  4. Еще одна обязанность несовершеннолетнего -  соблюдать Устав школы.

- Познакомьтесь с мальчиком Сашей из сценки «Школа» и подумайте, о каких обязанностях школьника Саша позабыл.

Учитель: Саша, почему ты ешь яблоки на уроке?

Саша: Жаль терять время на переменке!

Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?

Саша: Мой брат заболел.

Учитель: А ты-то здесь при чём?

Саша: А я катался на его велосипеде!

Учитель: Саша! Моё терпение лопнуло! Завтра без мамы в школу не приходи!

Саша: А послезавтра?

- Обязанности ученика:

1.   Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2. Учащемуся запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.

3. На уроках учащемуся запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми.

4. Во время перемены учащийся обязан: навести чистоту и порядок на своем рабочем месте; учащемуся запрещается бегать по школе, толкать друг друга и применять физическую силу.

Заключительная часть

Подведение итогов

- Маленький гражданин страны не может жить один, без семьи, друзей. Он постоянно делает выбор: с кем играть, кого пригласить на День рождения, с кем сидеть за одной партой. Но делая выбор, следует помнить: все дети имеют равные права и эти права существуют, пока их уважают другие.

«Права ребенка» Матюхина Рината (10 лет)

Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился -
Ты получил свои права:

Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.

Права на игры и желанья,                                                                                        Права на знание и смех,                                                                                            Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.

Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,                                                                                            Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.

Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!

Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали? Понравилось ли вам занятие? Поднимите смайлик с соответствующим настроением. Что больше всего понравилось и запомнилось?

- Спасибо за работу!

Список литературы

  1. Остер Г. Б. Права детёнышей : перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер. – М. : Планета детства, 2012. – 44 с. 
  2. Усачёв, А. А. Приключения маленького человечка : Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей / А. А. Усачёв. – М. : Самовар, 2005.
  3. Мы все рождены свободными : Всеобщая декларация прав человека в картинках / пер. с англ. М.Кадетовой. – М. : КомпасГид, 2011. – 72 с.
  4. Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов: пособие для учителей, разработанное Amnesty International
  5. Я гражданин России. Андрианова Наталья Аркадьевна. http://avidreaders.ru/read-book/ya-grazhdanin-rossii-illyustrirovannoe-izdanie-ot.html
  6. Дошколёнок.ру https://dohcolonoc.ru/cons/516-besedy-o-vojne.html
  7. Российский детский фонд http://detfond-rostov.ru
  8. Словари и энциклопедии на Академике https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/3052/обязанность
  9. Семейное право http://semya911.ru/kids/prava-i-obyazannosti-rebenka.html#obyazannosti-rebenka
  10.  Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-viktorovna-bagrova/stihotvorenie-o-pravah-rebenka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект деятельности позитивного социального опыта : по теме "Правила ГАИ-правила твои!"

В данной работе я опубликовала колендарно-тематический план работы по правилам дорожного движения в начальных классах,веселые стихотворения по знакам дорожного движения ,загадки .Буду рада если этот м...

Помни правила ГАИ - это правила твои!

презентация для учащихся 2 класса...

Буклеты памятки "Твои права", для родителей по защите прав и достоинств ребенка

Извлечения из конвенции о правах детей, права детей в семье. Виды наказаний, уголовная ответственность....

Классный час: «Права ребёнка – твои права»

Классный час: «Права ребёнка – твои права» Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации...

Классный час на тему "Твой путь - твой выбор"

Классный час о выборе профессии....

Разработка мероприятия к единому дню профилактики «Твое здоровье твой выбор». Тема: «Интеллектуальный марафон по здоровому питанию» 1-4 класс.

Занятие вносит важный вклад в формирование культуры здоровья  учащихся.  Разработанное занятие позволит эффективно формировать у детей полезные привычки  и навыки, связанных с правильны...

Конспект дня знаний «Твои права, твои обязанности»

Конспект содержит информацию о правах и обязанностях детей. Учащиеся мотивируются к обучению во 2 классе....