Использование современных педагогических технологий в конструировании занятий по курсу «Разговор о правильном питании»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

 Ульянова Светлана Анатольевна

Использование современных педагогических технологий в конструировании занятий по курсу «Разговор о правильном питании». О применении некоторых педагогических технологий, при работе с данным УМК,  говорится в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_razgovor_o_prav._pitanii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение РМЭ

«Лицей Бауманский»

Выступление на республиканском семинаре

Тема выступления: Использование современных педагогических технологий в конструировании занятий по курсу «Разговор о правильном питании»

Подготовили:

учитель высшей квалификационной категории

Ульянова С.А.,

учитель высшей квалификационной категории

Софронова М.А.

Йошкар-Ола

2016

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя-педагога. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...

Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Ребенок пошел в школу, а значит, что его организм должен перестроиться, для того, чтобы учение было успешным. Начальная ступень школы – это возможность научить детей и родителей здоровому питанию.

В целях совершенствования и координации учебно–воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей, многие педагоги нашего лицея выбрали, изучили и работают второй год по материалам программы УМК “Разговор о правильном питании” автор: М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. В настоящий момент по данной программе занимаются10 классов,285  учащихся.

Примечательно, что данная программа  практикоориентирована, т.е. успешно можно применять современные педагогические технологии, что особенно важно при организации занятий, особенно первого года обучения.

Использовать разнообразные методы, приёмы и формы работы, чтобы сформировать у детей широкое представление о необходимости правильного питания.

О применении некоторых педагогических технологий, при работе с данным УМК,  мы хотели бы рассказать подробнее.

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.

В результате достигаются следующие цели:

стимулируется познавательная деятельность

активизируется мыслительная деятельность

самопроизвольно запоминаются сведения

формируется ассоциативное запоминание

усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

        Так на первом уроке была проведена интересная игра «Здравствуй, это я!», где дети знакомились друг с другом, рассказывали о себе и своей семье, о своих любимых занятиях, выполняли коллаж из фотографий «Доброкласс»

Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Занятие в 1 классе.

Тема: «Самые полезные продукты»

При подготовке к этому уроку было задание: рассказать, какие продукты обычно покупает семья, выполнить рисунок «Продуктовая корзина нашей семьи». На уроке учащиеся совершали виртуальную экскурсию в магазин, были предложены «Продуктовые корзины «с ловушкой», работая в мини-группах, дети учились отстаивать свою точку зрения, не ущемляя интересов других.

Проектная технология

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, умение практически применять полученные знания.

Практическое применение элементов проектной технологии.

Проектная технология – это практические творческие задания. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную проблему или задачу. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить.

Таким образом, проектная методика:

1. Характеризуется высокой коммуникативностью;

2. Предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3. Особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке.

        Сейчас мы готовимся к выполнению первого проекта «Каша – здоровье наше!» Детям предложены темы: «Любимая каша моей семьи», «Любимая каша учащихся нашего класса», «Самая полезная каша».

С 1 декабря 2016 года в рамках программы «Разговор о правильном питании, проводится Республиканский этап конкурса детских проектов «Искусство на тарелке», конкурс семейной фотографии «Щи да каша – и не только…» Мы обязательно примем участие во всех мероприятиях.

Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Преимущества - в большей степени, чем обычные уроки способствует развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

        Тема: «Если хочешь быть здоров»

Совместно с учителями физической культуры в параллели 1-х классов с участием родителей были проведены «Весёлые старты». Посещая библиотеку, учащиеся искали в книгах пословицы и поговорки по теме урока, на уроках ИЗО выполняли работы. На занятии дети обобщали полученный материал.

Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов.

4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ.

        Kahoot — программа для создания викторин, дидактических игр и тестов.

Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с любого устройства, имеющего доступ к Интернету (планшетов, ноутбуков, смартфонов). Дополнительных программ и приложений устанавливать не надо.

Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Временной предел регулирует темп выполнения каждого задания.

Существует возможность введения баллов: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера.

Особенностью Kahoot является возможность дублировать и редактировать тесты, что позволяет сэкономить много времени.

Викторина, созданная с помощью сервиса, рассчитана на участие в ней до 30 человек.

Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который  представляет учитель со своего компьютера.

Учитель не может начать игру, пока в виртуальной комнате не появится хотя бы один участник (количество собравшихся и их имена отображаются в виртуальной комнате на большом экране).

На большом экране учащиеся видят вопрос и варианты ответов на него, на своих мобильных устройствах - цветные прямоугольники с геометрическими фигурами внутри, каждый из которых соответствует одному из ответов. Необходимо выбрать один из вариантов и кликнуть по нему.

На устройстве высвечивается информация о том, правильный ответ или нет, а также количество баллов, присуждаемых участнику за правильный ответ. На большой экран выводится общий счет и текущий рейтинг участников игры.

Использование данного сервиса  может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи от учащихся.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

1.        Заходим на стартовую страницу сервиса (https://getkahoot.com/), нажимаем  «Get My Free Account» (если аккаунт уже создан – нажимаем«Sign In»).

2.        Далее определяем свою роль (I’m a teacher) и приступаем к заполнению анкеты. В соответствующие графы вносим сведения о себе:

- Выбираем: «School or University» (Школа или университет?)

- Придумываем «Username» (имя или ник, под которым Вы работе работать в сервисе)

- Заполняем графу «Email» (адрес электронной почты)

- Придумываем пароль (Password).

Далее нажимаем клавишу «Create Account».

3.        Мы попадаем в личный кабинет. Для создания викторины нажимаем «Quiz» (тест).

4.        В открывшееся окошко вписываем название будущей викторины и нажимаем «Go!».

5.        Далее придумываем вопросы. Их заносим в поле«Question». Для вопроса можно подобрать изображение, загрузив его с компьютера (поле «Drag and drop an image from your desktop here» - «Выберите файл») или видео (вкладка «Video»). Для каждого вопроса устанавливается время для обдумывания (Time limit), по умолчанию – 30 секунд, а также количество баллов, которое можно получить, правильно ответив на вопрос (Points question).

6.        Переходим к добавлению ответов (Answer), окошки для их добавления находятся внизу. По умолчанию предполагается четыре варианта ответа, из которых участники должны выбрать только одни - правильный, на их взгляд. Количество вариантов можно уменьшить, нажав значок «-» справа. Под каждым ответом отмечаем, правильный он (Correct) или нет (Incorrect). Когда работа над первым вопросом и ответами к нему закончена, нажимаем«Add question» и продолжаем работать уже со вторым вопросом. Как только составление викторины будет закончено, нажимаем «Save & continue».

7.        Теперь выбираем дополнительные настройки викторины:

- Language (язык): выбираем из выпадающего списка «Русский язык».

- Privacy settings (настройки приватности): выбираем «Public» (общественный).

- Primary audience (аудитория, для которой предназначен опрос): из списка можно выбрать «School», например.

Здесь же можно добавить краткое описание викторины (теста) – в поле «Description», записать ярлыки (Tags) и определить уровень сложности теста (Difficulty level): от простого (Beginner) до сложного (Advanced). Чтобы закончить создание викторины, вновь нажимаем «Save & continue».

8.        На заключительном этапе нам предложат выбрать «обложку» будущего теста (необязательно). Можно добавить видео из YouTube, которое будет транслироваться на экране, пока участники будут присоединяться к игре.

Нажимаем «Done» - работа над викториной закончена.

9.        Викторину можно просмотреть, нажав кнопку«Preview» или вновь вернуться к редактированию (Edit).

Проведение викторины. Участие учителя

1.        Чтобы приступить к тестированию аудитории, нажимаем «Play now». На открывшейся страничке можно установить дополнительные настройки (добавить фоновую музыку, показывать ответы в случайном порядке, установить автоматические переходы от вопроса к вопросу и т.д.). По умолчанию все эти настройки отключены (Off).

2.        После того, как дополнительные настройки выполнены, нажимаем «Launch» и попадаем в виртуальную комнату, где и будет происходить игра. Чтобы дать старт игры, учитель выводит изображение виртуальной комнаты на большой экран через проектор и приглашает участников к игре.

Участие в викторине учащихся

1.        Участники игры должны зайти на сайт викторины со своих мобильных устройств по адресу:https://kahoot.it/. В открывшееся окошко они вводят номер виртуальной комнаты, которую сообщит учитель (Game pin) и нажимают «Enter».

2.        Далее каждый участник представляется - заполняет окошко «Nickname» и нажимает «Join game»(Присоединиться к игре).

Вывод

Таким образом, "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

Совокупность педагогических, психологических, медицинских и других условий, созданных в нашем лицее, способствуют успешному обучению и сохранению здоровья детей.

Литература

  1. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  2. Е.В. Езушина. Азбука правильного питания./Волгоград: Учитель, 2008.
  3. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева./ М.: Нестле Фуд, 2003.
  4. С.Г.Манвелов. Конструирование современного урока. М.:Просвещение, 2002.
  5. http://didaktor.ru/kahoot-programma-dlya-sozdaniya-viktorin-didakticheskix-igr-i-testov