Балет
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Трофимова Виктория Александровна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balet.pptx627.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Балет

Слайд 2

Балет ( фр. ballet , от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто , но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима , с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

Слайд 3

Возникновение балета Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15 16 вв. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в 16 в. И обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет – синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.

Слайд 4

Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма. Первый балетный спектакль , объединивший музыку, слово, танец и пантомиму, " Цирцея и нимфы" или "Комедийный балет королевы" , был поставлен в 1581 при дворе Екатерины Медичи (Париж) итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо по прозвищу Божуайе - "веселый красавец", прекрасный скрипач и балетмейстер, прибывший ко двору Екатерины Медичи с оркестром итальянских скрипачей. По случаю брака герцога Жуаеза с Маргаритой Лотарингской Медичи и поручила Бальтазарини устроить грандиозный праздник. Представление шло пять часов, с 10 вечера до 3 часов ночи.

Слайд 5

Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), работавший с композитором Люлли и возглавивший в 1661 французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он з аписал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете , способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так началось формирование балета, развившегося к 18 в. из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.

Слайд 6

Первоначально в балетную труппу входили только мужчины. Французские танцовщики славились грацией и изяществом (благородностью) манеры исполнения. Итальянские танцовщики принесли на сцену Парижской оперы новую манеру танца – виртуозный стиль, технически сложную, прыжковую манеру танца . Одним из основоположников мужского сценического танца стал Луи Дюпре (1697–1774). Он первым объединил в танце обе манеры исполнения. Усложнение техники танца потребовало изменений женского костюма. В первой трети 18 в. Мари Камарго и Мари Салле первыми из балерин начали исполнять прыжки (антраша) , ранее подвластные только мужчинам, поэтому они упразднили тяжелые фижмы и панье, а затем и укоротили юбки и перешли к обуви на более низком каблуке.

Слайд 7

Балет в эпоху просвещения. Эпоха Просвещения – одна из этапных в развитии балета. Просветители призывали к отказу от условностей классицизма, к демократизации и реформе балетного театра. Дж.Уивер (1673–1760) и Д.Рич (1691–1761) в Лондоне, Ф.Хильфердинг (1710–1768) и Г.Анджолини (1731–1803) в Вене вместе с композитором, реформатором оперы В.К.Глюком пытались превратить балет в сюжетный спектакль, подобный драматическому. Наиболее полно это движение выразило себя в реформе ученика Л.Дюпре Жана Жоржа Новерра . Он ввел понятие pas d"action (действенный балет). Новерр уподоблял балет классицистской драме и пропагандировал новое отношение к нему, как к самостоятельному спектаклю. Придавая большое значение пантомиме, он обеднял при этом лексику танца. Тем не менее, его заслугой стало развитие форм сольного и ансамблевого танца, введение формы многоактного балета, отделение балета от оперы, дифференциация балета на жанры высокие и низкие – комические и трагедийные . Наследие Новерра составляет 80 балетов, 24 балета в операх, 11 дивертисментов. При нем завершилось формирование балета как самостоятельного жанра театрального искусства.

Слайд 8

Балетный сентиментализм Во второй половине 18 в. наступила эпоха сентиментализма. В отличие от просветителей, с ентименталисты сделали персонажем своих произведений обычного человека , а не античного бога или героя. Балетный театр стал общедоступным зрелищем горожан, и появился свой тип спектакля – комедия и мелодрама . На первом плане оказалась пантомима, которая, отодвинув в тень танцевальность, превратила балет в хореодраму , в связи с чем возрос интерес к литературной основе действия. Появились первые балетные либретто.

Слайд 9

Жан Доберваль , ученик Новерра, виртуозный танцовщик Парижской оперы, впервые вывел на балетную сцену представителей третьего сословия в знаменитом пасторальном балете "Тщетная предосторожность" , 1789 .В этом спектакле Добервалю удалось объединить классический танец с пантомимой и элементами народного и бытового танца . В жанре мелодрамы преуспел его ученик, главный балетмейстер Парижской оперы Жан Омер (1774–1833), который поставил известный балет "Манон Леско " (1830) на музыку Ж.Ф.Галеви . В творчестве младшего поколения сентименталистов – С альваторе Вигано (1769–1821), Пьера Гарделя (1758–1840 ) , Шарля-Луи Дидло заметны первые признаки романтизма: интерес к героическим личностям и экзотическим сюжетам . В 1790-х под влиянием моды, навеянной подражанием античности, женский балетный костюм стал более легким, появилась бескаблучная туфелька . С развитием пальцевой техники в те же годы изобрели пуанты (от франц. pointe – острие, специальная балетная обувь с жестким носком),с помощью которых танец приобрел характер полетности. Первыми в 1820-е на пуанты встали балерины рубежа 18–19 вв. Женевьева Гослен и Амалия Бруньоли .

Слайд 10

Балет эпохи романтизма. П ервым романтическим балетмейстером стал Филипп Тальони , поставивший балеты " Сильфида" (1832) и "Дева Дуная" (1838) со своей дочерью Марией Тальони в главной роли. Хореографами романтизма были также Жан Коралли (1779–1854), Жюль Перро и Артюр Сен-Леон . Героинями балетов стали сильфиды и лесные духи виллисы, персонажи кельтского и германского фольклора . Облик танцовщицы в белом тюнике, воплощавший неземное существо с веночком на голове и крылышками за спиной. Благодаря развитию пальцевой техники новым танцевальным стилем стала воздушная полетность движений.

Слайд 11

Балет во второй половине 19 века . Только в России балет сохранил характер творчества, где сложилась эстетика гранд балета, академического балета – монументального спектакля со сложными танцевальными композициями и виртуозными ансамблевыми и сольными партиями. Творец эстетики академического балета – Мариус Петипа , французский танцовщик, в 1847 приехавший в Россию. Созданные им в содружестве с Л.И.Ивановым(1834–1901) и композиторами П.И.Чайковским и А.К.Глазуновым балеты "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892), "Лебединое озеро" (1895), "Раймонда" (1898), "Времена года" (1900) стали вершинами классического симфонического балета и переместили центр хореографической культуры в Россию.

Слайд 12

На рубеже 19–20 вв. в хореографию проникли течения импрессионизма и свободного танца (модерн, дунканизм, ритмопластический танец) . Танец модерн зародился на рубеже 19–20 вв. в США и Германии. Модерн-хореография отвергала традиционные балетные формы и заменяла их свободным танцем, ритмопластикой, интуитивной трактовкой музыки. Идеологами модерна стали французский теоретик Ф.Дельсарт (1811–1871), американская танцовщица Айседора Дункан с ее обновленной античностью и Э.Ж.Далькроз (1865–1914) с системой эуритмики, ритмопластического танца. Они декларировали безраздельное господство музыки над танцем . Дунканизм, в свою очередь, повлиял на балетный импрессионизм, представленный творчеством русского хореографа М.М.Фокина . Поворотом к новой балетной эстетике стала деятельность С.П.Дягилева . Организованные им «Русские сезоны» (1909–1911) и труппа «Русский балет» (1911–1929) оказали огромное влияние на развитие мирового балета.

Слайд 13

Мировой балет 20 века. Ведущими тенденциями становятся метафоричность, бессюжетность, симфонизм, свободная ритмопластика, танец модерн, элементы фольклорной, бытовой, спортивной, джазовой лексики. Во второй половине 20 в. развивается постмодерн, в арсенал выразительных средств которого вошли использование кино и фотопроекций, эффекты освещения, звука, электронная музыка, хэппенинг (участие зрителей в балете) и т.д. Появился жанр контактной хореографии, когда танцовщик «контактирует» с предметами на сцене и самой сценой. Доминирует одноактный балет-миниатюра (новелла, балет-настроение). Большую роль в развитии мирового балета сыграли танцовщики второй волны русской эмиграции ( Р.Нуреев, Н.Макарова, М.Барышников ) и танцовщики русской школы, работавшие на Западе по контракту ( М.Плисецкая, А.Асылмуратова (р.1961), Н.Ананиашвили (р.1963), В.Малахов (р.1968), А.Ратманский (р.1968)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по балетам П.И Чайковского

Кроссворд по балетам П.И Чайковского "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик"...

Конспект урока музыки в 3 классе «Танцевальные образы в балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского»

Цели урока:1.Познавательные:познакомить учащихся с творчеством П.И.Чайковского и балетом «Щелкунчик»;раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима. 2.Развивающие:развивать муз...

Билет на балет

Билет на балет или как извлечь информацию с одного билета, программки, чека и т.д....

Урок музыки в 4 классе "Сравнение музыки оперы М.И. Глинки и балета П.И. Чайковского"

Урок музыки для 4 класса. Материал содержит конспект урока, презентациюПо окончании изучения темы обучающиеся должны:- знать: отличительные особенности оперного и балетного спектакля, краткую биографи...

Урок музыки "Балет"

Урок музыки по теме "Балет" с использованием ИКТ и с применением регионального компонента....

Презентация "Балет "Золушка"

Тема раздела: "Взаимопроникновение жанров". Урок №28. Балет «Золушка» (презентация)....