Путешествие Робинзонов
материал (4 класс)

Исмятуллова Галина Александровна

игра путешествие по станциям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_stantsiyam_puteshestvie_robinzonov.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий путешествия по станциям

«Путешествие Робинзонов»

(для учащихся 4 классов)

Цель:        воспитание культуры взаимоотношения человека и живой природы на примере бережного отношения.

Задачи: -  привлечь учащихся к изучению охраны природы;

          -  воспитать любовь к родной природе ее красоте и богатству.

Оборудование: презентация, фонограммы песен, маршрутные листы, карточки с буквами.

Подготовка команд.  Класс разделен на 6 команд. Каждая команда имеет эмблему и девиз.

Звучит песня «Сказки зимнего леса»

Ученики заходят в актовый зал.

Слайд 1

Ведущий 1        Древний лес, где пределы твоей

                В полумрак уходящей чаще?

                Сколько птиц ты вскормил и зверей,

                Сколько вырастил дичи  бродячей?

                Напеваешь, в себя погружен,

                Жгучий ветер тебе подпевает,

                И зимою, и летом твой сон,

                Сон всегдашний тебя овевает.

                Ты мне осенью люб и весной,

                И зимою мне дорог, и летом,

                Лес, охваченный странной игрой

                И пронизанный сказочным светом.

                Разгадал я загадку твою,

                Темный лес без конца и без края, -

                Как сопесенник твой я пою,

                Грусть и радость твою принимая.

Ведущий 2        Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, догадались, чему будет посвящено наше мероприятие? (Ответы ребят).

Ведущий 1        Наша страна по праву считается одной из самых лесистых стран мира. Почти половина России занята тайгой, смешанными и широколиственными лесами.

- А что же такое лес? (Ответы ребят)

Слайд         2        Лес - это часть поверхности Земли, покрытая деревьями.

Ведущий 2        Все мы любим лес. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В нём мы находим отдых и тишину, прохладу от летнего зноя, здесь мы укрепляем наше здоровье. Лес дарит нам ягоды, грибы, лекарственное сырьё. Вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Даже часовая прогулка среди сосен даёт заряд бодрости, укрепляет иммунитет, повышает работоспособность. Хор птичьих голосов радует наш слух, а глаз - разнообразие красок и оттенков.

Выходят туристы под песню «А в Подмосковье водятся лещи…»

Турист (1):
Сегодня мы пришли гулять.

Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Турист (2):
Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!
Лес он чей?
Ничей!
Турист (1) (2) (хором):
Ничей!
Турист (3):
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают
Жги и лей, руби и бей!
Турист (4):
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на "ты”!
Турист (1):
Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
Турист (2):
Мы - цари! Молчи природа!

Все здесь наше – лес и воды!
(Звучит песня «Птица». Туристы разбрасывают мусор, появляется Берендей)
Берендей:
Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем.
Кто здесь все переломал?
Разбросал и не собрал?
За такое поведенье
Вас судить – мое решенье!
Турист 1

Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!

Берендей: Но это не освобождает вас от ответственности.

Ведущий 1         Можно сберечь и лес, и сад, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить "спасибо”.

Берендей:                 А ну-ка, мои помощник Мухомор (ударяет посохом об пол) принеси учебник экологической грамотности. Мы научим горе – туристов, как нужно вести себя в лесу. (Мухомор выносит учебник экологической грамотности). Итак, вот некоторые правила нашей экологической азбуки. (Показываются на слайдах, а ребята отгадывают).

Слайд 3        Правила поведения в лесу

Слайд 4                Не рви цветы.

Слайд 5                Нельзя разорять птичьи гнезда и муравейники.

Слайд 6                Не вырывайте кустарники с корнями.

Слайд 7        Не повреждай кору деревьев.

Слайд 8        Не разводите костер в лесу без взрослых.

Слайд 9        Не обижайте змей

Слайд 10        Не ловите бабочек и стрекоз.

Слайд 11        Не сбивайте грибы, даже несъедобные.

Слайд 12        Не забирайте из леса домой животных и птиц.

Слайд 13        Не шумите в лесу.

Слайд 14        Не бейте стекло.

Слайд 15        Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор.

Слайд 16        Сохраним родной лес.

Берендей:         Вот мы и познакомили вас с основными правилами поведения в лесу.

Турист (1):         Спасибо вам, лесные жители, вы научили нас, как вести себя в лесу. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.

Турист (3):         Ребята! Давайте уберем все за собой и приведем в порядок лесную поляну.

Звучит песня «Поросятки». Туристы наводят порядок

Берендей:        (обращается к туристам) А чтобы вы научились правильно себя вести в лесу, и узнали еще больше о родной природе, мы предлагаем вам вместе с ребятами путешествовать по станциям и выполнить задания.

Ведущий 1         Итак, я приглашаю вас всех в путешествие по станциям. Каждую команду ждут испытания. На каждой станции вам будут даны задания, которые вы должны будете выполнить. За каждый неправильный ответ вы получаете штрафные очки. Какая команда наберет больше очков, та и станет победителем нашего путешествия. В конце нашего путешествия мы подведем итоги и узнаем, какая команда бережнее всех относится к родной природе.

Ведущий 2        Прошу представиться команды. (Команды озвучивают свое название и девиз). Я приглашаю капитанов команд получить маршрутные листы, туристов присоединиться к командам, а Мухомора и Берендея приглашаю в жюри.

(Капитаны команд получают маршрутные листы. Приложение)

(На каждой станции команды встречают ведущие.)

(Время пребывания на каждой станции 5 минут)

1 станция «Егерь» звучит песня «Все это называется природа»

Слайд 17

Ведущий         Перед вами слайды с фотографиями животных и птиц. Ваша задача - глядя на слайд, узнать и назвать тех животных и птиц, которые занесены в «Красную книгу».

        За каждый правильный ответ 5 баллов.

Слайд 18    Барсук, лебедь, беркут, хорек.

Слайд 19    Волк, летучая мышь, лиса, журавль,

Слайд 20    Орлан, соловей- красношейка, тигр, пума

Слайд 21        заяц – русак, ондатра, северный олень

        Дополнительный конкурс.

Спеть песни, в которых упоминаются птицы и животные. За каждую правильно спетую песню – 0,5 балл.

станция 2 «Рыболов» звучит песня «Золотая рыбка»

Слайд 22 

 Ведущий        В наших водоемах обитает около 50 видов рыб. Команде предлагается обсудить и поймать как можно больше рыбы. За каждую правильно названную и пойманную рыбу  - 1 балл. За пойманную рыбу, занесенную в «Красную книгу» - минус 2 очка.

Слайд 23        ерш, щука, сиг

Слайд 24        плотва, подкаменщик, хариус

Слайд 25        угорь, налим, рыба меч

        Дополнительные вопросы. За каждый дополнительный вопрос – 1 балл.

  1. Как обеспечить себя водой в пустыне?
  2. Как обеспечить себя водой в лесу?
  3. Способы обеззараживания воды?
  4. Можно ли пить морскую воду? Почему?

3 станция «Следопыт» на фоне «Песня про следы» из мультфильма «Маша и Медведь»

Слайд 26

Ведущий        Итак, дорогие ребята, мы отправляемся с вами в сказочный лес. Вам надо угадать какие следы на снегу, какому животному принадлежат. За каждый правильно угаданный ответ - 1 очко.

Слайд 27         белка

Слайд 28         волк

Слайд 29        заяц

Слайд 30        лиса

Слайд 31        медведь

Слайд 32        олень

Слайд 33        тигр

Слайд 34        утка

Дополнительные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие приметы относятся к дождевой погоде?

Ответы:

  • Появление перистых облаков на западе.
  • Ласточки низко летают.
  • Дым стелется по земле.
  • Вечером нет росы.
  • Вечер теплее утра.
  1. Приметы хорошей погоды?

Ответы:

  • Сильная роса или туман.
  • Дым поднимается резко вверх.
  • Днем жарко, а ночью прохладно.
  • Облака «тают».

4 станция «Флорист» звучит «Песня о волшебном цветке»

Слайд 35  

Ведущий        Дорогие ребята, я предлагаю вам из букв составить название растения и цветов.

        За каждое правильно угаданное слово вы получаете 5 баллов.

Слайд 36 на слайде буквы

Ответы:        подснежник, клевер, незабудка, подорожник, василек, хризантема, жимолость.

5 станция  «Турист» Звучит «Песня туристов»

Слайд 37

Ведущий        Дорогие ребята, на моей станции вам придется ответить на два вопроса «Что делать, чтобы не заблудиться в лесу» и  «Что делать, если ты заблудился в лесу»?

        Что делать, чтобы не заблудиться в лесу

  1. Прежде чем углубиться в лес, надо обратить внимание на солнце, запомнить, с какой стороны оно расположено. Если солнце справа, то при выходе из леса в том же направлении оно должно быть слева.
  2. Сломанные ветки, записи на деревьях, куча камней и другие искусственные ориентиры, оставленные человеком в лесу, облегчают нахождение обратного пути.
  3. Находясь в лесу, необходимо все время ясно представлять себе стороны горизонта и направление движения.
  4. Запомнить по возможности свой путь, замечая по дороге приметы, которые могут служить ориентиром: поваленное дерево, просеки, ручьи, поляны, вырубки, заболоченность и т.д.
  5. Без зрительных ориентиров человек в лесу начинает кружить, так как правая нога делает шаг чуть больше левой. При ходьбе надо мысленно проводить прямую линию между тремя ориентирами впереди. Дойдя до одного, надо выбрать следующий. Таким образом, человек идет как бы по цепочке, и прямая линия остается непрерывной.
  6. Главное, прежде чем войти в лес, надо составить план местности. Определиться по сторонам света, запомнить ориентиры и взять этот план с собой.

Что делать, если ты заблудился в лесу.

  1. Вспомнить последнюю примету на знакомой части пути и постараться проследить к ней дорогу.
  2. Вспомнить знакомые ориентиры: шоссе, реку, железную дорогу.
  3. Прислушаться (выйти к людям помогают звуки: работает техника, лает собака), ориентироваться на запах дыма (в том случае двигаться против ветра).
  4. Если ориентиров нет, необходимо влезть на высокое дерево – можно  увидеть вышки электропередач, столб дыма, знакомый холм.
  5. Наткнувшись на тропу, лучше двигаться по ней. Бьет ветка в лицо, в грудь – с тропы надо уйти: она звериная.
  6. Если встретилась развилка дороги или тропы – идти в ту сторону, где две тропы соединяются в одну (образуя стрелку).
  7. При отсутствии знакомых ориентиров выходи на воду, вниз по течению. Ручей ведет к реке, река – к людям.

6  станция «Загадочная» звучат звуки природы «Голоса природы»

Слайд 38

Ведущая        Ребята, на моей станции вам надо ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы получите – 1 балл.

  1. Самое красивое дерево в нашей стране? (Береза)
  2. Самый страшный враг леса? (Пожар)
  3. Самый любимый корм лося? (Ветки осины)
  4. Самая ценная порода деревьев наших лесов (Сосна, кедр)
  5. Самое теневыносливое хвойное дерево? (Пихта)
  6. Самое распространённое дерево в российских лесах? (Лиственница)
  7. Самое высокое дерево в настоящее время? (Царственный эвкалипт из Тасмании)
  8. Самая тяжёлая древесина на свете? (У черного железного дерева)
  9. Почему клеста называют «нетленной» птицей? (Питается семенами хвои, поэтому накапливает много смолистых веществ в мышечной ткани и его трупик долго не разлагается).
  10. Название этого червя происходит от атмосферного явления. Кто он? (Дождевой червь).
  11. Какой лесной кустарник иногда играет в футбол и забивает гол? (Голубика).
  12. Как называется сосновый лес и город в нижегородской области? (Бор).
  13. Как называется множество деревьев, растущих на большом пространстве и река в Бельгии? (лес).
  14. Березовый лес и город в Свердловской области называются одинаково (Роща).
  15. К чему шумит зимой лес? (К оттепели).
  16. К какому лету течет много сока из березы? (К дождливому).
  17. К чему или перед чем клевер сближает свои листочки и наклоняется? (Перед ненастьем).
  18. К какой зиме много ягод? (К холодной).

Команды собираются в актовом зале.

Слайд 39

Звучит песня «Может знает лес красоту небес»

Ведущий 1.Ну, вот и закончилось наше путешествие по станциям.         Я прошу капитанов команд сдать свои маршрутные листы жюри.

Ведущий 2        И пока наше жюри подводит итоги мы попросим вас еще раз ответить на наши вопросы о целебных свойствах деревьев. За правильные ответы вы получите приз. Итак:

  1. Какие болезни лечит береза? (Почки используют как мочегонное, потогонное, желчегонное средство).
  2. От каких болезней можно избавиться с помощью хвои? (Заболевание почек сердечно-сосудистых заболеваний).
  3. Как используют кору ивы белой? (Вяжущее жаропонижающее средство).
  4. В качестве какого средства используют кору калин? (В качестве вяжущего, кровоостанавливающего, болеутоляющего успокаивающего средства при простуде, лихорадке, при высоком давлении)
  5. Когда применяют препарат «настойка ландыша» (При острой и хронической сердечной недостаточности).
  6. Как используют липовый цвет в народной медицине? (Как чай от простуды и кашля).
  7. Как используют кору дуба? (При воспалительных заболеваниях полости рта, при стоматите, кровоточивости десен).

Берендей         Дорогие ребята, скажите, а что можете сделать вы, школьники, для охраны природы?

Дети высказывают свои предположения.

Ведущий        А теперь пришло время подвести итоги вашего путешествия.

Награждение команд.

Мухомор:        Все это хорошо. И победители определились, но мне все – таки не понятно, что эти ребята сделали бы, если б увидели, что их друзья издеваются над животным и природой?

Берендей        А мы попросим ответить на твой вопрос.

Ответы ребят

Мухомор        Теперь я уверен, что наши ребята не навредят природе никогда

Берендей        Мы, лесные жители, будем ждать вас как добрых друзей!

Звучит песня «Давайте сохраним» (Слова на слайде 40, 41, 42)

Слайд 43

Литература

  1.  «Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии» 6-11 классы Е.Л. Гордияш. Издательство «Учитель» г. Волгоград 2007г.
  2. «Они нуждаются в охране: позвоночные животные из Красной книги Республики Коми» Б.Н. Тюрин, г. Сыктывкар, 2004г.
  3. Журнал «ОБЖ» №8, 1998г.

Интернет ресурсы

http://900igr.net/kartinki/okruzhajuschij-mir/Pravila-v-lesu/041-Ne-razorjajte-muravejniki.html

http://www.darwin.museum.ru

http://plus-music.org

http://www.audiopoisk.com

Приложение

Маршрутный лист 1 команды

Название станции

Помещение

Количество баллов

Штрафные очки

Подпись

«Егерь»

Кабинет № 15

«Рыболов»

Кабинет № 24

«Следопыт»

Кабинет № 21

«Флорист»

Кабинет № 26

«Турист»

кабинет  № 25

«Загадочная»

Кабинет № 34

Итог

-

Маршрутный лист 2 команды

Название станции

Помещение

Количество баллов

Штрафные очки

Подпись

«Рыболов»

Кабинет № 24

«Следопыт»

Кабинет № 21

«Флорист»

Кабинет № 26

«Турист»

кабинет  № 25

«Загадочная»

Кабинет № 34

«Егерь»

Кабинет № 15

Итог

-

Маршрутный лист 3 команды

Название станции

Помещение

Количество баллов

Штрафные очки

Подпись

«Следопыт»

Кабинет № 21

«Флорист»

Кабинет № 26

«Турист»

кабинет  № 25

«Загадочная»

Кабинет № 34

«Егерь»

Кабинет № 15

«Рыболов»

Кабинет № 24

Итог

-

Маршрутный лист 4 команды

Название станции

Помещение

Количество баллов

Штрафные очки

Подпись

«Флорист»

Кабинет № 26

«Турист»

кабинет  № 25

«Загадочная»

Кабинет № 34

«Егерь»

Кабинет № 15

«Рыболов»

Кабинет № 24

«Следопыт»

Кабинет № 21

Итог

-

Маршрутный лист 5 команды

Название станции

Помещение

Количество баллов

Штрафные очки

Подпись

«Турист»

кабинет  № 25

«Загадочная»

Кабинет № 34

«Егерь»

Кабинет № 15

«Рыболов»

Кабинет № 24

«Следопыт»

Кабинет № 21

«Флорист»

Кабинет № 26

Итог

-


Маршрутный лист 6 команды

Название станции

Помещение

Количество баллов

Штрафные очки

Подпись

«Загадочная»

Кабинет № 34

«Егерь»

Кабинет № 15

«Рыболов»

Кабинет № 24

«Следопыт»

Кабинет № 21

«Флорист»

Кабинет № 26

«Турист»

кабинет  № 25

Итог

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике на тему "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Тема: Урок – путешествие на остров Робинзона Крузо. Цель: 1. закрепление навыков умножения и деления на числа оканчивающихся нулями, решение задач, уравнений сложного вида, выполнять умноже...

конспект урока по математике на тему "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Тема: Урок – путешествие на остров Робинзона Крузо. Цель: 1. закрепление навыков умножения и деления на числа оканчивающихся нулями, решение задач, уравнений сложного вида, выполнять умноже...

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие к Робинзону Крузо"

Увлекательное путешествие к Робинзону Крузо. Ребята побывали на островеСлонов, острове Обезьян, на острове Попугаев и на необитаемом острове. Они познакомились с попугаем Гошей, слонёнком . Персонажи ...

Игра-путешествие по математике "Путешествие к Робинзону Крузо"

Игра, позволяющая развивать математические знания в области вычитания, сложения, умножения, деления......

Решение проектной задачи "Путешествие Робинзона Крузо"

Ребятам предлагается игра «Путешествие Робинзона Крузо». Играя в нее, они сможете показать многое из того, чему научились в школе. Особенность этой игры в том, что в ней участвует группа д...