Программа кружка "Веселый пластилин"
рабочая программа (1 класс)
Предлагаемая программа имеет художественную направленность. Занятие в кружке "Веселый пластилин" позволит влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рациоанльно использовать свободное время учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6 с кадетскими классами»
Принята педсоветом Утверждена решением
Протокол от ________№___ ШМО классных руководителей
Протокол от______ №___
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Кружка «Веселый пластилин»
Возраст обучающихся 7-8 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
Минеева О.С.
Учитель 1 категории
Кстово, 2018 год.
Содержание | Стр. | |
1 | Пояснительная записка | 1-4 |
2 | Цели и задачи программы | 4-5 |
3 | Содержание программы: | 5-7 |
3.1 | Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселый пластилин» | |
3.2 | Содержание учебно- тематического плана | |
4 | Планируемые результаты освоения программы | 8-9 |
5 | Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 9 |
6 | Условия реализации программы | 10 |
7 | Формы аттестации и контроля. | 10 |
8 | Список литературы | 11-12 |
9 | Нормативные документы | 12 |
1.Пояснительная записка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетную проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне – развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Занятия в кружке «Веселый пластилин» позволяет существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
Программа раскрывает перед ребенком многогранные возможности декоративно прикладного творчества, приобщает к большому и разнообразному миру искусства, удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также желание реализовать свои организаторские способности.
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением развития и воспитания. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Ведущая идея программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Актуальность программы.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Новизна программы.
Новизна данной программы заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Отличительные особенности программы.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа «Веселый пластилин» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить на более простое или сложное выполнение поделки.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность программы «Веселый пластилин» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Техника работы с пластилином хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей в возрасте от 7до8 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в объединениях 20 человек.
Формы организации образовательного процесса.
В процессе обучения школьников используются следующие методы и приемы:
-репродуктивный:
-объяснительно-иллюстративный;
-метод проблемного изложения;
-частично-поисковый
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение нескольких вариантов композиционных решений;
- использование заранее подготовленного наброска;
- использование для набросков шаблонов и трафаретов;
- показ последовательности работы, приемов нанесения пластилина;
- дополнение работ природным, бросовым материалом, бисером, бусинками и.т.д;
- использование художественных, литературных и музыкальных произведений.
При ознакомлении учащихся с техникой рисования пластилином учитель использует следующие формы работы:
- беседы по ознакомлению с искусством;
- занятия по рисованию и лепке;
- интегрированные занятия;
- организация выставок;
- индивидуальная работа.
Способы организации занятий
По способу организации детей и характеру их деятельности занятия могут быть:
индивидуальными,
коллективными — в сотворчестве с взрослыми или сверстниками,
- комплексными (интегрированными), когда они сочетаются с другими видами художественной и познавательной деятельности.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Количество часов за год составляет 33 часа.
Режим занятий.
Работа кружка осуществляется 1 раз в неделю и включает в себя 1 занятие по 35 минут.
2. Цель программы.
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными видами лепки;
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- Формировать эстетический и художественный вкус.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
3. Содержание программы.
3.1 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Веселый пластилин »
Срок реализации программы: 1 год.
Содержание кружка.
Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение элементов : «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Создание несложных картин на темы: «Незабудки» (цветы), « Ветка рябины» (ягоды и листья), «Живые яблочки на ветках» (птицы), « Осенние деревья».
Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для украшения. Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов на темы:
а) Мир птиц: «Петушок с семьей», «Пингвины на льдине», «Совушка – сова», «Павлин».
б) Обитатели морей: «Мир моря», «Осьминог», «Кашалотик – кашалот».
в) Мир животных: « Три поросенка», «Панда», «Разные коты», «Жираф», «Мишка косолапый».
Выставка детских работ.
3.2. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1 | Введение ( 2ч) Вводное занятие. История возникновения пластилина. Правила работы с пластилином. | |
2 | Материал, вспомогательные предметы для работы. | |
3 | Первый раздел ( 8ч). Прием «мазки». Изготовление фона для картины способом смешивания цветов ( эффект «мраморности»). | |
4 | «Незабудки». Элемент «шар». | |
5 | «Незабудки». Элемент «жгут» (раскатывание, скручивание).Змейка в незабудках. | |
6 | «Ветка рябины». Элемент «жгут» .Изготовление фона картины и контура веток. | |
7 | «Ветка рябины». Элементы «шар», «валик». Изготовление листьев и ягод. | |
8 | «Живые яблочки на ветках». Прием скатывания, расплющивания. | |
9 | «Живые яблочки на ветках». Прием деления на части с помощью стека. Эффект «рельефности». | |
10 | «Осенние деревья». Эффекты «пушистости» и «мраморности». | |
11 | Второй раздел (23 ч) Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Петушок с семьей». | |
12 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Петушок с семьей». | |
13 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Пингвины на льдине». | |
14 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Пингвины на льдине». | |
15 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Мир моря». | |
16 | Использование различных приемов, эффектов и дополнительного материала (бисера) для украшения картин из пластилина.Оформление картины в рамку. «Мир моря». | |
17 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Три поросенка». | |
18 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Три поросенка». | |
19 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Кашалотик – кашалот». | |
20 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Кашалотик – кашалот». | |
21 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Панда». | |
22 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Панда». | |
23 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Совушка - сова» | |
24 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Совушка – сова». | |
25 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. | |
26 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Разные коты». | |
27 | Использование различных приемов, эффектов и дополнительного материала (бисер, бусинки)при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Разные коты». | |
28 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. «Павлин». | |
29 | Использование различных приемов ,эффектов и дополнительного материала ( бисер, перья) при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку. «Павлин». | |
30 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа. «Мишка косолапый» | |
31 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа. «Осьминог». | |
32 | Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа. «В зоопарке» | |
33 | Картинная галерея. Выставка работ учащихся. |
4.Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка:
Личностные результаты освоения программы кружка «Пластилиновая живопись»:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса кружка «Пластилиновая живопись»:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, изобразительным искусством. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться работать по предложенному плану;
•учиться совместно с преподавателем и другими учащимися давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
• делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников (рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива;
• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные УУД.
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения .
Предполагаемые результаты:
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий из пластилина.
2. Участие в выставках детского творчества.
3. Изготовление подарков своими руками.
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Приобщение детей к искусству.
Учащиеся научатся:
1. Свободно владеть лепным материалом.
2. Применять исходные формы (приемы) и умение выполнять их любых размеров и пропорций.
3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм.
4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.
5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической картой в своей работе.
6. Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук.
7. Видеть пропорции и объем.
8. Фантазировать и развивать объемное мышление.
5. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселый пластилин»
Год обучения | Месяц обучения | Всего обученных недель | ||||||||
1 год | сентябррь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
4 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 33ч |
6. Условия реализации.
Кружок «Веселый пластилин» располагается в кабинете №1.
Для успешной работы в кружке нужно следующее материально – техническое обеспечение:
Для учащихся:
1. Досочки.
2. Стеки.
3. Тряпочка.
4. Пластилин.
5. Картон для основы.
6. Схемы-опоры.
7. Таблицы-памятки.
8. Технологические карты.
9. Образцы работ.
10. Трафареты, шаблоны.
Технические средства:
1.Интерактивная доска
2.Магнитная доска
7. Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ учащихся.
- Участие в районных выставках и конкурсах.
8. Список литературы:
Для учителя:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.Часть 1.- М.:Изд.
«Скрипторий 2003», 2008г.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2.- М.:Изд. «Скрипторий 2003»,
2013г.
3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:Просвещение,1985г.
4. Лаптева Т.Е. Пластилиновые чудеса.Забавные человечки . –М. Просвещение,2011г
5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ;СПб:Сова,2006г.
6. Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара:
Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с.
6. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Изд.
«Феникс»,2003г.
7. Узорова О., Нефёдова Е. Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель –
АСТ-Ермак», 2004.
7.Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.:Эксмо:Донецк:СКИФ, 2011г
9. Нормативные документы.
Рабочая программа по кружку «Веселый пластилин» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012года.
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010г.
4. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. –М.:Просвещение,2011г. (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...