Экологическое воспитание младших школьников.
классный час (2 класс)

Любимова Анжела Владимировна

Экологическое воспитание –  важнейшее направление внеурочной деятельности учеников начальной школы.

 

 
  • Мы взрослые понимаем и можем сказать, что ребёнка надо научить читать, писать, решать элементарные задачи. Но умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной школы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка.
  • Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
  • Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
  • Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
  • Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников разных эпох, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить орех от липы. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить…». Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого?

Умение ценить и понимать окружающую природу и мир, с опорой на свои знания, чувства и приводит к формированию целостной и гармонично развитой личности. В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения.

  • Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)

 

 

Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.

Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами.


Формы работы могут быть самыми разнообразными.

Формы работы.

  1. Познавательная деятельность.
  2. Проблемно ценностное общение.
  3. Туристско – краеведческая деятельность.
  4. Фенологические наблюдения.
  5. Проектная деятельность.
  6. Экологические чтения.
  7. Праздники, выставки, викторины, конкурсы, игры.
  8. Художественное творчество.

Педагог предлагает  детям возможную деятельность при этом только совместно с ними можем ставить задачи и определять цели. Каждый ученик  должен действовать, а не быть наблюдателем и пассивным слушателем. Надо стимулировать познавательный интерес, желание узнать и рассказать, проявить свои творческие способности, участвовать в конкурсах, викторинах, играх.

Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Очень важно, чтобы не было эмоционального равнодушия, безразличия. Задача учителя постоянно подкидывать проблемные вопросы, интересную информацию, провоцировать на познание нового. Проектная деятельность – это наиболее сложный вид деятельности, который занимает наибольшее количество времени, требуя очень тщательного продумывания темы и задач, составление плана, подбора материала, подготовки презентации данного материала. Как правило на этапе начальной школы бывают коллективные проекты, где дети разделяют кто и чем будет заниматься, предварительно зная какой результат получат. Экологический проект прорабатывается с выходом на природу, с изучением конкретных объектов природы, которые являются предметом проектирования.

  • Очень важно, чтобы проекты были привязаны к особенностям местности, с опорой на краеведение. И каждый вид деятельности в итоге должен давать ощущение успеха и удовлетворения, что формирует желание познавать новое дальше.  Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А так же у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.

 

  • В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого мы должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации.

 

Литература.

  • Г.Б. Барышникова «Наша зелёная планета» (познавательные игры, конкурсы праздники для начальной школы) Ярославль Академия развития 2006 г.
  • В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Е.И. Пригорева «Дом в котором я живу» (беседы по экологии для маленьких и взрослых) Москва 1995 г.
  • Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления. Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_statya_1.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание –  важнейшее направление внеурочной деятельности учеников начальной школы.

  • Мы взрослые понимаем и можем сказать, что ребёнка надо научить читать, писать, решать элементарные задачи. Но умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной школы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка.
  • Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
  • Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
  • Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
  • Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников разных эпох, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить орех от липы. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить…». Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого?

Умение ценить и понимать окружающую природу и мир, с опорой на свои знания, чувства и приводит к формированию целостной и гармонично развитой личности. В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения.

  • Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)

Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.

Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами.


Формы работы могут быть самыми разнообразными.

Формы работы.

  1. Познавательная деятельность.
  2. Проблемно ценностное общение.
  3. Туристско – краеведческая деятельность.
  4. Фенологические наблюдения.
  5. Проектная деятельность.
  6. Экологические чтения.
  7. Праздники, выставки, викторины, конкурсы, игры.
  8. Художественное творчество.

Педагог предлагает  детям возможную деятельность при этом только совместно с ними можем ставить задачи и определять цели. Каждый ученик  должен действовать, а не быть наблюдателем и пассивным слушателем. Надо стимулировать познавательный интерес, желание узнать и рассказать, проявить свои творческие способности, участвовать в конкурсах, викторинах, играх.

Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Очень важно, чтобы не было эмоционального равнодушия, безразличия. Задача учителя постоянно подкидывать проблемные вопросы, интересную информацию, провоцировать на познание нового. Проектная деятельность – это наиболее сложный вид деятельности, который занимает наибольшее количество времени, требуя очень тщательного продумывания темы и задач, составление плана, подбора материала, подготовки презентации данного материала. Как правило на этапе начальной школы бывают коллективные проекты, где дети разделяют кто и чем будет заниматься, предварительно зная какой результат получат. Экологический проект прорабатывается с выходом на природу, с изучением конкретных объектов природы, которые являются предметом проектирования.

  • Очень важно, чтобы проекты были привязаны к особенностям местности, с опорой на краеведение. И каждый вид деятельности в итоге должен давать ощущение успеха и удовлетворения, что формирует желание познавать новое дальше.  Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А так же у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.

  • В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого мы должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации. 

Литература.

  • Г.Б. Барышникова «Наша зелёная планета» (познавательные игры, конкурсы праздники для начальной школы) Ярославль Академия развития 2006 г.
  • В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Е.И. Пригорева «Дом в котором я живу» (беседы по экологии для маленьких и взрослых) Москва 1995 г.
  • Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления. Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....