Экологическое воспитание младших школьников.
классный час (2 класс)
Экологическое воспитание – важнейшее направление внеурочной деятельности учеников начальной школы.
- Мы взрослые понимаем и можем сказать, что ребёнка надо научить читать, писать, решать элементарные задачи. Но умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной школы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка.
- Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
- Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
- Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
- Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников разных эпох, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить орех от липы. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить…». Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого?
Умение ценить и понимать окружающую природу и мир, с опорой на свои знания, чувства и приводит к формированию целостной и гармонично развитой личности. В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения.
- Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.
Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами.
Формы работы могут быть самыми разнообразными.
Формы работы.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно ценностное общение.
- Туристско – краеведческая деятельность.
- Фенологические наблюдения.
- Проектная деятельность.
- Экологические чтения.
- Праздники, выставки, викторины, конкурсы, игры.
- Художественное творчество.
Педагог предлагает детям возможную деятельность при этом только совместно с ними можем ставить задачи и определять цели. Каждый ученик должен действовать, а не быть наблюдателем и пассивным слушателем. Надо стимулировать познавательный интерес, желание узнать и рассказать, проявить свои творческие способности, участвовать в конкурсах, викторинах, играх.
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Очень важно, чтобы не было эмоционального равнодушия, безразличия. Задача учителя постоянно подкидывать проблемные вопросы, интересную информацию, провоцировать на познание нового. Проектная деятельность – это наиболее сложный вид деятельности, который занимает наибольшее количество времени, требуя очень тщательного продумывания темы и задач, составление плана, подбора материала, подготовки презентации данного материала. Как правило на этапе начальной школы бывают коллективные проекты, где дети разделяют кто и чем будет заниматься, предварительно зная какой результат получат. Экологический проект прорабатывается с выходом на природу, с изучением конкретных объектов природы, которые являются предметом проектирования.
- Очень важно, чтобы проекты были привязаны к особенностям местности, с опорой на краеведение. И каждый вид деятельности в итоге должен давать ощущение успеха и удовлетворения, что формирует желание познавать новое дальше. Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А так же у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.
- В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого мы должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации.
Литература.
- Г.Б. Барышникова «Наша зелёная планета» (познавательные игры, конкурсы праздники для начальной школы) Ярославль Академия развития 2006 г.
- В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Е.И. Пригорева «Дом в котором я живу» (беседы по экологии для маленьких и взрослых) Москва 1995 г.
- Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления. Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание – важнейшее направление внеурочной деятельности учеников начальной школы.
- Мы взрослые понимаем и можем сказать, что ребёнка надо научить читать, писать, решать элементарные задачи. Но умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной школы. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка.
- Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
- Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
- Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
- Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, знают имена художников разных эпох, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить орех от липы. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина: «Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить…». Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого?
Умение ценить и понимать окружающую природу и мир, с опорой на свои знания, чувства и приводит к формированию целостной и гармонично развитой личности. В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения.
- Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.
Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами.
Формы работы могут быть самыми разнообразными.
Формы работы.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно ценностное общение.
- Туристско – краеведческая деятельность.
- Фенологические наблюдения.
- Проектная деятельность.
- Экологические чтения.
- Праздники, выставки, викторины, конкурсы, игры.
- Художественное творчество.
Педагог предлагает детям возможную деятельность при этом только совместно с ними можем ставить задачи и определять цели. Каждый ученик должен действовать, а не быть наблюдателем и пассивным слушателем. Надо стимулировать познавательный интерес, желание узнать и рассказать, проявить свои творческие способности, участвовать в конкурсах, викторинах, играх.
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Очень важно, чтобы не было эмоционального равнодушия, безразличия. Задача учителя постоянно подкидывать проблемные вопросы, интересную информацию, провоцировать на познание нового. Проектная деятельность – это наиболее сложный вид деятельности, который занимает наибольшее количество времени, требуя очень тщательного продумывания темы и задач, составление плана, подбора материала, подготовки презентации данного материала. Как правило на этапе начальной школы бывают коллективные проекты, где дети разделяют кто и чем будет заниматься, предварительно зная какой результат получат. Экологический проект прорабатывается с выходом на природу, с изучением конкретных объектов природы, которые являются предметом проектирования.
- Очень важно, чтобы проекты были привязаны к особенностям местности, с опорой на краеведение. И каждый вид деятельности в итоге должен давать ощущение успеха и удовлетворения, что формирует желание познавать новое дальше. Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А так же у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.
- В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого мы должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации.
Литература.
- Г.Б. Барышникова «Наша зелёная планета» (познавательные игры, конкурсы праздники для начальной школы) Ярославль Академия развития 2006 г.
- В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Е.И. Пригорева «Дом в котором я живу» (беседы по экологии для маленьких и взрослых) Москва 1995 г.
- Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления. Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/03/picture-17288.jpg)
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня
Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня Приобщ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-51271-1445354656.jpg)
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791424-1463429142.jpg)
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-551026-1552910484.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....