Люби и знай языки коренных народов Югры
классный час

Переход Вера Владимировна

Классный час "Люби и знай языки коренных народов Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubi_i_znay_yazyki_korennyh_narodov_yugry.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Знаний по теме: «Люби и знай языки коренных народов Югры»

Цель: расширить знания учащихся о родном языке народов  ХМАО-Югра и пробудить у детей интерес и любовь к языку коренных народов края.

Оборудование:

Карта ХМАО - Югра, Тюменской области, глобус, иллюстрации с изображением коренных жителей края, изображения ремесел ханты и манси;

плакаты, с тематикой “1 сентября”, воздушные шары, записи песен на школьную тему.

Мультимедиа установка, компьютер.

На доске – проиветствие на языке манси «Вуща оллаты!».

ХОД УРОКА

Учитель:Слайд 2

Уже не первый класс – второй

Тебя встречает на пороге.

Красив твой возраст озорной

В начале жизненной дороги.

Ты повзрослел за этот год,

Забот прибавилось, уменья.

Родная школа – твой восход,

Здесь твоё главное ученье.

Теперь за лето отдохнули,

Сил набрались для запаса.

И гордо, радостно шагнули

В объятья вы второго класса.

Сегодня все дороги ведут к школе. После летних каникул мы собрались все вместе. И школьный звонок позвал вас на праздник – День знаний.

Звучит хантыйская музыка Слайд 3-6

Ученик:

Есть на карте у меня
Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.
Говорят, что в ней полным-полно чудес,
И зверей и ягод полон сказочный лес.
Говорят олени тут живут,
И деревья до небес растут.
Приезжайте в гости к нам друзья- 
Мы покажем вам свои места.

Соединив тайгу и горы, 

Озера, реки и поля

Раскинулась в просторах наших

Ханты-мансийская земля.

Был этот край веками дикий,

И только после октября

Открылся путь тебе великий –

Ханты-мансийская земля.

Учитель:

Как называется наш родной край?

Дети: Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра.

-Прежде чем начать наше увлекательное занятие, я хочу поприветствовать вас на гостеприимной приуральской земле. Слайд №7 

-Вуща оллаты! Здравствуйте! Повторите со мной: «Вуща оллаты!» Молодцы! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Я хочу  передать вам сегодня  частичку своего сердца и знаний о моем народе ханты.

Будьте здоровы, и руки, и ноги!

Хвори пускай вас не посетят!

Всем, кто в дороге,-

Счастливой дороги!»

Вот, что я чувствую в слове «вусят»!

Слайд №8

Яслан па курлан тумтакан оллат!

Мосат нын хощан антат йилат!

Ёсна хой ол
Сюнянг ёсл!

Вуща ясанг пилна ма амтапсы мосталам.

II.Подводящий к теме диалог.

-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем  занятии?

(О языке). Замечательно!

 -Итак, какая тема нашего занятия? ( Родной язык коренных народов нашего края)

-Из истории известно, что первые люди в нашем крае появились в глубокой древности. Они пришли с юга. Это были Угры – предки ханты и манси.        Слайд 9

Югра – так назвали русские люди до 16 века район расселения угроязычных      племен, составившие позднее основу для формирования народов ханты и манси. Из летописей, из истории известно, что жителей Югры называли тогда остяками и вогулами.

 Остяки – ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша их притокам.

 Вогулы – манси, занимали территорию по обеим склонам Среднего Урала.

Жили ханты и манси в паулах – маленьких поселках и укрепленных поселениях – городищах, которые располагались всегда в очень удобных в промысловых отношениях местах.

-А как полностью называется наш округ?

-От каких народностей образовано название окружного центра и округа?

-А если раньше ханты назывались остяки, а манси – вогулы, то как могло звучать название округа?

-Правильно. Назывался наш округ  Остяко – Вогульский национальный округ,  который был образован 10 декабря 1930 года. Центром округа было село Самарово.  Позднее село Самарово было переименовано в город Ханты-Мансийск, и соответственно округ тоже переименовали в Ханты – Мансийский автономный округ.

На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами. 

-Подберите родственные слова к слову «здравствуйте» (здравие, здоровье, здравствовать). Спасибо!

-Что они обозначают?  (говорить здравствуйте - желать здоровья, по хантыйски  это вуща ола – тумтаканг ола, здравие –здоровье).

-Движения, жесты при приветствии очень разные. У одних народов кланяются в пояс, другие падают на колени и бьют челом, другие касаются носами друг друга, всего не перечислишь.

-Кто знает, как приветствуют друг друга ханты?

- Что вы представляете, услышав слово «гость» ?

- На языке ханты «гость»-  это «маягн». Слайд №10

 

  Русский язык                                                             Ханты язык

Гость                                                                                «маягн»-

-Повторите

Гости                                                                             « маягн ях»

-Повторите


Гостить                                                                          «майлаты яхты»

-Повторите

Подарок                                                                            «майлам ат»

-Повторите

Праздник                                                                          «еманг хатл»

- В хантыйском языке в словах «маягн»-гость заключен корень слова подарок-«майлам ат». Эти слова идентичны: гость и есть подарок, а во втором случае «майлаты яхты»- в буквальном смысле «ехать за подарками».

Крепко сомкнутся в пожатии руки,

В гости друг друга друзья пригласят,-

Вот, что сегодня мне слышится в звуке

Нашего древнего слова «Вусят!»

-Народности ханты и манси общаются на своем национальном языке. Конечно, мы с вами этого языка не знаем. Но можем сейчас познакомиться с некоторыми словами, фразами.

-Послушайте стихотворение и его перевод: Слайд 11

Сценка «Кошечка»

- Катюпа,катюпа, палюпа манны?        - Кошечка, кошечка, что у тебя за ушки?

- Палюпа – лупта.                                      – Ушки мои – листочки.

- Самупа манны?                                       - Что за глазки у тебя?

- Самупа – найсан.                                    – Глазки мои – уголёчки.

- Нёлупа маныр?                                       - Что за носик у тебя?

- Нёлупа  сэныг.                                         – Носик мой – тутовичок.

- Нелмупа маныр?                                    -  Что за язычок у тебя?

- Нелмупа – корпинь.                               – Язычок мой – напильничек.

Клип-сказка

-Если каждый человек будет приветствовать друг друга, будет культурным, представьте, как расцветет от добрых  и культурных людей наша великая Земля!

В праздники принято дарить разные подарки. Что может быть для нашей Югры самым лучшим подарком? Конечно, наша любовь и наши знания о ней. Сегодня вы показали, насколько хорошо вы знаете свой край. Надеюсь, что вы ещё больше полюбите его.

-Спасибо за внимание! Паям ула! Слайд

Учитель: На этом наш праздник не заканчивается, напротив, он продолжается: ведь это наша «школьная жизнь». Я не говорю вам: «До свидания». Я говорю вам: «Здравствуйте!»

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час родного языка. Викторина "Люби и знай русский язык".

Викторина - соревнование на знание русского  языка.Способствует прочному и сознательному усвоению материала, изученного на уроках, воспитывает  любовь к предмету и родному языку. Может...

Люби и знай родной язык.

21 февраля день русского языка...

Знакомство с кухней коренного народа ХМАО - Югра - ханты

Предположим, что если изучить кухню народа ханты, то можно узнать о быте, традиции, культуре....

Логопедический КВН "Люби и знай русский язык"

Логопедический КВН во втором классе развивает интерес к русскому языку, воспитать любознательность...

КВН "Люби и знай русский язык" (3 класс)

Урок-КВН по русскому языку проводится в 4-й четверти. Направлен на обобщение знаний по пройденным темам, на развитие  умений отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения, расш...

"Люби и знай русский язык"

Внеклассное мероприятие...

Проект «Культура, быт и традиции коренных народов ХМАО-Югры»

Проект  «Культура, быт и традиции  коренных народов ХМАО-Югры» 4 класс...