Программа внеурочной деятельности "Значимые битвы Великой Отечественной войны"
рабочая программа (4 класс)

Теплоухова Ольга Борисовна

Актуальность данной программы обусловлена двумя основными положениями. С одной стороны, в современном мире (как в нашей стране, так и за рубежом) с каждым днем возрастает потребность изучения и понимания предпосылок, причин, итогов Великой Отечественной войны. Эта необходимость особо остро заявляет о себе в ситуации переписывания истории и принижения роли нашей страны в победе над фашизмом. С другой стороны, как показывают исследования последних десяти лет и практика работы учителей начальных классов, младшие школьники либо не имеют знаний о конкретных фактах и событиях Великой Отечественной войне, либо имеют крайне разрозненные, фрагментарные знания.  О войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям. Нельзя забывать подвиг своих дедов и прадедов.  И если учащиеся будут знать, что такое война, то будут милосердными, рассудительными и мудрыми. Обращение к этой теме особенно важно накануне празднования в 2020 году 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx53 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«Организация совместной внеурочной деятельности младших школьников»

Работу выполнила

Теплоухова Ольга Борисовна, учитель начальных классов

МАОУ “Средняя общеобразовательная школа №47”

Пермь

2019

Программа внеурочной деятельности

«Значимые битвы Великой Отечественной войны»

Актуальность

        Актуальность данной программы обусловлена двумя основными положениями. С одной стороны, в современном мире (как в нашей стране, так и за рубежом) с каждым днем возрастает потребность изучения и понимания предпосылок, причин, итогов Великой Отечественной войны. Эта необходимость особо остро заявляет о себе в ситуации переписывания истории и принижения роли нашей страны в победе над фашизмом. С другой стороны, как показывают исследования последних десяти лет и практика работы учителей начальных классов, младшие школьники либо не имеют знаний о конкретных фактах и событиях Великой Отечественной войне, либо имеют крайне разрозненные, фрагментарные знания.  О войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям. Нельзя забывать подвиг своих дедов и прадедов.  И если учащиеся будут знать, что такое война, то будут милосердными, рассудительными и мудрыми. Обращение к этой теме особенно важно накануне празднования в 2020 году 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Цель программы внеурочной деятельности (на уровне личности обучающегося): 

- иметь представление о значимых битвах Великой Отечественной войны;

- уметь рассказать о важных событиях Великой Отечественной войны сверстникам.

Задачи программы:

- изучить и отобрать материал по теме с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- продумать основные методы и формы работы с младшими школьниками;

- организовать систему знакомства с основными битвами Великой Отечественной войны;

- продумать возможные результаты работы при реализации программы курса внеурочной деятельности;

- организовать итоговое мероприятие по представлению результатов работы по программе курса внеурочной деятельности.

Ожидаемые личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностные результаты: уважение и ценностное отношение к своей родине-России.

Метапредметные результаты: умение использовать знако-символические средства для представления информации; выбирать источник для получения информации; участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога;

Предметные результаты: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Формы и режим занятий.

В рамках курса внеурочной деятельности будут использованы такие формы, как познавательные занятия, викторины, экскурсии, интеллектуальные игры.

Режим: занятия будут проводиться 1 раз в неделю, в течение первого полугодия.

Результативность освоения программы:

- учащиеся познакомятся с историческими событиями, примут участие в викторинах, экскурсиях, организованных учителем;

- покажут свои знания в играх «Что?Где?Когда?»

- организуют и поучаствуют в познавательных акциях для родителей и сверстников.

Тематическое планирование

п/п

Разделы и темы

Количество часов

Приёмы организации совместной деятельности

Всего

Из них

теоретические      

практические  

Раздел I. Битва за Москву.

1

Москва – столица нашей Родины. Парад на Красной площади 7 ноября 1941г.

    1

 1

Вопросы на понимание

2

Примеры героизма защитников города.

1

1

«Продолжи…»

Раздел II. Битва за Ленинград.

1

Блокада Ленинграда.

1

1

«Билетики на выход»

2

Подвиг жителей Ленинграда не будет забыт.

1

1

«Инсерт»

Раздел III. Сталинградская битва.

1

«За Волгой для нас земли нет». Героизм защитников города.

1

1

«Зигзаг или систематизация знаний»

2

Мамаев курган.

1

1

«Мозаика»

3

Тестовая работа «Что я знаю о Битве за Москву, Блокаде Ленинграда, Битве на Волге»

1

1

«Да-нет»

Раздел IV. Курская битва.

1

Курская битва – величайшее танковое сражение.

1

1

«Кластер»

2

23 августа- День воинской славы.

1

1

«Работа в группах»

Раздел V. Битва за Берлин.

1

Знамя над Рейхстагом.

1

1

«Броуновское движение»

2

Песни Победы

1

1

«Свои примеры»

3

Проверка знаний о Курской битве и Битве за Берлин.

1

1

«Найди ошибки»

Раздел VI. Итоговые мероприятия

1

Игра «Что? Где? Когда?»

1

1

Игра в классе

2

Игра «Брейн-ринг»

1

1

Игра с участием сверстников из других классов.

                                  Итого

14

9

5

Содержание программы.

Раздел I. Битва за Москву.

Тема 1. Москва – столица нашей Родины. Парад на Красной площади 7 ноября

Младшие школьники узнают: о военных операциях фашистов «Тайфун», «план Барбаросс»; о планах по захвату стратегически важных объектов на пути к Москве; о традиционном военном параде 7 ноября на Красной площади, его большом символическом значении; смогут применить свои знания в беседах со сверстниками, на уроках истории.

5 декабря. Для нашей страны- это непростой день. День начала наступления советских войск в битве под  Москвой .

Ребенок читает стихотворение:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Ребята, что такое Родина?  Для нас с вами Родина – Россия, столица -  город Москва. За всю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. (показ иллюстрации в ходе беседы)

Огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия.

Осенью 1941 года фашисты подошли совсем близко к Москве. На защиту Москвы встали не только войска нашей армии, но и все жители города, от мала до велика. Они начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг города. Для защиты от врага нужны были оружие и боеприпасы. Поэтому московские заводы работали днем и ночью. Женщины, старики и подростки заменили у станков мужчин, ушедших на фронт. На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи вместе с солдатами занимали на крышах домов боевые посты. Чтобы город был неузнаваемым для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали. Золотые купола церквей закрасили темной краской. Везде натянули маскировочную сетку. На зданиях нарисовали кусты, деревья, дороги.

По ночам в небо поднимались специальные воздушные аэростаты. Они мешали вражеским самолетам подлетать к Москве и бомбить ее.

Однако, отдельные вражеские самолеты прорывались к Москве, сбрасывая бомбы и снаряды. И тогда жители слышали вот такой вой противовоздушной сирены.

Услышав этот вой, люди спускались в метро. В годы войны оно стало надежным укрытием для жителей

7 ноября 1941 г. на Красной площади состоялся военный парад. Его участники прямо с парада уходили фронт. Бойцы и командиры Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днем, ни ночью.

5 декабря 1941 года началось Контрнаступление наших войск. В первые дни были освобождены города Тверь, Солнечногорск, Клин, Истра. Немецкие солдаты оказывали упорное сопротивление.

В ходе зимних боев враг был отброшен от Москвы. Фашистские войска потерпели поражение. Они больше не проводили наступательные операции на московском направлении.

В битве за Москву солдаты Советской Армии проявили мужество и стойкость. 200 дней и ночей под Москвой шли жаркие бои.

Тема 2. Примеры героизма защитников города.

      Узнают кто такой Георгий Константинович Жуков, Виктор Талалихин, Василий Клочков, Лев Михайлович Доватор и другие. Сумеют понять почему замыслы фашистов по захвату Москвы провалились.

     Бессмертный подвиг совершили 28 бойцов дивизии генерала И. В. Панфилова во главе с политруком В. Г. Клочковым. В районе Дубосеково, вблизи Волоколамска они подбили 18 вражеских танков. В живых осталось только 4 бойца, сам политрук и остальные солдаты погибли в этом неравном бою.

      На весь мир известно имя летчика Виктора Талалихина. Ночью, в бою он протаранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. А всего на подступах к Москве наши летчики совершили 25 таранов. Другой советский летчик Николай Гастелло направил свой горящий самолет на колонну немецких танков, уничтожив сотни врагов.

    Также прославились в годы войны конники генерал-майора Героя Советского союза Льва Михайловича Доватора. Они успешно громили фашистские войска. Гитлеровское командование назначило за голову Доватора крупную денежную награду и создало специальные отряды для его поимки. Но советские конники были неуловимы.

Героическими усилиями бойцов Красной Армии наступление немцев под Москвой было остановлено. Но эта победа далась дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники павшим воинам. Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину.

Это была очень тяжелая война для нашего народа. В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Послушайте стихотворение Е. Карасева “Город-герой”

Ребенок читает стихотворение:

Все мы гордимся нашей Москвой,
Наша столица – город-герой,
Красные звезды горят над тобой,
Город родной, Город-герой,
Смело с врагами битву вела
И победила наша Москва.

8 мая 1965 года Москве было присвоено почетное звание “город-герой” за огромный вклад жителей города в дело обороны столицы.

Беседа:

- Имена каких героев вы запомнили? 

- Как называют человека, который проявил в бою храбрость и отвагу? 

- Как называют героический поступок? 

Раздел II. Битва за Ленинград.

Тема 3. Блокада Ленинграда.

    Узнают о самой  длительной битве в ходе Великой Отечественной войны, о Блокаде Ленинграда. Сумеют рассказать об этих событиях

Беседа

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января 1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. Сюда попали и войска, защищавшие город; никто из них даже и не рассматривал никаких призывов сдаться.

На защиту родного города поднялись все её жители. В городе построили 35 км. баррикад, 4170 дотов. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы.

Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот...

Но вышел на проспект Международный

Вооружённый трудовой народ.

Он шёл с бессмертным

возгласом в груди:

- Умрём, но Красный Питер

не сдадим!..

(О.Берггольц)

Тема 4. Подвиг жителей Ленинграда не будет забыт.

Узнают о жизни людей в блокадном Ленинграде. Сумеют сохранить в памяти трудности, с которыми встречались ленинградцы – голод, холод, бомбёжки.

Немцы стремительно прорывались к городу. С июля из Ленинграда стали вывозить жителей и  расположенные  в городе заводы и фабрики.

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей.

В пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек.

В сентябре, когда начались бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.

Как страшно под бомбёжками! Как страшно, когда нечего есть! Как страшно, когда негде согреться!

В Ленинграде начался голод. Продукты люди получали по норме. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные.

Ничто не имело цены: ни драгоценности, ни картины, ни антиквариат. Только хлеб. В булочные стояли огромные очереди.

Учитель: Ребята, в одной моей руке буханка хлеба, которая весит 600 граммов и стоит 25 рублей, ее вы не задумываясь несете домой из магазина, а в другой руке - маленький кусочек хлеба – 125 грамм, а цена ему жизнь. Задумайтесь над этим!

К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светились коптилки. Не работал водопровод. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом на санках под обстрелом доставлять е домой. А те, кто совсем ослаб –топили снег.

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибли от голода. Но Ленинград жил и работал. На заводах выпускали боевую продукцию. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт.

В самый тяжелый период блокады по замерзшему Ладожскому озеру была проложена трасса. Ленинградцы назвали её «Дорогой жизни», потому что доставляли по ней в город продовольствие, вооружение, боевые припасы, а обратно вывозили больных, стариков и детей.

20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

    Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.

Война обрушилась на детей также, как и на взрослых: бомбами, голодом, холодом, разлуками. Она соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.

Учитель: Скажите, ребята, смогли бы вы встать утром в холодной квартире, уйти в школу, ничего не поев, идти темными улицами, чтобы учиться в больших, темных, освещенных одной лишь лампадой, школьных классах?

Но холодной осенью 1941 года они с удовольствием пойдут в школу, так как находиться одним дома гораздо страшнее. Школы продолжали работать. Но путь ребят до школы был очень опасен: кругом стреляли. Да и не все ребята доходили до назначенного места – они просто умирали от голода.

В городе на Неве работали 39 школ. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе.

А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.

Мини - сценка «Праздничный обед в детском доме».

Мальчик. Однажды в нашем детском доме был праздничный обед. Праздничный – это значит из трёх блюд. О том, что будет обед из трех блюд, наши ребята знали заранее.

Девочка. Сегодня, ребята, у нас будет обед полный: первое будет, второе и третье.

Мальчик. Что же будет ребятам на первое?

Девочка. Макароны по-флотски?

Мальчик. Жаркое? Рагу? Гуляш?

А Мишка Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

Из сурепки он будет, из сурепки!

Девочка. Из сурепки? Так это ж отличный суп!

Ведущая. Вслед за супом получат ребята и второе. Что же им на второе будет?

Мишка Кашкин опять все разузнал. Котлеты из хвои! К хвое — бараньи кишки добавят.

Девочка. Ух ты, кишки добавят! Так это ж отличные будут котлеты!

Мальчик. Что же будет сегодня на третье?

Девочка. Компот из черешни?

Мальчик. Запеканка из яблок?

Девочка. Апельсины?

Мишка Кашкин. Кисель сегодня будет. Кисель-размазня из морских водорослей – ламинарии.

Мальчик. Повезло нам сегодня. Кисель из ламинарии. Сахарину туда добавят. По полграмма на каждого.

Все. Сахарину? Вот это да! Так это же просто объеденье!

     Но впереди первый блокадный Новый год. И руководство города понимает, что детям обязательно нужны положительные эмоции, радость – это тоже лекарство. И несмотря на нехватку горючего, в город будет привезено 1000 ёлок для школ, детских садов, приемников, а по Дороге Жизни – мандарины. И что же почувствовали дети, когда из темных, замерзших квартир, они очутились в светлых, тёплых залах Дворца пионеров, где стояла украшенная елка, а на столах стаканы с горячим чаем и маленькими кусочками пирожного. Многие дети понесут выданные на Новый год небольшие подарки домой, своим ослабленным близким.

Планы фашистов не сбылись. Город Ленинград почти 900 дней и ночей боролся и выстоял. Геройски защищали город пехотинцы, танкисты, моряки Балтийского флота. Снаряды рвались повсюду. Но чем злее был враг, тем росла решимость защитников города. Ни на минуту не покидала ленинградцев вера в победу. Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день.

   По дороге из Питера к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая каменная ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. Более 15 тысяч мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». В числе создателей памятника было более 5 тысяч детей. Возводили они «Цветок жизни» вместе со строителями и теми людьми, детские годы которых связаны с блокадным Ленинградом. На каменных лепестках цветка заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»

Раздел III. Сталинградская битва.

Тема 5. «За Волгой для нас земли нет». Героизм защитников города.

Приобретут знания, что именно на священной Сталинградской земле был сломлен хребет фашизму. Сумеют объяснить слова: «За Волгой для нас земли нет».

Рассказ ещё об одной странице войны, о Сталинградской битве. В наше мирное время город носит название Волгоград, а в военные и довоенные годы носил имя Сталинград, и битва за этот город называлась Сталинградской. В этой битве погибло   много солдат и мирного населения. Город почти был разрушен. Двести дней и ночей велись ожесточённые бои, и наконец, 2февраля 1943 года наша армия одержала победу над врагом, и город Сталинград был освобождён. (Чтение стихотворения)

Не смеют крылья чёрные

Над родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

(В.Лебедев-Кумач.)

   Сталинградская битва—одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили героизм, который приводил врага в замешательство, вселял в него чувство страха.

   Есть в Волгограде знаменитый «дом Павлова». Сержант Яков Павлов с горсткой бойцов под покровом ночи заняли дом, и двести дней и ночей удерживали его, фашисты так и не смогли его одолеть. Солдаты не только отстояли этот дом, но и спасли тех людей, которые прятались в подвале этого дома. Теперь на руинах этого дома изображен рельеф воина-защитника, один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников этого дома.

   Много лётчиков сражалось в небе с фашистами, один из них лётчик Пётр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 15 фашистскими самолётами, подбив 4 из них, погиб в неравном бою.

   Эта полная жизни и энергии девушка—санитарка, пошла на фронт добровольцем. Её имя Гуля Королёва. Во время боёв она вынесла на себе с поля боя 100 раненых воинов. В последнем бою уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

   Ребята не только люди сражались с врагом, им отважно помогали наши четвероногие помощники: собаки и лошади. Зимой собак запрягали в специальные упряжки, и они везли сани, на которых лежали раненые бойцы. Также собаки помогали санитарам, на их спины привязывалась санитарная сумка и собака ползла к раненому, и уже солдат мог перевязать себе рану.  Солдаты специально обучали собак подрывать немецкие танки, их очень долго приучали, не боятся танков, взрывов. На спину собак прикреплялись мины.  Она подползала под танк, мина как магнит цеплялась за днище танка, а собака успевала выскочить из под танка, и до взрыва убежать далеко. Солдаты всегда ждали собак и в награду кормили их сахаром. Лошади тоже верно служили солдатам во время войны. Специально обученные лошади не боялись ни выстрелов, ни взрывов, участвовали в боях. Лошади тащили пушки, обозы с продовольствием, боеприпасами и оружием, везли полевые кухни, перевозили в госпитали раненых.

   Всех героев не назвать, но их помнят, в их честь зажигают вечный огонь.

Тема 6. Мамаев курган.

Узнают, что такое Мамаев курган. Сумеют рассказать об этом историческом памятнике.

В России несколько городов-героев. Один из них Волгоград (Сталинград). В Волгограде возведен Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». (Заочная экскурсия, используются иллюстрации)

- Подъем на Мамаев Курган начинается с вводной композиции под названием «Память поколений» – горельеф (скульптура в камне), изображающий людей разных поколений, которые несут венки и спущенные знамена к могиле солдат. Это шествие является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколение. 

 - Наверх ведет лестница, на ступеньках которой значатся такие слова: «За нашу советскую Родину! СССР». Лестница выводит нас на аллею пирамидальных тополей, высаженных по обе стороны от аллеи, ведущей нас к площади «Стоявших насмерть». Центральная скульптура площади – скульптура воина «Стоять насмерть!», в одной руке которого – автомат, а в другой – граната. Если стоять по центру площади, то фигура солдата полностью закроет собой «Родину-мать», как и солдаты, закрывающие грудью свою Родину. 

 - От площади «Стоявших насмерть» поднимаемся выше: здесь нас с обеих сторон окружают стены-руины, представляющие собой стилизованный горельеф. Левая сторона стен усеяна яркими фразами – клятвами советских солдат. Правая часть стен-руин на Мамаевом кургане изображает сцены ожесточенных боев под Сталинградом.

Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи. Звуки музыки, мужественные голоса, слова приказа, песня, звуки боя дополняют эффект. Мы слышим голос Ю. Левитана, диктора Всесоюзного радио. (Звучат записи военных лет)

- За стенами-руинами следует площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн, наполненный водой, который по замыслу авторов проекта, является символом победы добра над злом и неискоренимость жизни на Земле. Слева от бассейна расположена небольшая зеленая зона из елей. Правая же часть заполнена шестью скульптурами, отражающими моменты из военной жизни Сталинграда. 

- Дальше перед нами предстает подпорная стена, за которой находится Зал Воинской Славы Мамаева кургана. Подпорная стена украшена барельефами, основная тема которых – торжество победы над фашистским врагом. В стене вход в Зал Воинской Славы. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы. Спиральный пандус подъема ведет к Площади скорби.  

 - На площади -  скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина - она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем -  символом последних воинских почестей. Война принесла нашему народу неизмеримое горе — более 20 млн. погибших. 

- От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей. Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 35 000 воинов — защитников Сталинграда, участников Сталинградской битвы. 

 - В 2008 году Мамаев курган стал одним из чудес России, победив в финале конкурса «Семь чудес России». Пожалуй, это самый масштабный мемориальный комплекс, посвященный победе советских солдат в Великой Отечественной войне. Чтобы мы помнили о ужасах войны и о храбрости защитников, мы и отмечаем праздник 9 мая.

Тема 7. Тестовая работа «Что я знаю о Битве за Москву, Блокаде Ленинграда, Битве на Волге» (используются вопросы на усмотрение учителя)

Учащиеся узнают, как они усвоили материал. Сумеют провести коррекцию своих знаний.

Раздел IV. Курская битва.

Тема 8. Курская битва – величайшее танковое сражение.

Узнают о крупнейшем танковом сражении Великой Отечественной войны.  Сумеют понять, что победа в Курской битве — не только заслуга армии. Тысячи мирных жителей, женщины, старики, дети сделали всё, чтобы помочь своей армии. 

    К лету 1943 года Советский Союз догнал и перегнал фашистскую Германию не только в плане производства вооружений, но и фактически во всех сферах военной деятельности.

Блестяще работала и советская агентура в глубоком тылу врага. Уже с начала 1943 года Сталину и советскому Генеральному штабу было известно о подготовке немецким командованием плана летнего наступления под кодовым названием «Цитадель».

12 апреля 1943 года на столе у Сталина появился переведённый с немецкого точный  текст директивы № 6 «О плане операции „Цитадель“ немецкого Верховного командования, завизированный всеми службами вермахта. Единственное, чего не было на документе, это визы самого Гитлера. Он поставил её через три дня после того, как с ней ознакомился советский лидер. Фюрер, разумеется, об этом не знал. О человеке, который добыл для советского командования этот документ, неизвестно ничего, кроме его кодового имени — «Вертер». Различные исследователи выдвигают разные версии о том, кем на самом деле был «Вертер» — некоторые считают, что советским агентом являлся личный фотограф Гитлера. 
12 июля 1943 года войска Западного и Брянского фронтов перешли в наступление на орловском направлении. Спустя три дня своё наступление начал Центральный фронт. Эта операция получила кодовое название «Кутузов». В ходе неё было нанесено крупное поражение немецкой группе армий «Центр». Благодаря «Кутузову» были освобождены города Карачев, Жиздра, Мценск, Болхов, а утром 5 августа 1943 года советские войска вошли в Орёл. 

Тема 9. 23 августа- День воинской славы.

Узнают о дне воинской славы. Сумеют рассказать о первом артиллерийском салюте.

В мировой истории нет аналогов Курской битве, продолжавшейся 50 дней и ночей — с 5 июля по 23 августа 1943 года. Победа в Курской битве стала решающим поворотом в ходе Великой Отечественной войны.

Защитникам нашей Родины удалось остановить врага и нанести ему оглушительный удар, от которого он не смог оправиться. После победы в Курской битве перевес в Великой Отечественной войне был уже на стороне советской армии. Кратко говоря, победа в этой битве означала победу в войне.

Сражение на Курской дуге принято разделять на три части: Курскую оборонительную операцию, Орловскую и Белгородско-Харьковскую.

Беседу о «Курской битве» сегодня продолжим с элементами викторины.

1) - Советское командование на Курской дуге выстроило глубокую оборону. Как выдумаете, против какого рода войск она предназначалась в первую очередь?

(Курская битва осталась в истории как сражение до тех пор невиданных по количеству танков.

2) - На подступах к городу Курску было выстроено более 900 дзотов. А что это такое?

(ДЗОТ - огневая точка - это было в свое время достаточно эффективное средство обороны, предназначенное для ведения огня по силам противника. Если укрытие было хорошо замаскировано, противник не мог его уничтожить)

3)- Кто знает, как называлось село, близ которого развернулось крупнейшее танковое сражение ВОВ?

(12 июля 1943 г. в районе села Прохоровка грянуло величайшее сражение. В нем участвовало до 1200 танков и самоходных установок с обеих сторон. К исходу дня немецкая танковая группировка, состоявшая из лучших дивизий вермахта   была разбита и отступила. На поле остались догорать 400 машин)

4)Этот шедевр военной техники конструкторов М.И. Кошкина, А.А. Морозова, Н.А. Кучеренко сыграл выдающуюся роль не только в Курской битве, но и во всей Великой Отечественной войне. Что это было?

(Средний танк Т-34, который является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны)

5)В оборонительных боях на Курской дуге советские войска использовали новую для них тактику применения своих танков против наступающих танков противника. Какую?

(Танки были зарыты в землю, на поверхности оставалась только башня, из пушек которой вёлся огонь по противнику. Это была мощная огневая неподвижная точка, способная своим огнем из орудий и пулеметов наносить большие поражения противнику)

6)- Это оружие, которое активно применялось в Курской битве, немецкие солдаты называли «адская мясорубка», а как его называли советские воины?

 (В Курской битве вместе с другими войсками сражались и подразделения гвардейских миномётов - знаменитые «катюши». В первые дни войны у нас было всего лишь несколько «катюш». В Курской битве принимали участие уже целые части и соединения. Снаряды «катюш» летели с характерным и звонким свистом, за что и прозвали бойцы солдат-миномётчиков курскими соловьями)

7)- В ходе Курской битвы впервые в честь побед советских войск был произведён салют. Когда?

(5 августа были освобождены города Белгород и Орел. В честь этой победы в Москве впервые за годы войны был дан салют 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий.

Раздел V. Битва за Берлин.

Тема 10. Знамя над Рейхстагом.

Приобретут знания о Битве за Берлин. Сумеют объяснить слова: «Это нужно не мертвым, это нужно живым». 

16 апреля 1945 года наши войска приступили к штурму Берлина, последнего

оплота фашизма. Свою столицу враг собирался защищать о не жалея сил,

боясь сдать его Красной Армии. Берлин стал самым укреплённым городом

за время войны, который брали наши бойцы. Вокруг Берлина немцы

возвели три рубежа обороны. На улицах города строились тяжёлые

баррикады, противотанковые заграждения, завалы. Окна домов укреплялись и

превращались в бойницы. Наступательная операция на столь укреплённый

город, крепость, могла привести к большому количеству потерь среди наших

солдат.

Маршал Жуков вспоминал - «готовя операцию, все мы думали над тем, что

бы предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так

родилась идея ночной атаки с применением прожекторов. Решено было

начать сражение ночью».

На рассвете в 3 часа утра, советские войска перешли в решительное и мощное

наступление с целью окружения и взятия Берлина. Во время ночного штурма

началась психологическая атака, на танках были установлены сотни

авиационных прожекторов и выли сирены, что вызывало панику у врага.

Солдаты противника не видели наступающих советских воинов и теряли

самообладание.

Уже 2 мая над рейхстагом советские воины Егоров и Кантария водрузили

знамя Победы. В ходе Берлинской операции советские войска разгромили 93

дивизии противника, взяли в плен около 480 тысяч человек, захватили свыше 1,5тысяч танков и штурмовых орудий, 4500 самолетов. Советские войска в этой завершающей операции понесли большие потери.

8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Тяжелая и кровопролитная война, навязанная советскому  народу завершилась сокрушительным разгромом агрессоров фашистской Германии. День 9 мая объявлялся днем всенародного торжества – праздником Победы.

Вопросы к тексту: 

1.Русскиехотели   ошеломитьи  психологически  подавить  противника  во  время  наступления   русское  командование  решило  использовать  …

  На  танках  устанавливались  авиационные  прожекторы  и  включалась        сирена).  

2.  Назовите  фамилии  бойцов,  которые  водрузили  знамя  победы  над  рейхстагом. (Егоров  и  Кантария).

3.  Какой  день  объявили  днем  всенародного  торжества – праздником Победы? (9 Мая.)

Тема 11. Песни Победы.

Узнают истории возникновения песен Великой Отечественной войны.  Сумеют понять, что песня помогала солдатам в их фронтовой жизни, песня воевала вместе с солдатами, а значит, песня тоже боец.

«Священная война».

Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта песня стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». На следующий день композитор А. В. Александров написал к ней музыку.

Ещё через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.

«В землянке».

Одна из самых лирических песен военных лет «В землянке». Она «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта Алексея Суркова, которое он посвятил своей жене и написал в письме. В феврале 1942 года личные строки Суркова вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».

«Темная ночь».

В 1943 году, во время работы над фильмом «Два бойца» режиссеру Леониду Лукову пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который за три часа написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».

«Синий платочек»

Песня «Синий платочек» до войны не получила широкой известности.

Наступила Великая Отечественная. Клавдия Ивановна Шульженко обратилась в газету «В решающий бой!» с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.

«Алеша»

«Алеша» - один из немногих памятников, которому посвящена песня. Величайшая народная любовь к памятнику Алеша подтверждается многими событиями, в том числе и тем, что памятник впоследствии стал истинным символом города Пловдив. Это было связано с историей появления знаменитой одноименной песни «Алеша». Почти через десять лет после официального открытия памятника советским композитором Эдуардом Колмановским на стихи Константина Ваншенкина была написана лирическая песня, которая вплоть до 1989 года была официальным гимном города Пловдив.  

«Случайный вальс»

Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Называлась она раньше «Офицерский вальс». Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится

«Ехал я из Берлина»

Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Когда поэт Лев Ошанин узнал, что Советская Армия находится на подступах к Берлину, чувство долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского солдата, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди... И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Исаак Дунаевский сочинил музыку для стиха, причем для припева слов не хватило, и они были придуманы тут же.

«День Победы»

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию Великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.


Тема 12. Проверка знаний о Курской битве и Битве за Берлин.

Учащиеся узнают, как они усвоили материал. Сумеют провести коррекцию своих знаний. (Используются вопросы на усмотрение  учителя)

Раздел VI. Итоговые мероприятия.

Тема 13. Игра «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальные игры, проводимые на итоговых мероприятиях покажут как усвоена  программа «Значимые битвы Великой Отечественной войны»

Любимая игра "Что? Где? Когда?" помогает в интересной, нетрадиционной форме проверить свои знания, эрудицию, смекалку, интеллект, а также получить новые знания, расширить кругозор. Играя, учащиеся, обретают уверенность в себе. 

Тема 14. Игра «Брейн-ринг»

Эта игра проводится для закрепления знаний и умений. Игровые моменты вызывают интерес, делают умственную работу более продуктивной. У школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества.

«Методические рекомендации

         Программа «Значимые битвы Великой Отечественной войны» основана на принципах, которые имеют огромное значение в формировании ценностных ориентаций и убеждений, восприятия идей гуманизма, патриотизма, осознанию нравственного долга перед поколением сороковых. В ходе изучения этих тем учащиеся подводятся к пониманию того, что годы войны продолжают оставаться многогранными, что в экстремальных условиях нередко полнее проявились ценностные качества, что побеждало врага не только оружие – побеждали сила духа, вера, любовь. Поэтому в реализации программы оказывается важным как содержательный, так и инструментальный компонент. Особое внимание следует обратить на метапредметное содержание программы и принцип активной деятельности.

       В основе программы – работа с текстами о Великой Отечественной войне. Важно, чтобы тексты, на которых происходит обучение, были учебно-познавательными. Работа с текстами и информацией может быть скорректирована учителем.

      Структура программы предлагает учащимся путь изучения битв в хронологическом порядке (с 1941-1945г.г.). При осмыслении знаний, полученных учащимися, идёт постановка вопросов и поиск ответов на них. При этом учитель, реализующий программу, должен учитывать следующие принципы:

       - отбор содержания и структурирования материала не ограничивает работу с информацией жёсткими рамками тем занятий;

      - на каждом занятии используются умения, которые тематически отрабатывались на предыдущих занятиях.

     Программа носит практико-ориентированный характер.

     План предлагаемых мероприятий является примерным и может корректироваться. При этом важно подготовку к мероприятиям не делать домашним заданием, а включать непосредственно в занятия.

    Реализация программы предполагает методическую подготовку учителя, владеющего историческими знаниями по данной программе.

   Программа ориентирована на учащихся на учащихся 3-4 классов.

Рекомендации к составлению тестовых работ

   Вопросы и задания для формирования знаний по битвам Великой Отечественной войны предлагаются устно и письменно. Письменное представление материала для индивидуальной и коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выведение информации. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме свободного связного ответа.

    В тесты включаются задания на проверку умений, формируемых на базовом уровне:

      - определить, как учащиеся усвоили, когда проходили значимые битвы Великой Отечественной войны;

     - извлекать необходимую информацию из своих знаний;

     - находить и выделять конкретную информацию;

   на повышенном уровне:

     - синтезировать информацию (восстановление последовательности битв);

     - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    - строить произвольное речевое высказывание (умение формировать личное мнение на основе информации).

    При оценивании вопросов и заданий базового, так и повышенного уровней используется традиционный подход (базовый уровень:1 балл-правильный ответ, 0 баллов – неверный, повышенный уровень: 3 балла-правильный ответ, 0 баллов – неправильный ответ).

Правила игры Что? Где? Когда?

Играют одновременно 4 команды по 6 участников.

Каждая команда сидит за игровым столом.

Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. Команда может начать обсуждение или дать ответ, только после того, как ведущий зачитает вопрос и прозвучит команда «время».

За 10 секунд до истечения минуты обсуждения раздается звуковой сигнал. Команда записывает свой вариант в заранее заготовленный бланк ответа, и по окончании минуты капитан команды сдает свой ответ ведущему. Через 10 секунд после истечения времени, отведенного на очередной вопрос, ответы не принимаются.

Команды, ответившие верно на вопрос, получают 1 балл; ответившие неверно или не ответившие вовсе — 0 баллов. После розыгрыша каждого вопроса ведущий зачитывает варианты ответов и объявляет верный ответ.

Игра проходит согласно правилам и предложенным темам.

Подведение итога игры.

Поздравление и награждение участников игры.

Правила игры «Брейн-ринг»


Правила игры в «Брейн - ринг» конкретны. Для полноценной игры нужно чтоб в каждой команде было человек пять. Они назначают между собой капитана, который потом тянет жребий и определяет, кто первый вступает в игру. Рассаживаются за два стола. Ведущий оглашает общий вопрос, и начинает игру, отсчитывая одну минуту на часах. В это время, между участниками команд идет обсуждение и выбор правильного ответа на заданный вопрос. Если команда может дать ответ досрочно, капитан должен похлопать в ладошки и сообщить о том, что команда готова ответить. За каждый правильный ответ, команда получает 2 балла. Если ответ оказался неверным, то вторая команда может спокойно дождаться окончания времени на рассуждение и правильно ответить на вопрос. Когда ни одна команда не дала правильный ответ, ведущий озвучивает верный ответ, и осуществляется переход к следующему вопросу.

Игра «Брейн - ринг» состоит из 10 или 15 вопросов, которые оглашаются постепенно. В конце интеллектуального соревнования, идет подсчет баллов, определение победителя игры и вручение поощрительных призов.

КАРТА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТА

Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности и критерии их оценивания

Результат-

Возраст (класс) – 4 класс.

Планируемые результаты воспитания (уровни достижения личностного результата)

Критерии оценивания личностных результатов

Промежуточное мероприятие

Диагностики для определения уровня личностного результата

Итоговое мероприятие

Диагностики для определения уровня личностного результата

Результат не достигнут

(() баллов)

Результат достигнут частично

(50% от количества баллов за тест)

Результат достигнут

(90-100% от количества баллов за тест)

Первый уровень.

Иметь знание о значимых битвах Великой Отечественной войны

Отсутствие знаний о значимых битвах Великой Отечественной войны 

Фрагментарное знание о значимых битвах Великой Отечественной войны

Сформированные систематичные знания о значимых битвах Великой Отечественной войны 

Тесты с выбором ответа

Участие

Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?»

Участие в игре

Второй уровень.

Умение рассказать о

значимых битвах Великой Отечественной войны сверстникам.

Отсутствие умения

рассказать о

значимых битвах Великой Отечественной войны сверстникам.

Частично освоенное умение рассказать о

значимых битвах Великой Отечественной войны сверстникам

Сформированное умение рассказать о

значимых битвах Великой Отечественной войны сверстникам.

Выступать с сообщениями, приготовленными под руководством учителя перед сверстниками

Подготовить и выступить, под руководством учителя перед сверстниками

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»

Участие в игре

Литература:

1. Алексеев С.П. Подвиг Лениграда. 1941-1944: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

2. Алексеев С.П. Московская битва. 1941-1942: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

3. Алексеев С.П. Сталинградское сражение. 1943. Изгнание фашистов. 1943 - 1944: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

4. Алексеев С.П. Победа под Курском. 1942-1943: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

5. Алексеев С.П. Взятие Берлина. Победа!. 1945: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А.Лурье. – М.: Дет.лит., 2014 г. (Великие битвы Великой Отечественной).

6. Под ред. Живулина Н.А. Музей – заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». Танки «прорыва». ИТЦ «Ритм». Кировск. 2012.

Интернер-ресурсы:

1. Великая отечественная война - Начальные классы - 4 класс

https://multiurok.ru/files/vielikaia-otiechiestviennaia-voina-30.html

2.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/proiekt-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-i-vielikaia-pobieda

3. Классный час (4 класс) по теме: Блокада Ленинграда 

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/...

4. Оборона Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны.

ria.ru/spravka/20110710/.

5Курская битва.https://fishki.net/2424425-interesno-o-bitve-na-kurskoj-duge.html © Fishki.net »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Великая Отечественная война.Курская битва"

Данная презентация подходит для внеклассного занятия , посвященного победе под Курском в ВОВ 1941-1945г., а также и для урока истории в средней школе....

Урок по окружающему миру 4 класс. Великая Отечественная война.Битва за Москву.

Даный урок разработан к учебнику А.Плешакова. На этом уроке расширяются знания детей о Великой Отечественной войне, их познакомят с одним из решающих сражений – битвой за Москву. Учащиеся узнают о том...

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Урок мужества "Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается «Битва за Москву» для обучающихся 4 класса

Уроки мужества – это подготовительный путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу.Такие уроки невозможно про...