РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1-4 КЛАССЫ
рабочая программа

Селецкая Алина Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1-4 КЛАССЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_znayki_1-4.docx67.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Балаково Саратовской области

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №______

От______________2019 г.

Утверждаю.

Директор МАОУ СОШ № 15

___________________

/__________________/

«___»________2019 г.

Программа

внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС начального общего образования

интеллектуальное

(направление)

«Знайки»

(название)

на 2019-2023 годы.

Учитель: Селецкая Алина Александровна

2019 г.

г. Балаково


Содержание рабочей программы:

1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………...стр. 3

2.Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………….....стр. 4-5

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.............................................стр.6

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…...стр.7-9

5. Содержание тем учебного курса……………………………………….………………………....стр.10-11

6.Календарно-тематическое планирование ………………………………………………………стр.12-15

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……………..стр.16


1. Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, обучение написанию сочинений.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого  высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому разработана программа курса «Развитие речи» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким- то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости,  точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время внеурочных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Знайки» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе

общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речевые сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Участники образовательной программы: учащиеся 1-4 классов.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года

Программа рассчитана на 34 часа в 1 классе и 35 часов во 2-4 классах.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.


2.Общая характеристика учебного курса

Целью программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности, развитие устной и письменной речи, создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников.

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка- задача важная, но очень непростая. Важные компоненты ее- это написание сочинений и изложений. Образная, яркая,  логически построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка.

          Задачи программы:

образовательные:

  • совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
  • формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей;
  • создавать условия для развития умения писать сочинения и изложения;
  • обучать младших школьников работе с различными источниками;
  • информации;

развивающие:

  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству;
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
  • развивать внимание к языку, к фразам и словосочетаниям;
  • развитие психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, эмоциональная сфера);
  • развитие моторики (общей и мелкой);
  • ознакомление с окружающей действительностью;

воспитательные:

  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
  • обеспечение эмоционального благополучия детей.

Основные принципы, положенные в основу программы:

-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Отличительные особенности программы:

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, изобразительного искусства, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, развитие речи.

Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идѐт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

Основные виды деятельности:

 работа по тетрадям на печатной основе

 решение логических задач по разным отраслям знаний

 работа с различными источниками информации

 составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

         


3.Ценностные ориентиры содержания

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса.

Обучающиеся должны знать:

Для чего нужна речь.

Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.

Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.

Какие бывают тексты.

Как строится текст.

Обучающиеся должны уметь:

Различать устную и письменную речь.

Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.

Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.

Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках.

Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре.

Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.

Составлять рассказы по серии картинок.

Восстанавливать деформированные предложения и тексты.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса.

Обучающиеся должны знать:

Зачем нужны звуки языка.

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.

Признаки текста.

Что такое план. Виды плана.

Что такое изложение, сочинение.

Как писать изложение, сочинение.

Обучающиеся должны уметь:

Строить собственные устные высказывания.

Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.

Отличать текст от группы предложений, объяснять различие.

Формулировать тему небольшого текста.

Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.

Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку.

Находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.

Составлять пробный и творческий пересказ по плану.

Составлять текст по вопросам учителя.

Редактировать текст.

Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.

Составлять рассказы по серии картинок.

Уметь писать небольшие сочинения по плану.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса.

Обучающиеся должны знать:

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Что такое речь, предложение, текст.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Признаки текста.

Что такое изложение, сочинение.

Как писать изложение, сочинение.

Обучающиеся должны уметь:

Озаглавливать иллюстрации, тексты.

Составлять простой план произведения.

Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст.

Использовать слова текста для называния его частей.

Различать повествования и описания предмета.

Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера.

Создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор средств языка.

Различать синонимы, антонимы, омонимы.

Самостоятельно работать со словарями.

Составлять словари антонимов, синонимов, омонимов, настроений.

Писать сочинения на заданную тему.

Редактировать текст.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса.

Обучающиеся должны знать:

Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.)

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

Что такое речь, предложение, текст.

Как писать изложение, сочинение.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темп, ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.

Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.

Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план.

Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.

Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.

Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.

Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.

Создавать тексты освоенных жанров.

Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи.

Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений. (аннотации)

Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Предполагаемые результаты.

- развитие умения писать сочинения;

- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

- развитие коммуникативной компетентности детей.

Формы проверки результативности занятий:

 выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;

 выпуск мини-книг с сочинениями и иллюстрациями организация выставок и конкурсов;

 подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своѐм классе;

 участие в олимпиадах по языкознанию разных уровней (школьный, районный, всероссийский).


5. Содержание  тем курса

1 класс

Тема

Распределение материала курса

теория

практика

экскурсии

всего часов

Секреты волшебной речи. Какую речь приятно слушать.

Техника речи: дыхание, голос, скороговорки.

3

3

6

Предложение. Конструирование предложений. Порядок слов в предложении.

1

2

3

Лексическое значение слова. Многозначные слова.

2

2

4

Интонация. Знаки в конце предложения.

2

3

5

Составление предложений, объединенных общей темой.

1

3

4

Текст. Структура текста.

1

2

3

Работа с деформированным текстом. Восстановление

деформированного текста по серии сюжетных картинок.

1

2

1

Составление текста по сюжетным картинкам.

0,5

1,5

2

Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным.

0,5

1,5

2

Сочинение. Написание сочинения- описание предмета.

1

2

3

Всего часов:

12

22

34

2 класс

Тема

Распределение материала курса

теория

практика

экскурсии

всего часов

Знакомство с планом кружка. «Мои летние каникулы». Учимся строить предложения.

1

1

2

Текст. Работа с текстом.

4

7

11

Пересказ. Виды пересказа.

1

3

4

Знакомство с синонимами, антонимами, фразеологизмами.

2

5

7

План текста.

2

4

6

Составление текста по готовому плану.

2

3

5

Всего часов:

11

24

35

3 класс

Тема

Распределение материала курса

теория

практика

экскурсии

всего часов

Работа над составлением плана текста повествовательного

характера.

2

3

5

Составление текста.

3

6

9

Лексическая сочетаемость слов.

1

2

3

Составление текстов различного вида.

3

7

10

Обучение изложению.

2

6

8

Всего часов:

11

24

35

4 класс

Тема

Распределение материала курса

теория

практика

экскурсии

всего часов

Сочинение.

2

7

9

Стили речи.

3

6

9

Аннотация.

3

8

11

Знакомство с различными видами объявлений.

1

5

6

Всего часов:

9

26

35


6. Календарно-тематическое планирование программы

1 класс

п/п

Наименование темы

Дата проведения

план

факт

Секреты волшебной речи.

Секреты волшебной речи.

Какую речь приятно слушать.

Техника речи: дыхание, голос, скороговорки.

Техника речи: дыхание, голос, скороговорки.

Техника речи: дыхание, голос, скороговорки.

Предложение.

Конструирование предложений.

Порядок слов в предложении.

Лексическое значение слова.

Лексическое значение слова.

Многозначные слова.

Многозначные слова.

Интонация. Знаки в конце предложения.

Интонация. Знаки в конце предложения.

Интонация. Знаки в конце предложения.

Интонация. Знаки в конце предложения.

Интонация. Знаки в конце предложения.

Составление предложений, объединенных общей темой.

Составление предложений, объединенных общей темой.

Составление предложений, объединенных общей темой.

Составление предложений, объединенных общей темой.

Текст. Структура текста.

Текст. Структура текста.

Текст. Структура текста.

Работа с деформированным текстом.

Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок.

Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок.

Составление текста по сюжетным картинкам.

Составление текста по сюжетным картинкам.

Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным.

Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным.

Сочинение. Написание сочинения- описание предмета.

Сочинение. Написание сочинения- описание предмета.

2 класс

п/п

Наименование темы

Дата проведения

план

факт

Знакомство с планом кружка. «Мои летние каникулы».

Учимся строить предложения Работа с предложением «Редкие цветы»

Лексическая и орфографическая подготовка. Текст «Молодцы»

Работа с текстом «Ежик». Упражнение на замену слов.

О словах одинаковых и разных. Е Чарушин «Два лисенка»,  «Еж»

Текст. Признаки текста

Тема текста.

Основная мысль текста.

Виды текстов

Текст повествование.

Текст Описание.

Текст рассуждение.

Сравнение текстов «Котята», «Наши меньшие братья»,«Живой уголок».

Пересказ. Виды пересказа.

Пересказ. Виды пересказа.

Пересказ. Виды пересказа.

Найди ошибку и восстанови текст «Лось».

Понятие образности речи.

Знакомство с синонимами, антонимами, фразеологизмами.

Слова – друзья. Синонимы. Слова – близнецы.

Омонимы. ( И.Туричин «Есть»), Употребление слов в 1предложении, как в прямом, так и в переносном смысле.

Антонимы. ( Б.Рябинин «Веселый разговор»)

Синонимы в пословицах и поговорках (А.Митяев «За морем теплее, а дома светлее»)

Синонимы в пословицах и поговорках.

План текста. Виды плана.

План текста. Виды плана.

План текста. Виды плана.

План текста. Виды плана.

План текста. Виды плана.

План текста. Виды плана.

Составление текстов различного вида.

Составление текста по готовому плану.

Составление текста по готовому плану.

«Проба пера».

Организация выставки творческих работ кружковцев.

3 класс

п/п

Наименование темы

Дата проведения

план

факт

Работа над составлением плана текста повествовательного характера.

Работа над составлением плана текста повествовательного характера.

Работа над составлением плана текста повествовательного характера.

Работа над составлением плана текста повествовательного характера.

Работа над составлением плана текста повествовательного характера.

Составление текста по заголовку и заданному началу.

Составление текста по заголовку и заданному началу.

Составление текста по заголовку и середине рассказа.

Составление текста по заголовку и середине рассказа.

Составление текста по заголовку и заданному концу.

Составление текста по заголовку и заданному концу.

«Тавтология» - в сочинениях.

Составление текста по коллективно составленному плану. Редактирование.

Стиль речи.

Лексическая сочетаемость слов.

Лексическая сочетаемость слов.

Лексическая сочетаемость слов.

Составление текстов различного вида.

Составление текстов различного вида.

Составление текстов различного вида.

Составление текстов различного вида.

Составление текстов различного вида.

Использование местоимений в тексте.

Использование местоимений в тексте.

Обучение изложению текста с творческими дополнениями.

Обучение изложению текста с творческими дополнениями.

Составление текста по сюжетным картинкам.

Обучение краткому изложению текста.

Обучение краткому изложению текста.

Обучение краткому изложению текста.

Обучение краткому изложению текста.

Обучение составлению текста с элементами описания.

Обучение составлению текста с элементами описания.

Обучение составлению текста с элементами описания.

Обучение составлению текста с элементами описания.


4 класс

п/п

Наименование темы

Дата проведения

план

факт

Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях.

Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях.

Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях.

Создание текста на заданную тему. Редактирование текста.

Создание текста на заданную тему. Редактирование текста.

Создание текста на заданную тему. Редактирование текста.

Особенности работы с сочинениями разного жанра.

Особенности работы с сочинениями разного жанра.

Особенности работы с сочинениями разного жанра.

Стили речи.

Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения.

Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения.

Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения.

Написание статьи в школьную газету. Редактирование.

Написание статьи в школьную газету. Редактирование.

Написание статьи в школьную газету. Редактирование.

Написание по самостоятельно составленному плану.

Написание по самостоятельно составленному плану.

Аннотация.

Аннотация.

Аннотация.

Составление аннотации к книгам.

Составление аннотации к книгам.

Составление аннотации к книгам.

Составление аннотации к книгам.

Сочинение на основе прочитанного.

Сочинение на основе прочитанного.

Сочинение по сюжетным картинкам.

Сочинение по сюжетным картинкам.

Знакомство с различными видами объявлений.

Знакомство с различными видами объявлений.

Знакомство с различными видами объявлений.

Знакомство с различными видами объявлений.

Знакомство с различными видами объявлений.

Знакомство с различными видами объявлений.


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Литература для педагога

  1. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – М: «Астрель», 2001
  2. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 1 класс, 2 класс, 3класс, 4 класс. (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей»
  3. Загребельная С.В., Кащаева Г.С., Мамонова Л.А. Обучение написанию сочинений в начальной школе. Практическое пособие. – М.: «Аркти», 2006
  4. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
  5. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990.
  6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990
  7. Чуракова Н.А. Волшебный мир картин. Методический комментарий. – М.:2003
  8. Словари, материалы олимпиад «Русский медвежонок», «Эму» и др.

              2. Литература для учащихся:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд. 2. 3 – е, стереотип. М: Сов. Энциклопедия, 1971.
  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – 3 – е изд., стереотип. М: Рус. яз., 1986.
  3. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984.
  4.  Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского – М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .
  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Развитие речи для 2 класса

  Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельнос...

Рабочая программа кружка "Школа развития речи", 3 класс

Рабочая программа курса "Школа развития речи составлена к курсу Соколовой "школа развития речи. Включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку....

программа кружка по развитию речи "Развивайка"

программа кружка по развитию речи "Развивайка"...

Рабочая программа кружка по развитию речи 2 класс

Может быть использована в рамках внеурочной деятельности...

Образовательная программа кружка по развитию речи "Риторика повседневного общения" в коррекционной школе

Образовательная программа кружка по развитию речи «Риторика повседневного общения» учитывает возрастные, психологические и физиологические особенности младшего школьника с ДЦП.Реализация программы обе...

Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса

Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса разработана наоснове авторского учебно ­ методического пособия курса Т. Н. Соколовой, Школаразвития речи: Курс &laqu...

Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 1 класса

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности  «Развитие речи»  для 1 классов разработана  на основе авторского учебно - методического   пособия курс...