Где спряталось добро?
методическая разработка (2 класс)

Тумасова Татьяна Андреевна

Цель:  раскрыть значение понятия  добра,    пробудить у детей стремление быть  добрыми по отношению к людям, животным.

 

Задачи:

 1. Способствовать формированию у учащихся этических представлений о категориях добра и зла;

2. Способствовать процессу самопознания личности, собственного отношения к добру, злу. Создание условий для самовыражения.

3. Воспитывать доброе, позитивное, уважительное  отношение к живой природе: людям, животным, растениям.

4. Обогащение словаря учащихся, совершенствование навыков словообразования.

5. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 

6. Развитие высших психических функций -  внимание, восприятие, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_spryatalos_dobro.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

 « Где спряталось добро?»

Цель:  раскрыть значение понятия  добра,    пробудить у детей стремление быть  добрыми по отношению к людям, животным.

Задачи:

 1. Способствовать формированию у учащихся этических представлений о категориях добра и зла;

2. Способствовать процессу самопознания личности, собственного отношения к добру, злу. Создание условий для самовыражения.

3. Воспитывать доброе, позитивное, уважительное  отношение к живой природе: людям, животным, растениям.

4. Обогащение словаря учащихся, совершенствование навыков словообразования.

5. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  

6. Развитие высших психических функций -  внимание, восприятие, логическое мышление.

Формировать УУД:

- Личностные:  

Развитие высших психических функций -  внимание, восприятие, логическое мышление.

-  Регулятивные:

Принимать и сохранять  задачу, поставленную на занятии;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия во фронтальной работе;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Оценивать правильность выполнения действия;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

-  Коммуникативные:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Учить формулировать собственное мнение и позицию;

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Задавать вопросы;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформировать понятия «доброта»,  «милосердие»; способствовать формированию умения  составить пословицы, дополнять текст, приводить примеры из жизни.

Личностные:

 Воспитать позитивное отношение к живой природе, формировать единое понятие добра, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Метапредметные:

Умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Основные понятия:        Доброта, милосердие.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, русский язык.

Ресурсы:        ИКТ

Организация пространства:          коллективная работа

Методы и приемы:        словесно-наглядный, словесно-эмоционального

воздействия, практический, проблемно-поисковый, фронтальная работа.

Ход занятия :

I. Мотивация и самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! (1 слайд)

- Сегодня я хочу открыть  для вас один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Оно где?        (На небе.)  (2 слайд)

– Правильно, оно на небе. Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Оно дарит нам радостное настроение, дарит жизнь всему живому.

– Но оказывается, что бывает и маленькое солнышко. Вы знали об этом? (Нет)

– Как вы думаете, где светит оно? (3 слайд) 

 – Оно светит в каждом из нас. Это маленькое солнышко своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делает нас добрее. Вызывает у нас стремление помочь нуждающемуся, пожалеть обиженного, приласкать несчастного. 

И если человек смог зажечь внутри себя это солнышко, то он никогда не причинит зло другому человеку.

Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас, вы узнаете, прослушав

стихотворение  « Стакан молока» (4 слайд)

Мальчишка  был  голодный и  без  сил,
Давно  не  ел... Пришел  издалека...
В  дверь  постучав,  воды  он   попросил,
Но  женщина  выносит... Молока!
И  тот  стакан  дал  силы  снова  жить!
Поверил  он  -  Есть в  мире  Доброта!
Став  доктором, спасал  чужую  жизнь!
Отзывчивость... -  Была  его  черта!
Однажды  утром  делал  он  обход,

Другой  хирург  -   Больную  принимал,
Та  мучилась  уже  не  первый  год!
Он  лишь  взглянул,... И  женщину  Узнал!
ОНА  была! ... -  Да   как  он  мог  забыть? 
Ту, что  дала  когда-то   молока!...
Больна   серьезно! ... Буду  сам  лечить!
Хотя  надежда  так   невелика!
Он  Спас  ей  жизнь! ... Все  силы  приложил!
Живет  и  Побеждает   Доброта!...
К  оплате  ей  листочек  положил:
  -  "Не  расплачусь"  -  Подумала  она!...
Но  взяв  листок, не  верила  глазам!
От  слез  ее,  вдруг   поплыла   строка,...
Оплачен   счет!   "За  все  спасибо  Вам!..
ОПЛАЧЕНО   СТАКАНОМ   МОЛОКА!

Это не притча и не художественный рассказ.Это история из жизни доктора Келли (Howard Kelly,1858 - 1943) - известного терапевта, одного из основателей первого в Соединённых Штатах Медицинского исследовательского университета Джона Хопкинса.

 История же о нём и о стакане поданного ему молока тоже достоверна и записана его биографом.

 (     Десятилетний мальчик Кевин Келли каждый день ходил от дома к дому, от двери к двери, предлагая различные товары, чтобы как-то оплатить своё обучение. Сегодня он уже обошёл несколько улиц, устал и сильно промок. К тому же ужасно хотелось есть. Но домой он идти не мог. Из-за плохой погоды люди не хотели ничего покупать и почти сразу закрывали перед ним дверь, не желая стоять на холодном пороге.

     По этому он почти ничего не продал в этот день. Кевин решил обойти ещё несколько последних на этой улице домов. Он старался не думать о голоде, но у него это не очень получалось.

     "А если я постучусь в какой-нибудь дом и попрошу поесть?"- подумал он.

     Ничего другого Кевину по-видимому не оставалось - его силы были уже на исходе. Он долго не мог отважиться на это - ему было стыдно просить, ведь он привык зарабатывать себе на жизнь сам. Наконец

он решился, быстро подошёл к одному из ближайших домов и постучал в дверь. Через несколько секунд дверь открылась, и на пороге появилась красивая молодая девушка.

     От неожиданности Кевин сильно смутился и покраснел. Ему было стыдно говорить о своей просьбе такой девушке, как эта. После неловкого молчания Кевин произнёс:

     - У вас не найдётся стакан воды для меня?

     - Конечно,- ответила девушка и скрылась за дубовой дверью.

     Через минуту она появилась на пороге с большим стаканом тёплого молока.

     Кевин пил его медленно, наслаждаясь каждым глотком. Он старался не показывать свой голод. Когда стакан стал пустым, он постарался сделать достойный вид и спросил:

     - Сколько я вам должен?

     - Ничего не должны,- ответила девушка, - мама научила нас не брать денег за доброту.

     - Тогда я благодарен вам от всего моего сердца, - сказал ей Кевин на прощание.

     Когда Кевин покинул дом, он почувствовал себя на много лучше. Он шёл по улице, уже не замечая ни сильного дождя, ни огромных серых луж, и благодарил любящего Господа, так чудесно ответившего на его нужду.В этот день Кевин ещё долго молился за ту девушку и за её доброе сердце...

     Прошли годы. Девушка, а теперь уже молодая женщина, серьёзно заболела. Местные врачи не смогли ни поставить ей диагноз, ни, тем более, назначить какое-то лечение. Её состояние было критическим. Отчаявшись что-либо сделать, они отправили её в большой город и связались со специалистами, чтобы те изучили её редкую болезнь. Доктор Кевин Келли был в числе приглашённых врачей, которые собрались со всего города на этот консилиум. Когда он услышал, из какого города привезли больную, странный свет наполнил его глаза.

     Освободившись от своих дел как можно скорее, он пошёл в палату, в которой лежала молодая женщина. Он узнал её сразу. Вернувшись в свой кабинет, он решил сделать всё, что бы спасти её жизнь. Так началась эта битва, продолжавшаяся дни и ночи. Доктор Келли практически не бывал дома, проводя всё своё время в клинике.

     Были такие моменты, когда, казалось, битва была проиграна, но доктор Келли не сдавался. Новейшие исследования и новейшие препараты, привезённые из других клиник и исследовательских институтов, а так же каждодневная молитва доктора за свою пациентку сделали своё дело.

     Смерть была побеждена.

     Диагноз "неизлечимо больна" был заменён на "полностью здорова". Молодая женщина выздоровела и была готова к выписке. Настроение у доктора было прекрасным. Победа над болезнью этой молодой женщины была уже не первой его победой, но именно она доставила ему больше радости, чем все предыдущие. Доктор Кели чувствовал себя настоящим победителем. Казалось, не было человека, который бы любил свою работу, больше чем он. Доктор Кевин Келли поднял трубку телефона и набрал номер своего менеджера.

     - Мистер Браун, я прошу принести мне на подпись счёт моей пациентки из четвёртой палаты. Она сегодня выписывается.

     Через пару минут в кабинет принесли счёт. Доктор Келли посмотрел на него и написал что-то на его уголке, потом подписался и велел отправить счёт в палату. Она заметно нервничала, когда ей вручили запечатанный конверт. Было понятно, что её страховка уже давно закончилась, а сумму, которую она будет должна этой клинике, ей придётся выплачивать половину её жизни. Молодая женщина долго сидела, глядя на конверт, не решаясь его открыть. Наконец, собрав всё своё мужество, она распечатала его. Увидев ту сумму, которая была указана в счёте, молодая женщина заплакала. Эта сумма была намного больше той, которую она ожидала увидеть.

     Слёзы застилали её глаза настолько, что она даже не могла прочитать имени лечившего её доктора. Кое как взяв себя в руки и немного успокоившись, молодая женщина ещё раз взглянула на счёт. Только сейчас она увидела какую-то надпись наискосок, на уголке счёта.

     Она вытерла слёзы и прочитала:

     "Полностью оплачено стаканом молока. Одна девушка научила меня не брать денег за доброту."

     Слёзы градом хлынули из её глаз. Но это уже были слёзы счастья. Она вспомнила промокшего мальчика стоявшего на пороге её дома.)

II. Формулирование темы занятия, постановка цели

- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о милосердии,  доброте, отзывчивости)

- Определите тему нашего занятия. ( Что такое доброта.) (5 слайд)

- Какую цель мы поставим перед собой? (учиться быть добрыми)

- Чтобы научиться быть добрыми, нам многое нужно узнать о доброте.

III. Операционно-познавательный  этап

  1. -  Что такое доброта? (6 слайд)

Доброта – это … (7 слайд)

  1. - Что такое милосердие? (8  слайд)    

Милосердие это…  (9 слайд)

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

  1. Слово милосердие состоит из двух слов, двух корней (разбор слова). (10 слайд)

 

  1.  -  Что такое зло? (11 слайд)

Зло – это …(12 слайд) 

Это нечто, противоположное добру. Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное. 

IV. Контролирующее задание.Организация фронтальной  творческой работы.

- Посмотрите на этот чудесный сад, вы хотели погулять по нему? Какие люди  ухаживают за этим садом? (Добрые)

- Сегодня мы с вами попробуем создать свое дерево доброты и посадить его в этот волшебный сад. (14 слайд) 

- Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, мы создадим это дерево.

- Для этого нам нужно выполнить несколько заданий.

Задание первое « Где спряталось добро» (Учащиеся называют черты характера  по очереди) (15 слайд)

Посмотрите на наше дерево, оно такое унылое, несчастное и оно совсем не похоже на доброе. Согласны?

Наше дерево, как и добрый человек -  имеет свои черты характера. Попробуем его преобразить?

- Какие черты характера говорят о том, что человек добрый?

Нарядим дерево в листву с добрыми чертами характера? У меня есть волшебная палочка, которая нам поможет в этом.

Стоит  только прикоснуться к листочку. (15 слайд слова)

Задание второе « Пословицы о добре» 

- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: « Доброе слово и кошке приятно». (16 слайд -  название)

- Поиграем в игру  «Собери пословицу». На доске написаны пословицы, с помощью волшебной палочки соедините половинки пословиц  и посмотрите, что получится. Прочитайте их.(16слайд)

      Задание третье « Добрые сказки»  (17 слайд, только название)

  1. Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть добрым человеком, где бы вы не находились и что бы вы не делали.
  2. Издавна фантазируя, люди сочиняли сказки или невероятные истории, где присутствовали злые и добрые герои. О злых героях совсем не хочется говорить. А вот каких добрых героев вы знаете, хотелось бы узнать. (17 слайд, сказочные герои)
  3. Пока мы с вами выполняли все задания, наше дерево слушало вас, радовалось за вас  и становилось все краше и краше.
  4. С помощью своей волшебной палочки я вам покажу, что же произошло с ним. Раз, два, три! (18 слайд)
  5. А теперь мы его посадим в волшебный сад. Раз, два, три! (19 слайд)

Вывод

- Без какого человеческого качества было бы трудно жить? (без доброты)

- Вам хочется быть добрыми?  Чтобы учиться быть добрыми нам помогут правила.      (Правила доброты)    (20 слайд)

V. Рефлексия.

- В начале занятия мы с вами поставили цель, вы помните ее? (Учиться быть добрыми)

- Как вы считаете, мы достигли своей цели? Вы узнали, что такое добро? Пригодятся ли вам эти знания?

- Тогда скажите - почему говорят, что «Доброта спасет мир»? (Ответы)

      - А сейчас мне хотелось бы услышать ваши высказывания: закончив эти      

      предложения: (21 слайд)

1 Мне важно чтобы мои друзья…

2. Я знаю, что доброта…

- Каждый человек должен решить, в каком мире ему жить. И это зависит только от него самого.  

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом  вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

      Всего вам доброго! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа. Презентация в формате SMART Notebook "Угадай, кто спрятался в домике?"

Презентация в формате SMART Notebook (интерактивная доска). Корректно работает только тогда, когда на компьютере установлена данная программа (SMART Notebook).При составлении слайдов использованы инте...

Кде спрятался пасхальный кролик?

Познакомить учеников с праздником пасхи....

Какая буква спряталась

Дидактический материал...

Обучение грамоте. Буквы спрятались

Эти упражнения выполняются на 1-м этапе обучения чтению.Мысленное представление элементов букв - это очень хороший вид тренировки, способствующий умственному развитию детей. Упражнения помогают ребёнк...

"Как животные готовятся к зиме". Рассказ Бианки В. "Кто и куда спешит осенью спрятаться"

Дидактический материал к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Как животные готовятся к зиме". Презентация к рассказу В.Бианки "Кто и куда спешит осенью спрятаться". Материал можно использов...

Презентация "Где спрятано здоровье"

В презентации рассказана легенда "Где спрятано здоровье человека"....