Главные вкладки

    "Учимся жить дружно" - разработка классного часа
    классный час (1 класс)

    Лаврухина Наталья Николаевна

    Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей педагога является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной деятельности уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchimsya_zhit_druzhno_-_klassnyy_chas.docx33.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час

    "Учимся жить дружно"

    Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей педагога является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной деятельности уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений.

    Цель классного часа - формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.

    Задачи:

    • Воспитание чувства сплоченности, умения работать в коллективе.
    • Работа над основными нравственными понятиями: дружба, смелость, честность.
    • Развитие навыков общения, умения высказать и доказать свое мнение.
    • Духовный рост.        
    • Развитие творческих способностей обучающихся.

    Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.

    Присутствуют общеклассные, групповые формы организации познавательной деятельности.

    Оборудование: видеофильм «Не трус и не предатель», раздаточный материал: карточки с набором слов для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями.

    1. Организационный момент.

    Создание эмоционального настроя на работу.

    • Ребята, у нас сегодня гости! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
    • Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.

    2. Работа по определению темы урока.

    • Посмотрите на экран и послушайте песенку. (“Дружба крепкая…”)
    • О чем она?
    • Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песенка?
    • Какой теме будет посвящен наше занятие? (теме “Дружба”)
    • Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях. 
    • Что же значит слово «дружба»?

    В толковом словаре приводится  такое определение дружбы:

    Дружба - это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    • Какое прекрасное слово "дружба". Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в "снежки", читать новую книгу или посекретничать о своих тайнах.

    3. Беседа. 

    Я хочу рассказать вам одну историю про мальчика Алешу. Когда Алеша приехал в гости к бабушке в деревню, ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Но, только с щенком он и играет. Знакомых ребят у него еще нет. Неподалеку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются дети. А Алеша грустит. Грустит, потому что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.

    – Давайте вместе подумаем, как начать Алеше дружить с ребятами? (Высказывания детей)
    – Верно, сначала нужно познакомиться!
    – А если познакомились, значит – уже друзья! (Надо предложить вместе поиграть, покататься)
    – А когда вместе стали играть, значит – уже друзья? Уже есть дружба?
    – А если начали играть и вдруг поссорились? Стали перебивать друг друга, не слушать, командовать, кричать? Получится дружба?
    – А как сделать, чтобы она получилась?
    – Что мы посоветуем Алеше?

    Вывод: Надо играть так, чтобы не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась.

    – И тогда захотят ли ребята еще встретиться?
    – Тогда они будут встречаться часто.
    Будут скучать друг без друга.
    Вот тогда он станут настоящими друзьями.
    – Но ведь бывает и так, что и друзья ссорятся.
    – Давайте научим Алешу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкой.
    – Чего нельзя в дружбе? 
    (Обижать друг друга, обзываться, обманывать, жадничать, )
    – А что в дружбе обязательно нужно? (Помогать, защищать, делиться…)

    Молодцы! Вы хорошо знаете, как начать дружбу и как сделать дружбу крепкой! Ваши советы обязательно помогут Алеше!

    4. Просмотр и обсуждение фильма «Не трус и не предатель».

    Подготовка к восприятию фильма.

    Доскажи словечко:

    За него в огонь и в воду.

    С ним в разведку и в походы.

    Радость делит он со мной,

    За меня всегда горой.

    Коль беда случится вдруг,

    Мне поможет верный… (друг).

    - Нужны ли человеку в жизни друзья?

    - Всех ли своих знакомых ребят ты можешь назвать другом? Почему?

    Знакомых много, а друг может быть один или два.

    - Почему друзей меньше, чем знакомых?

    Друзья должны быть настоящие, а если нет, то это не друзья, а знакомые.

    - Как вы понимаете выражение «настоящие друзья»?

    Они верные, надёжные. 

    Настоящий друг везде верен: в счастье и беде;

    Грусть твоя его тревожит.

    Ты не спишь – он спать не может,

    И во всём без дальних слов он тебе помочь готов. В.Шекспир

    Создание доверительной атмосферы в группе.

    - Сегодня мы будем с вами смотреть фильм «Не трус и не предатель». Этот фильм снят по одноименному рассказу Елены Дубровской из её книги «Детская книга о самом главном».  

    Задание, фиксирующее внимание на теме.

    - Смотрите фильм внимательно. Почему фильм назвали «Не трус и не предатель»? Определите главную мысль и тему фильма. Чему он учит? Для чего был создан этот фильм?

    Просмотр фильма.

    Спонтанное обсуждение.

    - Поднимите руки, кому понравился фильм? Как вы поняли тему фильма? Чему этот фильм учит?

    - Какие чувства вы переживали в момент просмотра фильма?

    - Какой эпизод вам понравился больше всего?

    - Как звали главных героев фильма? (Вова Морозов и Слава Карпов)

    - Кем они были друг для друга?

    - Что мы узнали о мальчиках из фильма?

    Вова:

    - хочет стать путешественником или изобретателем;

    - но с вероятностью 98% станет учёным-биологом и будет изучать окружающий мир и обязательно что-нибудь изобретёт, например, переводчик с птичьего языка;

    - заходит за другом каждое утро, чтобы вместе идти в школу;

    - оберегает друга;

    - выдумщик и фантазёр;

    Слава:

    - обычный,

    - всего боится,

    - невдумчивый,

    - заботливый (заботится о своих младших братьях и сёстрах),

    - честный.

    - Слава и Вова разные по характеру, но им интересно проводить время вместе. Кто из мальчиков был выдумщиком?

    Вова, а Слава разделял интересы друга.

    - Какую теорию хотел проверить Вова с помощью микроскопа?

    Он хотел узнать, живут ли в грязной луже настоящие монстры. Если живут, то их можно рассмотреть в капле воды, но только с помощью микроскопа.

    - Почему Слава сразу не согласился идти проверять теорию Вовы?

    Он дорожил доверием учительницы Нины Владимировны, потому что она первый раз дала ему поручение – отнести в лаборантскую микроскоп. Микроскоп дорого стоил, и если его сломаешь, то родители будут выплачивать двойную стоимость прибора, а в семье Славы денег на это не было.

    - Что заставило Славу  согласиться на предложение Вовы?

    Его попросил друг.

    - Вспомните, что сказал Слава, когда увидел раздавленный микроскоп? («Мне конец…») Почему он так сказал?

    Он чувствовал ответственность перед учительницей. Получилось, что он не оправдал оказанного ему доверия.

    - Как вёл себя Слава во время признания?

    Взял всю вину на себя: «Я его разбил. Я не специально…». Про Вову он ничего не сказал.

    - Как это характеризует Славу?

    Он настоящий верный друг, не стал сваливать вину на Вову, оправдывая себя.

    - Опишите, как вёл себя Вова в момент признания Славы.

    Опустил голову вниз, смотрел украдкой на Славу.

    - Почему он себя так вёл?

    Чувствовал себя виноватым, но ему совсем не хотелось отвечать за разбитый микроскоп.

    - Стало ли Вове легче на душе после признания Славы?

    Нет, его мучила совесть, и в душе шла борьба между добром и злом. Мы слышим внутренний диалог мальчика.

    - Вспомните его мысли в этот момент.

    «Что ж я – предатель и трус?.. Славка это сделал ради меня, потому что считает меня другом… А я его предал, я промолчал, струсил… а если признаюсь, мама меня убьёт… А не признаюсь, то на всю жизнь останусь предателем и трусом… Славке уже не поможешь, он взял всю вину на себя, а ты себе всё испортишь: Нина Владимировна маму вызовет, тебя больше на улицу не выпустят, и велосипед тебе никто не купит… Если не признаюсь, то навсегда потеряю друга и до конца своей жизни буду знать, что я предатель и трус…»

    - Что заставило Вову признаться в порче микроскопа?

    Он не захотел терять друга и оставаться трусом и предателем до конца своей жизни. От своих мыслей и своей совести никуда не сбежишь и не спрячешься. Вова понял, что мысли о предательстве друга  будут мучить его всю жизнь. И он выбирает: лучше признаться и рассказать всё как было, чем остаться предателем, трусом и потерять друга.

    - Как это характеризует Вову?

    Он сумел побороть в своей душе страх, свою трусость и проявил мужество.

    -  Почему в конце фильма мы видим радостную улыбку на лице Славы?

    Слава понял, что Вова – настоящий друг. Он решился сказать правду и не предал их дружбы.

    - Как вы думаете, настоящая  дружба  у мальчиков или нет?

    В жизни очень нелегко найти настоящего друга, который разделит с тобой не только беду, но и радость, который всегда поддержит тебя в трудную минуту. Поэтому, если у вас есть настоящий друг, дорожите этой дружбой, берегите, не теряйте её и сами учитесь дружить по-настоящему.

    Обобщение результатов обсуждения.

    - Скажите, для чего сняли этот фильм? Какова тема фильма?

    В фильме показана настоящая дружба двух мальчиков. Фильм создан для того, чтобы люди учились не трусить, не предавать друзей, учились побеждать свой страх, воспитывать в своём характере  мужество и честность.

    5. Тренинг по определению положительных качеств.

    - Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    - Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.

    Если слово подходит для дружной жизни, обучающиеся хлопают в ладоши, если нет – тишина.

    • Добрый
    • Отзывчивый
    • Грубый
    • Искренний
    • Враждебный
    • Рассудительный
    • Лживый
    • Ласковый
    • Любознательный
    • Общительный.

    - Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.

    6. Беседа о нашем классе.

    - Ребята, в самом начале нашего занятия, я показала вам презентацию нашего класса.

    - Скажите, а может ли дружить целый класс?

    – Какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе?
    (Высказывания детей)

    - Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?

    - А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой.  Вывели 10 законов дружбы:

    ·        Помогай другу в беде.

    ·        Умей с другом разделить радость.

    ·        Не смейся над недостатками друга.

    ·        Останови друга, если он делает что-то плохое.

    ·        Умей принять помощь, совет.

    ·        Не обманывай друга.

    ·        Не предавай друга.

    ·        Относись к другу как к себе.

    ·        Умей признавать свои ошибки.

    ·        Всегда выполняй свои обещания.

     

    - Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы?

    - Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?

    - Поднимите руку те, у кого есть друзья.

    - У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!

    7. Работа с пословицами (в группе).

    - Конечно, какая дружба, и какой ты друг, проверяется временем, поступками, радостью и бедой, пережитыми вместе, умением разделять с другом любые события, происходящие в твоей и его жизни.

    - Русский народ – мудрый народ. О настоящей дружбе народ сочинил множество пословиц и поговорок. Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».

    Нет друга ищи, а нашёл – береги!

    Дружба не гриб,    (в лесу не  найдёшь).

    Старый друг лучше   (новых двух).

    Не имей 100 рублей,    (а имей 100 друзей)

    Дружбу помни, а зло   (забывай).

    Друзья познаются в …..(беде)

    Умей дружбой … (дорожить)


    - Какая пословица вам больше всего понравилась?

    Объясни ее смысл. (Ответы детей)

    8. Подведение итога. (Работа в микрогруппах)

    – А сейчас подведем итог нашему занятию.
    – У вас на столах, лежат карточки, нужно прочитать, что на них написано. 
    (Карточки со словами: внимательные, равнодушные, отзывчивые, жадные, честные, добрые, грубые, справедливые, драчливые, верные.)
    – Прочитать, что написано на доске:
    Друзья должны быть …
    Друзья не должны быть…
    – Посоветуйтесь с товарищами, в какую строку можно поместить слово, которое у вас на карточке.
    – Предложения читаем хором.

    9. Рефлексия.

    – Что нового узнали?
    – Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?
    – Что вам понравилось больше всего?

    Литература

    1. М.М. Безруких, Г.А. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Пособие для педагогов. Вентана – Граф.
    2. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие. Творческий центр «Учитель», 2000
    3. В.И. Ковалько «Школа физминуток», «ВАКО», Москва 2005
    4. http://www.it-n.ru Картинка из презентации Смирновой М.А. г. Москва
    5. Тимофеевский А. «Голубой вагон» из мультфильма "Шапокляк"
    6. https://открытыйурок.рф/статьи/520718/

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Учимся жить дружно"

    В данном материале представлен вариант классного часа о дружбе, взаимовыручке......

    классный час "Учимся жить дружно ".

    классный час "Учимся жить дружно "....

    Разработка классного часа "Давайте жить дружно!"

    Разработка классного часа на тему "Давайте жить дружно" с использованием сингапурских структур...

    Классный час в 1-м классе "Учимся жить дружно"

    Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей учителя является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план восп...

    Разработка классного часа "Давайте жить дружно"

    Цель: создать условия для расширения знаний детей о дружбе, дружеских                 взаимоотношений.Задачи:1....

    Классный час для 1 класса "Учимся жить дружно"

    Классный час в 1  классеТема: «Учимся жить дружно!» (По итогам проектно – частично -  исследовательской деятельности). Цель: ознакомить с понятием «дружба»; показать важность истинных д...

    Классный час " Учимся жить дружно"

    Классный час " Учимся жить дружно"...