"Учимся жить дружно" - разработка классного часа
классный час (1 класс)

Лаврухина Наталья Николаевна

Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей педагога является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной деятельности уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_zhit_druzhno_-_klassnyy_chas.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"Учимся жить дружно"

Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей педагога является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной деятельности уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений.

Цель классного часа - формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.

Задачи:

  • Воспитание чувства сплоченности, умения работать в коллективе.
  • Работа над основными нравственными понятиями: дружба, смелость, честность.
  • Развитие навыков общения, умения высказать и доказать свое мнение.
  • Духовный рост.        
  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.

Присутствуют общеклассные, групповые формы организации познавательной деятельности.

Оборудование: видеофильм «Не трус и не предатель», раздаточный материал: карточки с набором слов для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями.

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя на работу.

  • Ребята, у нас сегодня гости! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
  • Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.

2. Работа по определению темы урока.

  • Посмотрите на экран и послушайте песенку. (“Дружба крепкая…”)
  • О чем она?
  • Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песенка?
  • Какой теме будет посвящен наше занятие? (теме “Дружба”)
  • Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях. 
  • Что же значит слово «дружба»?

В толковом словаре приводится  такое определение дружбы:

Дружба - это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  • Какое прекрасное слово "дружба". Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в "снежки", читать новую книгу или посекретничать о своих тайнах.

3. Беседа. 

Я хочу рассказать вам одну историю про мальчика Алешу. Когда Алеша приехал в гости к бабушке в деревню, ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Но, только с щенком он и играет. Знакомых ребят у него еще нет. Неподалеку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются дети. А Алеша грустит. Грустит, потому что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.

– Давайте вместе подумаем, как начать Алеше дружить с ребятами? (Высказывания детей)
– Верно, сначала нужно познакомиться!
– А если познакомились, значит – уже друзья! (Надо предложить вместе поиграть, покататься)
– А когда вместе стали играть, значит – уже друзья? Уже есть дружба?
– А если начали играть и вдруг поссорились? Стали перебивать друг друга, не слушать, командовать, кричать? Получится дружба?
– А как сделать, чтобы она получилась?
– Что мы посоветуем Алеше?

Вывод: Надо играть так, чтобы не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась.

– И тогда захотят ли ребята еще встретиться?
– Тогда они будут встречаться часто.
Будут скучать друг без друга.
Вот тогда он станут настоящими друзьями.
– Но ведь бывает и так, что и друзья ссорятся.
– Давайте научим Алешу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкой.
– Чего нельзя в дружбе? 
(Обижать друг друга, обзываться, обманывать, жадничать, )
– А что в дружбе обязательно нужно? (Помогать, защищать, делиться…)

Молодцы! Вы хорошо знаете, как начать дружбу и как сделать дружбу крепкой! Ваши советы обязательно помогут Алеше!

4. Просмотр и обсуждение фильма «Не трус и не предатель».

Подготовка к восприятию фильма.

Доскажи словечко:

За него в огонь и в воду.

С ним в разведку и в походы.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг).

- Нужны ли человеку в жизни друзья?

- Всех ли своих знакомых ребят ты можешь назвать другом? Почему?

Знакомых много, а друг может быть один или два.

- Почему друзей меньше, чем знакомых?

Друзья должны быть настоящие, а если нет, то это не друзья, а знакомые.

- Как вы понимаете выражение «настоящие друзья»?

Они верные, надёжные. 

Настоящий друг везде верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём без дальних слов он тебе помочь готов. В.Шекспир

Создание доверительной атмосферы в группе.

- Сегодня мы будем с вами смотреть фильм «Не трус и не предатель». Этот фильм снят по одноименному рассказу Елены Дубровской из её книги «Детская книга о самом главном».  

Задание, фиксирующее внимание на теме.

- Смотрите фильм внимательно. Почему фильм назвали «Не трус и не предатель»? Определите главную мысль и тему фильма. Чему он учит? Для чего был создан этот фильм?

Просмотр фильма.

Спонтанное обсуждение.

- Поднимите руки, кому понравился фильм? Как вы поняли тему фильма? Чему этот фильм учит?

- Какие чувства вы переживали в момент просмотра фильма?

- Какой эпизод вам понравился больше всего?

- Как звали главных героев фильма? (Вова Морозов и Слава Карпов)

- Кем они были друг для друга?

- Что мы узнали о мальчиках из фильма?

Вова:

- хочет стать путешественником или изобретателем;

- но с вероятностью 98% станет учёным-биологом и будет изучать окружающий мир и обязательно что-нибудь изобретёт, например, переводчик с птичьего языка;

- заходит за другом каждое утро, чтобы вместе идти в школу;

- оберегает друга;

- выдумщик и фантазёр;

Слава:

- обычный,

- всего боится,

- невдумчивый,

- заботливый (заботится о своих младших братьях и сёстрах),

- честный.

- Слава и Вова разные по характеру, но им интересно проводить время вместе. Кто из мальчиков был выдумщиком?

Вова, а Слава разделял интересы друга.

- Какую теорию хотел проверить Вова с помощью микроскопа?

Он хотел узнать, живут ли в грязной луже настоящие монстры. Если живут, то их можно рассмотреть в капле воды, но только с помощью микроскопа.

- Почему Слава сразу не согласился идти проверять теорию Вовы?

Он дорожил доверием учительницы Нины Владимировны, потому что она первый раз дала ему поручение – отнести в лаборантскую микроскоп. Микроскоп дорого стоил, и если его сломаешь, то родители будут выплачивать двойную стоимость прибора, а в семье Славы денег на это не было.

- Что заставило Славу  согласиться на предложение Вовы?

Его попросил друг.

- Вспомните, что сказал Слава, когда увидел раздавленный микроскоп? («Мне конец…») Почему он так сказал?

Он чувствовал ответственность перед учительницей. Получилось, что он не оправдал оказанного ему доверия.

- Как вёл себя Слава во время признания?

Взял всю вину на себя: «Я его разбил. Я не специально…». Про Вову он ничего не сказал.

- Как это характеризует Славу?

Он настоящий верный друг, не стал сваливать вину на Вову, оправдывая себя.

- Опишите, как вёл себя Вова в момент признания Славы.

Опустил голову вниз, смотрел украдкой на Славу.

- Почему он себя так вёл?

Чувствовал себя виноватым, но ему совсем не хотелось отвечать за разбитый микроскоп.

- Стало ли Вове легче на душе после признания Славы?

Нет, его мучила совесть, и в душе шла борьба между добром и злом. Мы слышим внутренний диалог мальчика.

- Вспомните его мысли в этот момент.

«Что ж я – предатель и трус?.. Славка это сделал ради меня, потому что считает меня другом… А я его предал, я промолчал, струсил… а если признаюсь, мама меня убьёт… А не признаюсь, то на всю жизнь останусь предателем и трусом… Славке уже не поможешь, он взял всю вину на себя, а ты себе всё испортишь: Нина Владимировна маму вызовет, тебя больше на улицу не выпустят, и велосипед тебе никто не купит… Если не признаюсь, то навсегда потеряю друга и до конца своей жизни буду знать, что я предатель и трус…»

- Что заставило Вову признаться в порче микроскопа?

Он не захотел терять друга и оставаться трусом и предателем до конца своей жизни. От своих мыслей и своей совести никуда не сбежишь и не спрячешься. Вова понял, что мысли о предательстве друга  будут мучить его всю жизнь. И он выбирает: лучше признаться и рассказать всё как было, чем остаться предателем, трусом и потерять друга.

- Как это характеризует Вову?

Он сумел побороть в своей душе страх, свою трусость и проявил мужество.

-  Почему в конце фильма мы видим радостную улыбку на лице Славы?

Слава понял, что Вова – настоящий друг. Он решился сказать правду и не предал их дружбы.

- Как вы думаете, настоящая  дружба  у мальчиков или нет?

В жизни очень нелегко найти настоящего друга, который разделит с тобой не только беду, но и радость, который всегда поддержит тебя в трудную минуту. Поэтому, если у вас есть настоящий друг, дорожите этой дружбой, берегите, не теряйте её и сами учитесь дружить по-настоящему.

Обобщение результатов обсуждения.

- Скажите, для чего сняли этот фильм? Какова тема фильма?

В фильме показана настоящая дружба двух мальчиков. Фильм создан для того, чтобы люди учились не трусить, не предавать друзей, учились побеждать свой страх, воспитывать в своём характере  мужество и честность.

5. Тренинг по определению положительных качеств.

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.

Если слово подходит для дружной жизни, обучающиеся хлопают в ладоши, если нет – тишина.

  • Добрый
  • Отзывчивый
  • Грубый
  • Искренний
  • Враждебный
  • Рассудительный
  • Лживый
  • Ласковый
  • Любознательный
  • Общительный.

- Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.

6. Беседа о нашем классе.

- Ребята, в самом начале нашего занятия, я показала вам презентацию нашего класса.

- Скажите, а может ли дружить целый класс?

– Какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе?
(Высказывания детей)

- Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?

- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой.  Вывели 10 законов дружбы:

·        Помогай другу в беде.

·        Умей с другом разделить радость.

·        Не смейся над недостатками друга.

·        Останови друга, если он делает что-то плохое.

·        Умей принять помощь, совет.

·        Не обманывай друга.

·        Не предавай друга.

·        Относись к другу как к себе.

·        Умей признавать свои ошибки.

·        Всегда выполняй свои обещания.

 

- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы?

- Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?

- Поднимите руку те, у кого есть друзья.

- У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!

7. Работа с пословицами (в группе).

- Конечно, какая дружба, и какой ты друг, проверяется временем, поступками, радостью и бедой, пережитыми вместе, умением разделять с другом любые события, происходящие в твоей и его жизни.

- Русский народ – мудрый народ. О настоящей дружбе народ сочинил множество пословиц и поговорок. Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».

Нет друга ищи, а нашёл – береги!

Дружба не гриб,    (в лесу не  найдёшь).

Старый друг лучше   (новых двух).

Не имей 100 рублей,    (а имей 100 друзей)

Дружбу помни, а зло   (забывай).

Друзья познаются в …..(беде)

Умей дружбой … (дорожить)


- Какая пословица вам больше всего понравилась?

Объясни ее смысл. (Ответы детей)

8. Подведение итога. (Работа в микрогруппах)

– А сейчас подведем итог нашему занятию.
– У вас на столах, лежат карточки, нужно прочитать, что на них написано. 
(Карточки со словами: внимательные, равнодушные, отзывчивые, жадные, честные, добрые, грубые, справедливые, драчливые, верные.)
– Прочитать, что написано на доске:
Друзья должны быть …
Друзья не должны быть…
– Посоветуйтесь с товарищами, в какую строку можно поместить слово, которое у вас на карточке.
– Предложения читаем хором.

9. Рефлексия.

– Что нового узнали?
– Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?
– Что вам понравилось больше всего?

Литература

  1. М.М. Безруких, Г.А. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Пособие для педагогов. Вентана – Граф.
  2. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие. Творческий центр «Учитель», 2000
  3. В.И. Ковалько «Школа физминуток», «ВАКО», Москва 2005
  4. http://www.it-n.ru Картинка из презентации Смирновой М.А. г. Москва
  5. Тимофеевский А. «Голубой вагон» из мультфильма "Шапокляк"
  6. https://открытыйурок.рф/статьи/520718/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учимся жить дружно"

В данном материале представлен вариант классного часа о дружбе, взаимовыручке......

классный час "Учимся жить дружно ".

классный час "Учимся жить дружно "....

Разработка классного часа "Давайте жить дружно!"

Разработка классного часа на тему "Давайте жить дружно" с использованием сингапурских структур...

Классный час в 1-м классе "Учимся жить дружно"

Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей учителя является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план восп...

Разработка классного часа "Давайте жить дружно"

Цель: создать условия для расширения знаний детей о дружбе, дружеских                 взаимоотношений.Задачи:1....

Классный час для 1 класса "Учимся жить дружно"

Классный час в 1  классеТема: «Учимся жить дружно!» (По итогам проектно – частично -  исследовательской деятельности). Цель: ознакомить с понятием «дружба»; показать важность истинных д...

Сценарий классного часа в 1 "б" классе по теме: «Учимся жить дружно»

Тема: «Учимся жить дружно»Цель: создание дружного и сплочённого коллектива.Задачи:научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;дать понятие дружбы;ознакомить с правилами...