внеурочная деятельность "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс)

Чечулина Людмила Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                    Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.

Цели программы:

  • Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание  здоровья как одной из главных ценностей жизни.
  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  • Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  • Профилактика вредных привычек.
  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

Данная  программа строится на принципах:

- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

 

Предполагаемый результат:

      Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

 

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

       - осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

 

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «По тропе здоровья»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Особенности организации работы.

       Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один  раз в неделю по одному часу (34 часа).

     Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

     Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения че­ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во­просы, свя­занные с факто­рами, укрепляющими и раз­рушающими здоро­вье, и т.д. В одной беседе может быть за­тронуто одно или несколько на­правлений.

     Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз — дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

     Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».    

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

занятий кружка « Тропинка к здоровью»

 

п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Теория

Практика

1.

 

Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье

Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок

Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».

2.

 

 Дружи с водой

Советы доктора Воды

Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».

Советы доктора Воды.

Оздоровительная минутка.

Игра «Доскажи словечко».

 

3.

 

Дружи с водой

Друзья вода и мыло

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.

Оздоровительная минутка.

Игра «Наоборот».

Творческая работа.

4.

 

Уход за глазами

Глаза-главные помощники человека

Беседа об органах зрения.

Правила бережного отношения к зрению.

Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок

Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

5.

 

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

Беседа.

Правила сохранения слуха.

Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей».

6.

 

Уход за зубами.

Почему болят зубы

Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова  « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка.

Игра «Угадай-ка!» 

7.

 

Уход за зубами

Чтобы зубы были      здоровыми

 

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар».

Практическая работа. Тест.

 

8.

 

Как сохранить улыбку красивой?

Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия.

9.

 

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка  «Это полезно знать».

Оздоровительная минутка.

 Игра- соревнование «Кто больше?»

Практическая работа.

10.

 

Забота о коже

Зачем человеку кожа

Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей.

 

Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов.

Игра «Угадай-ка».

11.

 

Надёжная защита организма.

 

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». 

Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест. Практическая работа.    

12.

 

Забота о коже.

Если кожа повреждена

Рассказ учителя о повреждениях кожи.

 

Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

13.

 

Как следует питаться

Питание-  необходимое условие для   жизни человека

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища.

Разучивание пословиц и поговорок.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

14.

 

Как следует питаться

Здоровая пища для всей семьи

 Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»

Оздоровительная минутка.

 Золотые правила питания.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».

15.

 

Как сделать сон полезным?

Сон-лучшее лекарство

Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию.

 Оздоровительная минутка

Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам».

16.

 

Настроение в школе

Как настроение?

Беседа. Встреча с доктором Любовь.

 

  Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.

17.

 

 

Настроение после школы

Я пришёл  из школы

Беседа. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.  Игра «Закончи рассказ».

18.

 

Поведение в школе

Я- ученик

 

 Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»

19.

 

Вредные привычки

Беседа «Это красивый человек».

Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет».

20.

 

Мышцы, кости и суставы

Скелет - наша опора

Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование

21.

 

Мышцы, кости и суставы.

Осанка - стройная спина

Встреча с доктором Стройная осанка. Это интересно!

 

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн.

22.

 

Полезен ли спорт для здоровья

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»

23.

 

Как закаляться.

Если хочешь быть здоров

Сказка о микробах. Правила закаливания.

 

Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно!

24.

 

Как загрязнение окружающей среды        влияет на здоровье людей.

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.

Экскурсия

Просмотр фильма

25.

 

Как правильно  вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

26.

 

Правда ли, что отдых и развлечения    необходимы для здоровья

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»

Оздоровительная минутка.

Творческая работа.

27.

 

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.

Игра «Продолжи сказку»

28.

 

Почему мы болеем

Рассказ учителя. Это интересно!

 Оздоровительная минутка.

Работа в группах.

29.

 

Кто и как предохраняет нас от болезней

Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил.

Оздоровительная минутка.

Коллективная работа.

30.

 

Кто нас лечит

Сегодняшние заботы медицины

Беседа «Из чего получают лекарства»

Оздоровительная минутка.

Игра «Кто больше знает»

31-33

 

Народные игры.

Обобщающее занятие «Доктора здоровья».

Беседа по теме.

 

Разучивание народных игр

 Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд»

Повторение правил здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                    Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.

Цели программы:

  • Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание  здоровья как одной из главных ценностей жизни.
  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  • Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  • Профилактика вредных привычек.
  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

Данная  программа строится на принципах:

- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

 

Предполагаемый результат:

      Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

 

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

       - осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

 

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «По тропе здоровья»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Особенности организации работы.

       Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один  раз в неделю по одному часу (34 часа).

     Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

     Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения че­ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во­просы, свя­занные с факто­рами, укрепляющими и раз­рушающими здоро­вье, и т.д. В одной беседе может быть за­тронуто одно или несколько на­правлений.

     Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз — дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

     Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».    

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

занятий кружка « Тропинка к здоровью»

 

п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Теория

Практика

1.

 

Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье

Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок

Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».

2.

 

 Дружи с водой

Советы доктора Воды

Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».

Советы доктора Воды.

Оздоровительная минутка.

Игра «Доскажи словечко».

 

3.

 

Дружи с водой

Друзья вода и мыло

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.

Оздоровительная минутка.

Игра «Наоборот».

Творческая работа.

4.

 

Уход за глазами

Глаза-главные помощники человека

Беседа об органах зрения.

Правила бережного отношения к зрению.

Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок

Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

5.

 

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

Беседа.

Правила сохранения слуха.

Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей».

6.

 

Уход за зубами.

Почему болят зубы

Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова  « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка.

Игра «Угадай-ка!» 

7.

 

Уход за зубами

Чтобы зубы были      здоровыми

 

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар».

Практическая работа. Тест.

 

8.

 

Как сохранить улыбку красивой?

Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия.

9.

 

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка  «Это полезно знать».

Оздоровительная минутка.

 Игра- соревнование «Кто больше?»

Практическая работа.

10.

 

Забота о коже

Зачем человеку кожа

Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей.

 

Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов.

Игра «Угадай-ка».

11.

 

Надёжная защита организма.

 

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». 

Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест. Практическая работа.    

12.

 

Забота о коже.

Если кожа повреждена

Рассказ учителя о повреждениях кожи.

 

Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

13.

 

Как следует питаться

Питание-  необходимое условие для   жизни человека

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища.

Разучивание пословиц и поговорок.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

14.

 

Как следует питаться

Здоровая пища для всей семьи

 Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»

Оздоровительная минутка.

 Золотые правила питания.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».

15.

 

Как сделать сон полезным?

Сон-лучшее лекарство

Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию.

 Оздоровительная минутка

Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам».

16.

 

Настроение в школе

Как настроение?

Беседа. Встреча с доктором Любовь.

 

  Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.

17.

 

 

Настроение после школы

Я пришёл  из школы

Беседа. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.  Игра «Закончи рассказ».

18.

 

Поведение в школе

Я- ученик

 

 Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»

19.

 

Вредные привычки

Беседа «Это красивый человек».

Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет».

20.

 

Мышцы, кости и суставы

Скелет - наша опора

Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование

21.

 

Мышцы, кости и суставы.

Осанка - стройная спина

Встреча с доктором Стройная осанка. Это интересно!

 

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн.

22.

 

Полезен ли спорт для здоровья

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»

23.

 

Как закаляться.

Если хочешь быть здоров

Сказка о микробах. Правила закаливания.

 

Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно!

24.

 

Как загрязнение окружающей среды        влияет на здоровье людей.

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.

Экскурсия

Просмотр фильма

25.

 

Как правильно  вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

26.

 

Правда ли, что отдых и развлечения    необходимы для здоровья

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»

Оздоровительная минутка.

Творческая работа.

27.

 

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.

Игра «Продолжи сказку»

28.

 

Почему мы болеем

Рассказ учителя. Это интересно!

 Оздоровительная минутка.

Работа в группах.

29.

 

Кто и как предохраняет нас от болезней

Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил.

Оздоровительная минутка.

Коллективная работа.

30.

 

Кто нас лечит

Сегодняшние заботы медицины

Беседа «Из чего получают лекарства»

Оздоровительная минутка.

Игра «Кто больше знает»

31-33

 

Народные игры.

Обобщающее занятие «Доктора здоровья».

Беседа по теме.

 

Разучивание народных игр

 Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд»

Повторение правил здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тропинки к здоровью134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

Починковского района

Смоленской области

РАССМОТРЕНО


Руководитель МО

__________________/Зиновьева Н. А.                         

     ФИО

Протокол№___


от «__» __________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

                  Директор  

                   МБОУ Шаталовская СШ

_____________/Мамичева И.С./

                                 ФИО

Приказ № _____


от «__»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива «Тропинки к здоровью»,

1 А  класса

Чечулина Людмила Николаевна,

1 категори

 

2017/2018      

учебный год

 «ТРОПИНКИ К ЗДОРОВЬЮ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                    Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.

Цели программы:

  • Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание  здоровья как одной из главных ценностей жизни.
  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  • Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  • Профилактика вредных привычек.
  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Данная  программа строится на принципах:

- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

Предполагаемый результат:

      Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

       - осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «По тропе здоровья»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Особенности организации работы.

       Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один  раз в неделю по одному часу (34 часа).

     Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

     Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

     Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

     Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».     

Календарно - тематическое планирование

занятий кружка « Тропинка к здоровью»

п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Теория

Практика

1.

Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье

Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок

Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».

2.

 Дружи с водой

Советы доктора Воды 

Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».

Советы доктора Воды.

Оздоровительная минутка.

Игра «Доскажи словечко».

3.

Дружи с водой

Друзья вода и мыло 

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.

Оздоровительная минутка.

Игра «Наоборот».

Творческая работа.

4.

Уход за глазами

Глаза-главные помощники человека 

Беседа об органах зрения.

Правила бережного отношения к зрению.

Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок

Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

5.

Уход за ушами

Чтобы уши слышали 

Беседа.

Правила сохранения слуха.

Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей».

6.

Уход за зубами.

Почему болят зубы 

Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова  « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка.

Игра «Угадай-ка!»  

7.

Уход за зубами

Чтобы зубы были      здоровыми

 

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар».

Практическая работа. Тест.

8.

Как сохранить улыбку красивой?

Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия.

9.

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка  «Это полезно знать».

Оздоровительная минутка.

 Игра- соревнование «Кто больше?»

Практическая работа.

10.

Забота о коже

Зачем человеку кожа 

Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей.

Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов.

Игра «Угадай-ка».

11.

Надёжная защита организма.

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи».  

Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест. Практическая работа.    

12.

Забота о коже.

Если кожа повреждена 

Рассказ учителя о повреждениях кожи.

Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

13.

Как следует питаться

Питание-  необходимое условие для   жизни человека

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища.

Разучивание пословиц и поговорок.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

14.

Как следует питаться

Здоровая пища для всей семьи

 Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»

Оздоровительная минутка.

 Золотые правила питания.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».

15.

Как сделать сон полезным?

Сон-лучшее лекарство

Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию.

 Оздоровительная минутка

Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам».

16.

Настроение в школе

Как настроение?

Беседа. Встреча с доктором Любовь.

  Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.

17.

Настроение после школы

Я пришёл  из школы

Беседа. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.  Игра «Закончи рассказ».

18.

Поведение в школе

Я- ученик

 Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»

19.

Вредные привычки

Беседа «Это красивый человек».

Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет».

20.

Мышцы, кости и суставы

Скелет - наша опора

Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование

21.

Мышцы, кости и суставы.

Осанка - стройная спина

Встреча с доктором Стройная осанка. Это интересно!

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн.

22.

Полезен ли спорт для здоровья

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»

23.

Как закаляться.

Если хочешь быть здоров

Сказка о микробах. Правила закаливания.

Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно!

24.

Как загрязнение окружающей среды        влияет на здоровье людей.

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.

Экскурсия

Просмотр фильма

25.

Как правильно  вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

26.

Правда ли, что отдых и развлечения    необходимы для здоровья

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»

Оздоровительная минутка.

Творческая работа.

27.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.

Игра «Продолжи сказку»

28.

Почему мы болеем

Рассказ учителя. Это интересно!

 Оздоровительная минутка.

Работа в группах.

29.

Кто и как предохраняет нас от болезней

Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил.

Оздоровительная минутка.

Коллективная работа.

30.

Кто нас лечит

Сегодняшние заботы медицины

Беседа «Из чего получают лекарства»

Оздоровительная минутка.

Игра «Кто больше знает»

31-34

Народные игры.

Обобщающее занятие «Доктора здоровья».

Беседа по теме.

Разучивание народных игр

 Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд»

Повторение правил здоровья.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников, в данном случае «спортивно-оздоровительного»  распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Критерии оценки результатов.

Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Литература

  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
  • Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А.А. “Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся”
  • Завуч начальной школы. 2001 год, № 4. Разина Н.А. Валеологическое образование в начальной школе.
  • Обухова. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.
  • В.М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов.
  • Зверев А.Т. Экологические игры.
  • Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.
  • Пасечкина В.П. Как сохранить здоровье. Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...