Исследовательская работа "Толерантность в лицейском сообществе"
проект (3, 4 класс)

Акимова Людмила Николаевна

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих его. Проблема толерантности и увеличения межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий характер.  В этих условиях учащиеся исследуют, есть ли проблема толерантности в  лицейском сообществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_v_shkolnom_soobshchestve.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Секция «Юный исследователь»

Исследовательская работа

Толерантность в школьном сообществе

        Выполнили:  

                                                                  Савицкая Виктория - учащаяся 3а класса

                                                           Тюрина Варвара - учащаяся 3а класса

                                                         Палакян Араик - учащийся 3а класса

Руководитель:

                                                                                                              Акимова Л.Н., учитель начальных классов

г. Щекино

2016 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4

Глава I Толерантность

I.1 Что такое толерантность и интолерантность………………………………......5

I. 2 Основные черты личности и критерии толерантности……………………….6

Глава II Толерантность в школьном сообществе

II.1 Национальный состав лицея……………………………………………………7

II.2 Результаты опроса родителей…….……………………………………..……7-8

II.3 Результаты анкетирования учащихся………………………………………….8

II.4 Наши реальные дела…………………………………………………………9-10

Заключение………………………………………………………………………….11

Список используемой литературы ………………..………………………………12

Приложение…………………………………………………………………………13

        

Введение

       Актуальность: Где и когда бы мы с вами не находились нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…»

        Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих его.

          Проблема толерантности и увеличения межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий характер.

             В этих условиях мы решили исследовать есть ли проблема толерантности в нашем лицейском сообществе.

Тема нашей работы: ,,Толерантность в школьном сообществе ”.

Цель работы: выявить уровень толерантности среди учащихся лицея и определить способы его развития.

Для достижения поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести опрос учащихся начальных классов и их родителей с целью выявления уровня толерантности.
  2. Объяснить значение толерантности и интолерантности.
  3. Изучить   способы развития толерантной личности в жизни нашего лицея.

Предмет исследования: лицейское сообщество

Объект исследования: национальный вопрос в лицее

Мы предполагаем, что коллективная творческая деятельность и знакомство с культурными традициями разных национальностей, представители которых есть в классе, повышает уровень толерантности.

Глава I Толерантность

I.1 Что такое толерантность и интолерантность

           Если мы хотим понять смысл толерантности, то мы должны провести анализ и её противоположности – интолерантности или нетерпимости. Изучив работу нашего лицейского сообщества, мы увидели, что красной нитью проходит понятие «толерантность».

             Толерантность – это уважение к личности; принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира; форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

            В русском языке существуют два способа со сходным значением: толерантность и терпимость, которые значат «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Интолерантность или нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше других. В основе интолерантности  лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Интолерантность выражается от обычной невежливости до пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры.

           Основными формами проявления интолерантности являются: оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения, а также расизм и фашизм.

I.2   Основные черты личности и критерии толерантности

                  Мы выявили основные черты личности:

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других

непонимание

доброжелательность

игнорирование

желание сделать что-нибудь вместе

эгоизм

понимание и принятие

нетерпимость

чуткость, снисходительность

Пренебрежение, раздражительность

доверие, гуманизм

равнодушие, цинизм

любознательность

агрессивность

А также выделили следующие критерии толерантности:

  1. равноправие
  2. взаимоуважение человека или общества
  3. терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.д.)
  4. сохранение и развитие культуры самобытности
  5. возможность следовать своим традициям для всех культур
  6. свобода вероисповедания
  7. сотрудничество и солидарность в решении общих проблем
  8. позитивная лексика в общении с другими

Глава II Толерантность в школьном сообществе

II.1   Национальный состав лицея

        В нашем лицее в основном обучаются русские, но и есть дети других национальностей:

  • азербайджанцы – 10 человек
  • украинцы – 4 человека
  • армяне – 1 человек

II.2  Результаты опроса родителей

       Мы провели опрос среди родителей наших учащихся и предложили ответить на вопрос: Что хорошего Вы видите в том, что в классе, где учится Ваш ребёнок, есть дети разных национальностей?

Были опрошены 56 человек.

    Вывод:  Подавляющее большинство родителей видят только положительные моменты в совместном обучении детей разных национальностей. Они отмечают, что в таких случаях воспитывается интернационализм, расширяется кругозор, дети учатся дружить независимо от национальности и жить в многонациональном обществе.

         II.3  Результаты анкетирования учащихся

   Учащимся мы предложили следующие вопросы:  

  1. Можете ли вы представить, что вашим другом станет человек другой веры?
  2. Согласны ли вы, что человека надо оценивать по моральным качествам, а не по национальности?
  3. Как вы думаете, истинной может быть только одна религия?
  4. Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочитал бы их не брать?
  5. Если человек не разделяет ваши взгляды, можете ли вы с ним общаться?

      В опросе приняли участие 46 учащихся 3 – 4 классов. Результаты оказались следующие:

1 вопрос

Да – 100 %

Нет – 0 %

2 вопрос

Да – 100 %

Нет – 0 %

3 вопрос

Да – 8 %

Нет – 92 %

4 вопрос

Да – 16 %

Нет – 84 %

5 вопрос

Да – 74 %

Нет – 26 %

Вывод: Из результатов видно, что среди опрошенных много толерантных лицеистов. Но всё же есть и те, которые предпочли бы не брать нормальных людей, но с другим видом кожи в друзья (16 %). 26 %  не хотят общаться со сверстниками, не разделяющими их мнение.

II.4    Наши реальные дела

        Результаты анкетирования заставили нас задуматься о необходимости проведения ряда мероприятий по повышению уровня толерантности учащихся. Какие же способы повышения толерантности осуществляются в нашем лицейском сообществе?

  1. Диагностика учащихся с целью сбора информации об их ценностных ориентирах и нравственных устоях.
  2. Собрание Детской общественной организации «Лицейский союз» на тему «Мы вместе».
  3.  Мероприятия, приуроченные таким датам, как: «День спонтанного проявления доброты», «День солидарности в борьбе с терроризмом», «День единства», «Международный день семьи», «День толерантности».
  4. Радиопередача, посвящённая Международному дню против фашизма, расизма и антисемитизма.
  5. Акции «День добрых дел», «Подарок другу», «Милосердие» (помощь малоимущим, беженцам и т.д.), «Поздравь ветерана»
  6. Единые классные часы: «Давайте жить дружно», «Толерантность – качество современного человека».
  7. Психологом лицея проведены: тренинги «Учимся быть терпимыми», «Единство разных»; развивающее занятие «Нам в конфликтах жить нельзя, возьмёмся за руки друзья»; классный час «Воспитание толерантности».
  8. Экскурсии в краеведческие музеи.

          В нашем классе учится армянин. Сначала мы встретили его настороженно, но потом подружились. Он приобрел много друзей и активно включился в нашу работу.

Мы:

  1. Коллективно составили список принципов толерантности и оформили в виде плаката.
  2. Провели конкурс стихов на тему «Толерантность – это мир и дружба».
  3. Провели фотоконкурс «Мой толерантный мир».
  4. Провели конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе».
  5. Провели классный час, на котором Палакян Араик познакомил с обычаями и традициями народов Армении. (Приложение)

     Таким образом, во всех мероприятиях, проводимых в лицее, большое внимание уделяется воспитанию толерантного отношения к людям, к окружающему миру.

Заключение

          Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев.

          В своей работе мы показали, как деятельность общешкольного сообщества помогает развить в себе толерантную личность, воспитать модели поведения, которые помогают жить человеку в мире и согласии с самим собой, природой и обществом.

            Что мы сами в силах изменить, чтобы сделать мир толерантным?

● знать о толерантности, экстремизме и его последствиях

● воспитывать в себе качества толерантности

● изучать ценности национальной и мировой культуры

● узнавать об обычаях, традициях и культуре разных народов

● уметь жить в мире, согласии с другими людьми, отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

● научиться сотрудничать

Список используемой литературы

1. Толерантность – толкование – Толковый словарь Ушакова /www.ckii.ru/

2. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия/ pandia.ru/

3. Основные критерии и показатели толерантности /gigabaza.ru/

4. Толерантность – дорога к миру http://infourok.ru/

5. Никулина О.Б. Формирование основ толерантного сознания:

продолжение / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. -

ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №10.

Приложение

Обычаи и традиции Армении

       Современная Армения лежит в скалистых горах. Столица – Ереван. Религия – христианство. Государственный язык – армянский, но большая часть населения знает русский язык.

           У нас жаркое лето и холодная зима. На территории Армении  много озёр. Самое крупное озеро - Севан.

          Более трёх тысячелетий существует армянский народ. У армян были знаменитые цари и полководцы, писатели и поэты. Много раз терпела Армения иноземные нашествия. Но армянский народ выстоял, отстояв своё существование в тяжелейшей борьбе. В 1941-1945 годах армянский народ плечом к плечу с другими советскими народами боролся против фашизма.

          Армяне очень гостеприимный народ. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрывать стол там, где у тебя есть близкие люди. Чем чаще ты накрываешь на стол, тем больше тебе вернётся – считается у нас.            В Армении крепки отношения в семье. Мнение старших всегда принимается во внимание. Считается неприличным говорить громко в присутствии старших. Если пожилой человек входит в дом, молодые люди должны встать в знак уважения и только тогда сесть снова, когда скажут старшие.

         У нас много традиционных праздников. Один из них – Вардавар. Отмечается он летом с 28 июля по 1 августа. Вардавар означает «опрыскивать водой». Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, не взирая при этом ни на возраст, ни пол. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался песнями, танцами, играми.

            Сейчас, живя в другой стране, я с интересом знакомлюсь с историей, традициями и обычаями русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления на лицейском празднике (инсценировка) "Волк и 7 козлят"

Выступления учащихся начальной школы на лицейском празднике "День лицеиста"...

Лицейские годы А.С.Пушкина

Литературно-музыкальная композиция о годах жизни А.Пушкина в годы учебы в  Царскосельском Лицее....

Презентация на тему: "Лицейские годы А.С. Пушкина"

Данная презентация знакомит с биографией А.С. Пушкина,рассказывает о том, как прошли годы его учёбы в Царскосельском лицее, о том, кто были его первые учителя. Презентацию можно использовать на уроках...

Презентация "Лицейский шум, лицейские забавы"

Данный материал можно использовать для проведения праздника, посвященного лицейским дням на уроках литературного чтения и на внеклассных мероприятиях в 3-4 классах....

Литературно-музыкальная композиция «Лицейский день» с использованием здоровьесберегающих технологий.

1.Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С Пушкина. 2. Развивать умения выразительно читать произведения, передавая интонацией настроение поэта. 3.Воспитывать любовь к Родине, к родному городу...

Участие в исследовательской деятельности в сообществе ГлобалЛаб"

Участие в исследовательской деятельности в сообществе ГлобалЛаб"...