«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

План-конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zubareva_l.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».

ФИО: Зубарева Лариса Петровна.

Место работы: МБОУ «Киреевский лицей».

Должность: учитель начальных классов.

Класс: 3

Тема и номер урока в теме: 2

Базовый учебник: А.А.Плешаков

                                 М.Ю.Новицкая

                                 Москва «Просвещение» 2011г.

Задачи урока:

В сфере личностных УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
  • развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

В сфере регулятивных УУД:

  • умение действовать и принимать решения по предложенному плану;
  • постановка учебной задачи с учётом имеющихся знаний, полученных в процессе урока;
  • учиться прогнозировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

В сфере познавательных УУД:

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
  • умение анализировать, синтезировать учебный материал, делать выводы;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельный и командный поиск её решения.

В сфере коммуникативных УУД:

  • формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с понятиями «природное сообщество», «ярусность леса»;
  • показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
  • формирование бережного отношения к природе;
  • развитие познавательной активности.

Тип урока: изложение нового материала.

Формы работы  обучающихся: индивидуальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Настраивает на работу

 Слайд №1

Слушают.

2

Сообщение темы и цели урока

Вопрос. Сформулируйте тему урока?

Слайд №2

Ответы детей. (Лес – наш дом)

3

Целеполагание

Вопрос. Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете? (Учитель даёт понятие природного сообщества)

Ответы детей.

4

Изучение нового материала

Слайд №3

1) Вопрос. Что объединяет эти изображения?

Вопрос. По основному признаку разбейте их на две группы.

Деревья - это верхний ярус леса.

Слайд №4

2) Вопрос. Почему кустарники занимают второй ярус леса?

3) Отгадать загадки и назвать нижний ярус леса.

Слайд №5

- Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной,

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

Слайд №6

- Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

Слайд №7

- На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Слайд №8

4) Вопрос. Что ещё растёт в нижнем ярусе леса?

Вопрос. Назовите какие грибы вы знаете?

5) Лес – это не только растения, но и богатый животный мир.

Вопрос. Назовите представителей животного мира леса? Слайд №9-11

Вопрос. Почему так богат животный мир леса?

6) Работа с учебником. Прочитать и рассмотреть таблицу стр.102. Определить роль бактерий в круговороте веществ.

Вопрос. Кто ещё участвует в круговороте веществ?

Вопрос. Какова их роль?

        

7) Практическое задание: составить 2-3 цепи питания в рабочих тетрадях.

8) Проверка учителем практического задания.

Ответы детей. (Это деревья)

Ответы детей.

 (Первая группа – хвойные деревья, вторая группа – лиственные деревья)

Ответы детей.

(Они ниже, требуют меньше света)

Ответы детей.

(Ландыш)

Ответы детей.

(Колокольчик)

Ответы детей.

(Земляника)

Нижний ярус леса – это травянистые растения.

Ответы детей.

(Грибы)

Ответы детей.

(Лисички. Опята.  Подосиновик. Мухомор.)

Ответы детей.

Ответы детей.

(Укрытие от врагов. Корм. Жилище.)

Дети работают в парах.

Ответы детей.

(Под действием бактерий происходит образование перегноя.)

Ответы детей.

(Грибы.)

Ответы детей.

(Способствуют разложению растительных останков.)

Дети работают в парах.

Дети читают учебник.

5

Итоговое закрепление. Вывод.

Вопрос. Докажите что лес – это природное сообщество.

Слайд №12

Неживая природа

                    

животные    растения       грибы

                                        бактерии

Урок хочется закончить стихотворением «Осенняя мечта»:

Мечтаю я пойти в осенний лес,

 Шурша ногами по листве опавшей,

Поймать нежаркий солнца луч с небес,

Стряхнуть печаль с души своей уставшей.

Забыться в тишине, слегка звенящей,

Подслушать разговор листвы и ветра,

Чуть слышный, видеть в мареве дрожащем

Лишь лес вокруг на много километров.

Запутавшись в тончайшей паутине,

В каскаде из росинок искупаться, вдохнуть пьянящий запах прелых листьев,

И к дереву, обняв его, прижаться.

Сойти с ума от запаха грибного,

Найти поляну ежевики,

На дереве поваленном немного

Передохнуть, смотря на солнца блики,

Играющие с рябью на реке…

На юг летящих перелётных стай

Услышать крик прощальный вдалеке,

Таящий в себе радость и печаль…

Ответы детей.

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят этажи между собой. Все живые организмы живут сообща. Грибы и бактерии способствуют разложению отмерших растений и животных, а также образованию перегноя. Из перегноя образуются соли, которые растворяются в воде почвы и их используют растения. Происходит круговорот веществ.

6

Домашнее задание

Стр.98-102, теоретический материал, индивидуальные задания по атласу – определителю.

Дети записывают задание в дневник.

7

Итог урока

Самооценка учащихся.

Оценка учителем деятельности детей. Слайд №13.

Дети поднимают светофоры с изображением улыбающегося или грустного человечка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа (задания на актуализацию знаний)

Задания, которые представлены на слайдах направлены на:- систематизацию знаний учащихся о живой и неживой природе, о классификации грибов на съедобные и несъедобные;- развитие мышления младших школьни...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Как человек использует живую и неживую природу?

Материал содержит презентации, текстовые документы, картинки к подготовке к уроку....

Урок окружающего мира по программе ПНШ в 3 классе "Природное сообщество луг - единство живой и неживой природы"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе ПНШ по учебникам  Федотовой О.Н....

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром

С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает...

"Лес- единство живой и неживой природы"

Методическая разработка и презентация по окружаещему миру, 3 класс....