Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Петрунина Назиля Расимовна

 

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы.

 Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и  познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

 Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать  бережное отношение к богатствам живой и неживой  природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки  гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол,   Луна;

    б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2.  Эталоны по признакам живых предметов:  РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ,  РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ,  ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3.Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

 5. Эталоны: живые  природные богатства,  неживые  природные  богатства.

Раздаточный материал:

 1.Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы,на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко  для этапа рефлексии.

 

 

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

- Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

 - Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года.

 Это всё вокруг… (природа)

1.С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.   Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа.   Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой?  (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками?  ( книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек  может сделать своими руками?   (Нет)

 ПРИРОДА-  это все  то, что  существует без помощи человека.    Все то, что сделано и создано  руками человека не относится к природе. 

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

 - Природа и вещи, которые сделал человек,   связаны между собой? (Ответы)

-  Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

 Мы природу   создать не можем, а   пользуемся  ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах.  Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем,  высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет  вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы - надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски.  Но одно условие.  На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске.  Выполненное задание будет эталоном и  по данному эталону дети проверяют свою работу.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно.  Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец  для проверки. Проверяйте.

 Какие группы вы выделили?  Ответы детей работающих у доски.

1 группамашина, книга, стол - предметы, которые сделаны руками человека;  

2 группагриб, одуванчик, белка, Луна - объекты природы.   

III. Выявление места и причины затруднения.

- Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном - образцом. У какой пары есть ошибки,  исправляем по данному эталону.

1.А что у вас вызвало затруднение?

 -не смогли разделить на 2 группы;

 - мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что?  - Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да. 

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

 А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему - то задумчивый. У него в руке письмо, какое - то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем.  (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут   Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел,  высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет  и ещё  птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. ( на экране самолет и птица) 

- Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

 Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? - самолет.

 Он  живой или нет? Как же отличить живых предметов от  «неживых?» (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере.  Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается– да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит– да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается  - да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут?(Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое   умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит,  так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются,  дышат, питаются, растут, двигаются,  у всех появляются детки,  рано или поздно все живое   умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

 

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).  Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается – да, из яиц.

Дышит?– да;

Питается?– да, клюет зерна;

Растет?– да;

Двигается?– да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть?– да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает?– да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается?– нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

 Дышит?– НЕТ;

Питается?– НЕТ;

Растет?– НЕТ;

Двигается?– ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть?– НЕТ.

Умирает?-НЕТ. Ломается.  Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ  И  НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение  знаний  на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик,  ДЕНЬГИ.  Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте  подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А  у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги - это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству?  Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ!  Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

 А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет.  Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет  прожить без воды. Вода для всех  является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа - наш щедрый друг, у нее  есть разнообразные богатства. Она  дарит нам  свои   богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на  следующие группы:  Эталон на доске:

- живые  природные богатства

- неживые  природные  богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце,  к какой  природе относится?  (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет.  Детки появляются? Нет. Значит,  какое  богатство? Солнце - неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе  относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение?(Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:

Дерево - живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.  Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит - листья деревьев дышат, если их закроем  под пленкой, то дерево погибнет;

Деревопитается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет -  да, сначала оно маленькое потом большое;

Дереводвигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) - у него детки есть?  - да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да

Значит,  мы доказали, что дерево живое, а солнце  неживое  природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее  богатство живой природы или богатство неживой природы?

Неживая природа  тоже является нашим богатством.  Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни.  Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует  в своей жизни и получает полезные вещи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(на отдельных листочках)

- Теперь мы знаем,  что такое живая и неживая природа? ( Да)

- К какому шагу вы перейдете? ( Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

- Для чего важен этот шаг? ( Чтобы учиться применять новое знание.)

-  Приготовили синие  и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим  цветом обвести богатства неживой природы.  (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

 Самопроверка по эталону.(после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты?  - По эталону.

 − Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

 − Мы преодолели затруднение?(Да.)

 − Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Работа по учебнику.

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание?(Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Давайте рассмотрим таблицу в учебниках стр. 32 . 

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи?  Работаем простыми карандашами.

 − Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

 − Проверяем по ЭТАЛОНУ.

 Учитель открывает на доске эталон - образец.

 − У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

 

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.  Вам нужно найти ответ и  определить: это – живое природное  богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2.Загадки.  (рисунки вывешиваем  на доске )

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похож он  на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2.Дом по улице идёт,

 На работу всех везёт

 Не на курьих тонких ножках,

 А в резиновых сапожках. (Автобус  - неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед - неживое природное богатство )

 4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

 Чучело трёхглазое на одной ноге.

 Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.  (Светофор - неживое природное богатство )

5.  Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево - живое природное богатство)

  

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы)

- каких два основных шага вы выполнили ( мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой  природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

-В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель?(узнать богатства  живой  и неживой  природы и  различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да)-

 Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание  по определению живой и неживой природы, работали  в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения?

Проанализируйте свою работу.  Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое.  Он теперь никогда не ошибется.

(Слайд Лунтика - улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).

Лунтик  оставил  вам  загадки и подарки -  солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом?

  Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь.   Человеку нужно бережно относится  к природе.

Земля - наш общий дом. Небо, дождь, ветер,  океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

ЗАПОМНИТЕ это правило:

 «Поступай по отношению к природе так,  как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nazili_office_word_2.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:   Окружающий   мир

Класс: 1 Д

Тип урока: ОНЗ

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы.

 Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и  познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

 Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать  бережное отношение к богатствам живой и неживой  природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки  гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол,   Луна;

    б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2.  Эталоны по признакам живых предметов:  РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ,  РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ,  ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3. Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

 5. Эталоны: живые  природные богатства,  неживые  природные  богатства.

Раздаточный материал:

 1.Конверты с картинками живой и неживой природы; 

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко  для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

- Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

 - Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года.

 Это всё вокруг… (природа) 

1.С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.   Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа.   Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой?  (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками?  ( книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек  может сделать своими руками?   (Нет)

 ПРИРОДА -  это все  то, что  существует без помощи человека.    Все то, что сделано и создано  руками человека не относится к природе.  

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

 - Природа и вещи, которые сделал человек,   связаны между собой? (Ответы)

-  Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

 Мы природу   создать не можем, а   пользуемся  ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах.  Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем,  высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет  вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы - надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски.  Но одно условие.  На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске.  Выполненное задание будет эталоном и  по данному эталону дети проверяют свою работу.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно.  Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец  для проверки. Проверяйте.

 Какие группы вы выделили?  Ответы детей работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол - предметы, которые сделаны руками человека;  

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна - объекты природы.  

III. Выявление места и причины затруднения.

- Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном - образцом. У какой пары есть ошибки,  исправляем по данному эталону.

1.А что у вас вызвало затруднение?

 -не смогли разделить на 2 группы;

 - мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что?  - Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.  

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

 А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему - то задумчивый. У него в руке письмо, какое - то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем.  (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут   Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел,  высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет  и ещё  птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. ( на экране самолет и птица)  

- Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

 Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? - самолет.

 Он  живой или нет? Как же отличить живых предметов от  «неживых?» (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере.  Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается  - да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое   умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? ( О живой).

И значит,  так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются,  дышат, питаются, растут, двигаются,  у всех появляются детки,  рано или поздно все живое   умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).  Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

 Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает?- НЕТ. Ломается.  Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ  И  НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение  знаний  на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик,  ДЕНЬГИ.  Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте  подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А  у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги - это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству?  Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ!  Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

 А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет.  Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет  прожить без воды. Вода для всех  является природным богатством. 

Наша природа очень богата. Природа - наш щедрый друг, у нее  есть разнообразные богатства. Она  дарит нам  свои   богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на  следующие группы:  Эталон на доске:

- живые  природные богатства

- неживые  природные  богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце,  к какой  природе относится?  (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет.  Детки появляются? Нет. Значит,  какое  богатство? Солнце - неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе  относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить? Надо разбирать по признакам:

Дерево - живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.  Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит - листья деревьев дышат, если их закроем  под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет -  да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) - у него детки есть?  - да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да

Значит,  мы доказали, что дерево живое, а солнце  неживое  природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее  богатство живой природы или богатство неживой природы?

Неживая природа  тоже является нашим богатством.  Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни.  Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует  в своей жизни и получает полезные вещи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на отдельных листочках)

- Теперь мы знаем,  что такое живая и неживая природа? ( Да)

- К какому шагу вы перейдете? ( Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

- Для чего важен этот шаг? ( Чтобы учиться применять новое знание.)

-  Приготовили синие  и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим  цветом обвести богатства неживой природы.  (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

 Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты?  - По эталону.

 − Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

 − Мы преодолели затруднение? (Да.)

 − Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Работа по учебнику.

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Давайте рассмотрим таблицу в учебниках стр. 32 .  

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи?  Работаем простыми карандашами.

 − Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

 − Проверяем по ЭТАЛОНУ.

 Учитель открывает на доске эталон - образец.

 − У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.  Вам нужно найти ответ и  определить: это – живое природное  богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2.Загадки.  (рисунки вывешиваем  на доске )

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похож он  на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2.Дом по улице идёт,

 На работу всех везёт

 Не на курьих тонких ножках,

 А в резиновых сапожках. (Автобус  - неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед - неживое природное богатство )

 4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

 Чучело трёхглазое на одной ноге.

 Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.  (Светофор - неживое природное богатство )

5.  Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево - живое природное богатство)

  

VIII. Рефлексия учебной деятельности  на уроке.

- Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы) 

- каких два основных шага вы выполнили ( мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой  природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

-В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать  богатства  живой  и неживой  природы и  различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да)-

 Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание  по определению живой и неживой природы, работали  в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения? 

Проанализируйте свою работу.  Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое.  Он теперь никогда не ошибется.

(Слайд Лунтика - улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).

Лунтик  оставил  вам  загадки и подарки -  солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом?

  Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь.   Человеку нужно бережно относится  к природе.

Земля - наш общий дом. Небо, дождь, ветер,  океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей. 

ЗАПОМНИТЕ это правило:

 «Поступай по отношению к природе так,  как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа (задания на актуализацию знаний)

Задания, которые представлены на слайдах направлены на:- систематизацию знаний учащихся о живой и неживой природе, о классификации грибов на съедобные и несъедобные;- развитие мышления младших школьни...

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс

конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс

конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....