ДОП_Юные пожарные
материал

Харитончук Юлия Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_yunye_pozharnye.docx54.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 58» Камышловского городского округа

Рассмотрена на заседании

методического совета

(протокол № 10 от 30.08.2018 г.)

Утверждена приказом директора МАОУ «Школа № 58» КГО

№ 82-од от 31.08.2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ»

(социально-педагогическая направленность)

Срок реализации программы: 1 год

Возрастная категория учащихся: 10-11 лет

Составитель:

Харитончук Ю.Н., учитель

Камышлов, 2018

1. Пояснительная записка

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от опасностей, воспитание личности безопасного типа  личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества и активно взаимодействующей с различными социальными институтами .

Актуальность выбора определена тем, что ежегодно отмечается рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто их последствия трагичны. Возникает необходимость в систематическом и планомерном обучении младших школьников правилам пожарной безопасности. Приобретенные знания по безопасному поведению в быту, на улицах, в природе; навыки пользования первичными средствами пожаротушения, соблюдение противопожарных норм и правил, поможет обучающимся исключить или предотвратить пожароопасные ситуации, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 20 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа.

Особенности организации образовательного процесса – занятия ведутся в группе учащихся одного возраста, являющиеся основным составом кружка; состав группы – постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год – 34 часа; количество часов и занятий в неделю – 1 час.

2. Цель и задачи программы

Цель – организациядеятельности младших школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди обучающихся ОУ и населения микрорайона школы.

Основные задачи:

  • обучение правилам пожарной безопасности;
  • привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара;
  • формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • улучшение правовой и экологической подготовки;
  • овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Историческая справка о развитии пожарной охраны в России

6

5

1

Нулевой, фронтальный опрос, беседа

2

Причины возникновения пожаров вжилье и общественных зданиях

10

8

2

Текущий, устный опрос,беседа

3

Основные причины пожаров и меры предосторожности вокружающей среде

5

3

2

Текущий, устный опрос,беседа

4

Пожарная техника и костюм пожарного

6

4

2

Текущий, устный опрос,беседа

5

Огнетушители и их предназначение

4

2

2

Текущий, устный опрос,беседа

6

Основы медицинских знаний

2

1

1

Текущий, устный опрос,беседа

7

Тест для выявления уровня знаний обучающихся о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара.

1

1

Заключительныйтест

Всего

34

24

10

Календарный учебный график

1 четверть

каникулы

2 четверть

каникулы

3 четверть

каникулы

4 четверть

сентябрь

29.10-05.11

ноябрь

29.12-08.01

январь

23.03-31.03

апрель

5,12,19,26

7,14,21,28

9,16,23,30

3,10,17,24

февраль

октябрь

декабрь

6,13,20,27

май

3,10,17,24

5,12,19,26

март

8,15,22,29

6,13,20

Содержание программы

Тема 1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России.

Теория: Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.

Практика: Экскурсия в пожарную часть, с посещением музея пожарной охраны, ВДПО.

Тема 2. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.

Теория: Противопожарный режим в жилом доме. Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.Способы прекращения горения веществ и материалов. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Практика: Выступление агитбригады «Камышловские огнеборцы» перед учащимися 1 – 4 классов. Противопожарная сказка «Теремок». Учебная эвакуация.

Тема 3. Основные причины пожаров и меры предосторожности вокружающей среде.

Теория: Распространение среди населения памяток, плакатов и других материалов по пожарной безопасности; проведение с детьми младшего школьного и дошкольного возраста бесед о недопустимости игр с огнем в общественном транспорте; участие в акциях, рейдах и других мероприятиях.

Практика: Выступление агитбригады – сказкадля учащихся 1-4 классов «Как огонь в лес пришел». Правила поведения пассажиров на городском и междугородном транспорте (акция).

Тема 4. Пожарная техника и костюм пожарного.

Теория:Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.

Практика: Экскурсия в пожарную часть. Моделирование. Изготовление пожарной техники из бумаги и картона.

Тема 5. Огнетушители и их предназначение.

Теория: Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошма, щиты с набором пожарного инвентаря, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Практика: Изготовление листовок и плакатов.Пожарно-профилактические мероприятия с обучающимися младших классов.

Тема 6. Основы медицинских знаний

Теория: Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом, оказание первой медицинской помощи.

Практика: Практическая отработка приемов по оказанию медицинской помощи пострадавшему на пожаре.

Тема 7. Тест для выявления уровня знаний обучающихся о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара.

Учебно-тематическое планирование

занятия

Содержание занятия

Кол-во

часов

1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России

6

1

«Расскажи-ка нам, Огонь...» (Игра – путешествие).

1

2

Цели и задачи дружины юных пожарных.

1

3

Обязанности и права юных пожарных, сфера их действий.

1

4

Пожарная охрана — её история и традиции.

1

5

Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России.

1

6

Экскурсия в пожарную часть, с посещением музея пожарной охраны, ВДПО.

1

2. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях

10

7

Особенности современного жилья. Противопожарный режим в жилом доме.

1

8

Причины возникновения бытовых пожаров. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами.

1

9

Выступление агитбригады «Камышловские огнеборцы» перед учащимися 1 – 4 классов. Противопожарная сказка «Теремок».

1

10

План эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам.

1

11

3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки.

1

12

Пожарная безопасность. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания. (Практическая работа с разъяснением этапов).

1

13

Основные причины пожаров на «Новогодних ёлках» (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки).

14

Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Действие электрического тока на организм человека.

1

15

Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках.

1

16

Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи. Детские противогазы (практическая работа).

1

3. Основные причины пожаров и меры предосторожности вокружающей среде

5

17-18

Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров на городском и междугородном транспорте. Акция.

2

19

Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией.

1

20

Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей.

1

21

«Какогонь в лес пришел». (Сказка для учащихся 1-4 классов)

1

4. Пожарная техника и костюм пожарного

6

22

Виды пожарной техники. Пожарные автомобили, самолёты и вертолёты, суда, поезда, их назначение.

1

23

Общее устройство пожарных автомобилей, Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание. Экскурсия в пожарную часть, практическая работа.

1

24-25

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область их применения.

2

26

«Профессия – пожарный». (Беседа - презентация из цикла «Мир профессий»).

1

27

Моделирование. Изготовление пожарной техники из бумаги и картона.

1

5. Огнетушители и их предназначение

4

28-29

Виды, назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей других средств пожаротушения.

2

30-31

Изготовление листовок и плакатов.Пожарно-профилактические мероприятия с обучающимися младших классов.

2

6. Основы медицинских знаний

2

32

Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание медицинской помощи.

1

33

Практическая отработка приемов по оказанию медицинской помощи пострадавшему на пожаре.

1

34

7. Тест для выявления уровня знаний обучающихся о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара.

1

4. Планируемые результаты

В основу изучения программного материала положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителямикак значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов  получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Воспитательные результаты

Приобретение школьниками социальных знаний(1 уровень)

Формирование ценностного отношения

к социальной

реальности(2 уровень)

Получение опыта

самостоятельного общественного

действия(3 уровень)

Формы

внеурочной

деятельности

«Юные пожарные»,

приобретение социальных знаний по темам курса

«Юные пожарные», КТД

(коллективные творческие дела)

Социально-образовательныепроекты

Содержание программы направлено на реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются следующие умения:

  • активно осваивать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при возникновения пожара;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь сверстникам и взрослым.

Метапредметными результатами являются следующие умения:

Познавательные:

  • знать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасностижизнедеятельности.
  • характеризовать явления, действия и поступки окружающих, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.

Регулятивные:

  • организовывать совместную и самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать и осуществлять деятельность, анализировать и объективно оценивать её результаты, находить возможности и способы их улучшения;
  • находить ошибки при выполнении практических заданий, отбирать способы их исправления.

Коммуникативные:

  • слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий и явлений;
  • уметь договариваться о распределениифункций и ролей в совместной деятельности;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

К завершению обучения по программе каждый обучающийся должен:

Знать:

  • основные правила пожарной безопасности и правила поведения в экстремальных ситуациях и соблюдать меры предосторожности при обращении с огнём;
  • виды пожаров и причины их возникновения;
  • первичные средства пожаротушения, виды огнетушителей и область их применения, знаки пожарной безопасности и места их размещения;
  • правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и поражении электрическим током;
  • главные исторические события становления пожарной охраны России.

Уметь:

  • выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
  • грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления (эвакуация),
  • пользоваться огнетушителями, работать с пожарным инвентарём;
  • оказывать первую медицинскую помощь и выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.

5. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  1. персональный компьютер учителя;
  2. мультимедийный проектор;
  3. экран для мультимедийного проектора;
  4. принтер лазерный (формат А4, тип печати: черно-белый);
  5. портативный компьютер (ноутбук);
  6. уголок по пожарной безопасности

Информационное обеспечение (интернет-источники):

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96dbbc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
  2. http://pozarnyi.ru/  Пожарный сайт
  3. http://www.01club.ru/ Информационный сайт о пожарной безопасности
  4. http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
  5. http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики – Огнетушитель
  6. http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для детей
  7. http://www.spas-extreme.ru/

6. Формы аттестации

Для оценки результативности проводимых занятий применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг.

Нулевой мониторинг  диагностика первичных знаний о пожарной безопасности. Для диагностики используется тестирование, фронтальный опрос.

Текущий мониторинг  тестирование и выполнение текущих творческих заданий.

Заключительный мониторинг  участие в конкурсе по противопожарной безопасности, где оценивается уровень усвоения полученных знаний.

7. Методические материалы

Обучение проводится во внеурочное время. Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Особенности организации образовательного процесса – очное;методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, проблемный; игровойи др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение,мотивация и др.);формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая;формы проведения занятий: игра, беседа, презентация, лекция в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, спортивными соревнованиями, акциями, конкурсами, рейдами и т.п., во время занятий необходимо проводить спортивные разминки и прогулки на свежем воздухе;педагогические технологии  технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология и др.

При подготовке к занятиям подбираются наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, презентации, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку.

К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

8. Список литературы

  1. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2012. – 187 л.
  2. Мельник, О.Е. Организация деятельности дружин юных пожарных: инструктивно-методическое издание для руководителей, организаторов и кураторов дружин юных пожарных [Текст]/ О.Е. Мельник, А.М. Голубев, А.В. Макаров, А.А. Мельник, Д.В. Зобков, А.Н. Нестругин. – Железногорск: Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. – 164 с.; ил.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В. А. Горского. М.: Просвещение, 2010.  111 с.
  4. Пожарная безопасность: Учебное пособие для членов добровольных Дружин юных пожарных/ О.Д. Ратникова, В.В. Володченкова, А.А. Чистякова, Н.В. Баранова  М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2017.  181 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по ОБЖ. Игра-эстафета для юных пожарных

Цели и задачи мероприятия:Формирование  у учащихся навыков выживания в опасных для жизни ситуациях.Практическая  проверка готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях.Спло...

Спортивно-игровая программа "Юный пожарный"

Цель: закрепить знания по противопожарной безопасности, способствовать формированию навыков безопасности жизни. Сценарий данного мероприятия составлен для учащихся 3 - 4 классов. В заключении праздник...

Сценарий агитбригады отряда юных пожарных.

Сценарий агитбригады юных пожарных составлен для участия в городском конкурсе агитбригад  4-5 классов. Основной целью участия в конкурсе является пропаганда правил поведения при пожаре, профилакт...

Спортивный праздник «Юные пожарные».

Спортивный праздник на закрепление знаний детей о правилах пожарной. закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;– тренировать у учащихся умение находить решения в чрезвычайных...

Непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию "Юные пожарные" средняя группа

Конспект по физическому развитию связанный с пожарной безопасностью...

Конспект занятия по пожарной безопасности «Мы юные пожарные»

Формирование у учащихся осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в игровой форме....