Главные вкладки

    Классный час "Мы в ответе за тех,кого приручили"
    классный час (4 класс)

    Николаева Елена Викторовна

    Классный час для обучающихся 4 класса специальной(коррекционной )школы 8 вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kl_chas.docx26.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок»г.Смоленска»

    Классный час:

    «Мы в ответе за тех,

    кого приручили»

    Провела:

    учитель начальных классов

    Николаева Е.В

     

    СМОЛЕНСК 2018г

    Классный час на тему : «Мы в ответе за тех,

    кого приручили»

    Класс : 4

    Цель:

    Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным.

    Задачи:

    1.     Воспитание любви и доброго отношения к домашним животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.

    2.     Воспитание умения критически относиться к своим поступкам, анализировать их.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

       - Здравствуйте, ребята!

    Каждый день – всегда, везде.

    На классном часе и в игре

    Смело, чётко говорим

    И тихонечко сидим.

     II. Создание проблемной ситуации. Введение в тему занятия.

      Сейчас я прочитаю рассказ В. Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте предположить, чем закончится этот рассказ.

    Дружок

    Жил у хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый пес не узнал своего хозяина и залаял на него.

    • Как же так? - расстроился хозяин. - Как же ты, Дружок, меня — твоего хозяина!

    Завилял Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не знаю, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».

    На следующий день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней маленького щенка, глупого и несмышленого.

    Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?».

    • Как вы думаете, что ответил Дружку хозяин? . Кто хочет поделиться с нами своими мыслями? Как этот ответ характеризует хозяина? (« Ты стал старый, поэтому я завел нового щенка».«Чтобы у тебя был друг, когда меня нет дома» и т.п.).

    В ваших ответах у кого-то добрый хозяин, у кого-то злой и неблагодарный. Разные бывают люди. Но вот автор этого рассказа, В.А. Сухомлинский, тоже верил, что хозяин у Дружка все-таки добрый, заботливый. Послушайте, как автор закончил свой рассказ

    Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?»

    • А что тебе, Дружок, не было скучно.

    Старый пес благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький щенок весело резвился в мягкой зеленой траве...

    -Охарактеризуйте хозяина старого пса.

    Почему вы считаете его добрым, хорошим? А еще он заботливый, ответственный, тоже верный, как и его друг-пес, умеющий сочувствовать, сострадать. Как вы понимаете эти слова?

    1 куплет песни  «Мы в ответе за тех, кого приручили».

            - Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего занятия. (Ответы детей).

    III. - Тема нашего занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили».

    Сегодня мы постараемся разобраться в смысле этих важных слов.

    Ребята, а как вы думаете, что значит «приручить»? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).

     Приручить – сделать ручным, послушным. (Словарь С.И.Ожегова).

    - Что значит «в ответе»? (Ответы детей)

    -Кто отвечает за вас?

    Правильно, родители. – Что они делают?

    А есть, ли кто-то за кого отвечаете вы? (домашние питомцы)

                    Для того чтобы заботиться о тех, кого мы приручили, нужно хорошо их знать. Зачем? (Версии детей).

            - Вывод: Животные не обладают речью, и мы должны научиться их понимать для того, чтобы хорошо заботиться о них и не принести им вред.

                            - А хорошо ли вы знаете тех животных, которых приручили люди? Сейчас мы это проверим. Отгадайте загадки.

            Не человек, а говорит. (попугай)

            Заворчал живой замок,

            Лёг у двери поперёк.

            Две медали на груди.

            Лучше в дом не заходи! (собака)

    Я устраиваюсь ловко:

            У меня с собой кладовка.

            Где кладовка? За щекой!

            Вот я хитренький какой! (хомяк)

             Мордочка усатая,

            Шубка полосатая,

            Часто умывается,

            А с водой не знается.

                                    (Кошка)

            - Молодцы! Все загадки отгадали.

    Очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе плохо, или у человека плохое настроение, достаточно в течение 10 -15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится.

    Вот и на нашей выставке рисунков ваши питомцы.

    IV. О кошке

    - Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя».

            - Сегодня мы поговорим только о некоторых  животных, которые находятся совсем рядом, в одной квартире или во дворе рядом с человеком.

    - А у кого из вас есть домашние питомцы? Как они появились?

    - А как вы к ним относитесь?

            - Но, к сожалению, не все дети поступают, так как вы.

          Кошки и собаки живут рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор они остаются существами во многом таинственными.

       Например, в Древнем Египте кошек боготворили, оказывали всякие почести. Смертная казнь грозила тому, кто специально убьёт хотя бы одного из священных стражей «хлебных амбаров. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если же кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей!

        В Древней Руси «хозяйственные» качества кошек впервые оценили церковнослужители. Они – то и поставили кошку под защиту церковного закона, стали заводить для охраны хлебных амбаров

         В древнерусском судебнике XVI века есть упоминание о том, что за украденную кошку или собаку устанавливался штраф, в размере трёх гривен. Много это или мало? Судите сами: кошка стоила столько, сколько бык или вол. Но относились к кошкам и собакам все по-разному. Кто-то их любил, а кто-то боялся и прогонял, считал их ведьмами.

       Кошка не богиня, но и не ведьма. Это обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами. У кошек очень тонкий слух. Они слышат даже самый маленький шорох, который производят мыши и тотчас настораживаются. Кошки очень чистоплотные и часто умываются. А знаете почему? Они вылизывают не столько грязь, сколько … собственный запах.

       Ходят  они бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазают ловко, умеют прыгать с высоты.   Сейчас Вова  расскажет о своей любимице.

            V. Литературные произведения о животных.

            - О животных написано много литературных произведений. 

    Вот и на нашей выставке книги о животных.

     Послушайте  стихотворение Елены Благининой «Котёнок».

    Я нашла в саду котёнка.

    Он мяукал тонко-тонко,

    Он мяукал и дрожал.

    Может быть, его побили,

    Или в дом пустить забыли,

    Или сам он убежал?

    День с утра стоял ненастный,

    Лужи серые везде...

    Так и быть зверёк несчастный,

    Помогу твоей беде!

    Я взяла его домой,

    Накормила досыта...

    Скоро стал котёнок мой

    Загляденье просто!

    Шерсть - как бархат,

    Хвост - трубой...

    До чего ж хорош собой!

            - Ребята, как можно назвать данный поступок девочки? (Сострадание, доброта, милосердие).

       - А как вы понимаете слово – милосердие?

     Словарь (Милосердие – любовь к людям, животным, к растениям, ко всему, что нас окружает).

    Послушайте стихотворение “Милосердие”:

    Маленький мальчик стоял у витрины
    И по слогам объявленье читал.
    В нём сообщал продавец магазина,
    Что он забавных котят продавал.
    Мальчик несмело вошёл и с порога
    Скромно спросил, сколько стоят они.
    Цену узнав, прошептал: “Это много...”,
    Ручки засунув в карманы свои,
    Он потихоньку извлёк всё, что было.
    Да, это мало, хоть долго копил.
    Детское сердце невольно заныло ...
    С горечью в голосе он попросил:


    “Дяденька, можно хотя бы глазочком
    Только на ваших котят посмотреть.
    Были бы деньги, купил бы я точно,
    Но накопить мне никак не успеть”.
    И продавец не спеша открывает
    Крышку в огромной коробке, и вот
    Восемь котят из неё выбегают,
    Ну, а девятый за ними ползёт,
    Хочет успеть за друзьями своими,
    Но не угнаться за ними ему.
    А всё потому лишь, что ножки больные,
    Так он родился ... себе на беду.
    Мальчика словно водой окатили,
    Глазки свои отвести он не смел,
    Даже сказать что-то был он не в силах,
    Лишь на хромого котёнка смотрел.
    Но через силу, с огромным волненьем,
    Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
    “Были бы деньги, то я, без сомненья,
    Котёнка хромого у вас бы купил”.
    А продавец посмотрев с изумленьем,
    Грустно ответил, кивнув на него:
    “Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
    Родился таким, не излечишь его.
    Но, если ты хочешь, котёнка хромого
    Можешь себе и без денег забрать.
    Никто и копейки не даст за такого,
    Я и не думал его продавать”.
    Мальчик ответил серьёзно и строго:
    “Деньги у мамы могу я занять,
    Я заплачу за котёнка хромого,
    Чем же он хуже здоровых котят?
    Стоит он так же, как стоят другие,
    Полную цену я вам заплачу,
    Будем с ним жить мы, как братья родные,
    Сильно котёнка купить я хочу!”
    Это сказав, он неловко нагнулся
    И под штанину зачем-то полез.
    Взглянув на него, продавец ужаснулся:
    Вместо ноги он увидел протез ...
    Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
    Всё стало ясно теперь продавцу.
    Мальчика крепко обнять захотелось,
    Он протянул свои руки мальцу.
    “Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
    Чтоб остальные котята нашли
    Тоже заботливых и милосердных,
    Добрых хозяев, таких же, как ты!”

     - О чем стихотворение?
    - Кто проявил милосердие?

            - Нельзя причинять даже самого маленького страдания всему живому. Мы осуждаем тех бессердечных людей, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. Проявляйте, ребята, участие к животным, подкармливайте их, помогайте им выжить.

    Песня о милосердии

    С нами рядом живут не только кошки, но и другие животные.

    Никакое другое животное на земном шаре не пользуется таким уважением, дружбой и любовью со стороны человека, какие заслужила себе собака.    

      Собака – одно из первых животных, которых приручил человек. Она многие века постоянно шла рядом с человеком, и за «долгий срок жизни около человека … приобрела нечто от человеческой души».

    «Трудно найти животное, в большей степени умеющее выражать свои чувства, чем собака. Радость, грусть, благодарность и даже угрызения совести – всё можно прочесть в её глазах. Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Может быть, это правда. Но взгляните в собачьи глаза! Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В сущности, у собак определённо есть то, что мы называем душой».

    Стихотворение о собаке.

    Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
    Вы когда нибудь видели столько печали?
    Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
    Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

    Разве Вас не учили: "Мы в ответе за тех..."
    Или может Вы просто про это забыли ,
    Когда Вам надоело и после игры.
    Вы за ней двери дома закрыли?

    А она до сих пор верит людям и ждет,
    Хоть сомненья давно её гложут,
    Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
    И на голову руку положит...

     Рассказы детей о своей собаке.

     Физминутка

    VI. Крылатые фразы о животных. Работа в парах.

    - Помимо литературных произведений народ сочинил много пословиц, поговорок и крылатых выражений о животных. Это говорит о том, что  люди ценили их, заботились о них, считали их своими помощниками и друзьями.

    - Молодцы, а я знаю еще такое выражение «Живут как кошка с собакой». Как вы понимаете это выражение?

    - Ребята, в природе так принято, что кошка с собакой не дружат друг с другом, но, как мы знаем, из каждого правила есть исключения, и я хочу вам это доказать.

    - Посмотрите, даже кошка с собакой могут жить в мире и дружбе. А мы, люди, порой об этом забываем: не замечаем чужой беды, проходим мимо бездомных животных. Некоторые собаки и кошки могут стать настоящим примером дружбы и взаимопонимания для нас, людей. 

    Прежде чем заводить домашнее животное, лучше сто раз подумайте о том, хотите ли вы брать на себя ответственность за него. Если мы будем думать, прежде чем делать, зла станет меньше.

    VII. «О чём попросила бы кошка или собака, если бы умела говорить?»

      (Учащиеся зачитывают)

     « Они бы попросили  дом и любящих хозяев».

    «Бездомные собаки и кошки хотели бы, чтобы их взяли с холодной улицы домой и хорошо покормили»

    «Породистые собаки попросили бы хозяина отвезти на выставку»

    «Чтобы погладили ласковой рукой, поиграли с ней»

    «Она попросила бы у людей доброго хорошего хозяина (друга)».

    «

    lX. Итог занятия.  Мне хочется ещё раз зачитать слова Антуана де Сент-Экзюпери

      «Не забывайте, вы всегда в ответе за тех, кого приручили»

    И в вашей заботе и защите нуждаются не только домашние питомцы, но и другие животные. Зимой в вашей помощи нуждаются птицы, которым ты можешь соорудить кормушку, покормить, нужна помощь и другим животным.

    Как вы думаете, о чем бы нас попросили животные? (Люди! Будьте добрыми!)

    X. Рефлексия.

    - Ребята, закончите предложения:

    Сегодня я понял, что …

    Я никогда не буду …

    Я всегда буду …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час " Мы в ответе за тех, кого приручили"

    Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могутсказать Человеку: «Эта Земля и моя».     Сегодня мы поговорим только о тех жи...

    Классный час "Мы в ответе за тех, кого приручили"

    На этом классном часе поднят вопрос об ответственности за животных, которых мы берём к себе в дом. Дети ответят на вопрос: "Что значит приручить?" Попробуют критически оценить поступки людей по отноше...

    классный час "Мы в ответе за тех кого приручили"

    классный час с элементами исследования...

    классный час "Мы в ответе за тех кого приручили"

    классный час с элементами исследования...

    Классный час по теме «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…». 4 класс.

    Форма: час общенияВид деятельности: дискуссияМетоды: объяснительно- иллюстративный,  словесный, наблюдение, анализ, синтез, самооценка.Стиль взаимоотношений: демократическийРоль педагога: ведущая...

    Классный час: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

    Классный час во 2 классе. На уроке ставила задачиПредметные: - организовать деятельность учащихся по ознакомлению с общечеловеческими ценностями; - способствовать развитию у учащихся эстетических и ду...

    Классный час "Мы в ответе за тех,кого приручили"

    Классный час "Мы в ответе за тех,кого приручили" с презентацией....