Главные вкладки

    статья "Понятие конфликта и конфликтной ситуации среди младших школьников"
    статья (3, 4 класс)

    Статья раскрывает основные аспекты понятий конфликта и конфликтных ситуаций среди младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Понятие конфликта и конфликтной ситуации

    среди младших школьников

    В настоящее время отмечается необходимость исследований в области психологии дополнительного образования. Как со стороны детей, родителей, так и педагогов отмечается повышение интереса к психологическим знаниям. Но в психологии дополнительного образования есть ряд  не исследованных проблем. Одна из них это психологическая совместимость между младшими школьниками.

    Гармоничное взаимодействие людей в любой совместной деятельности имеет решающее значение в достижении  результатов. Современные тенденции развития требуют повышенной физической и психологической выносливости, организованного учебного процесса. Актуальным, становится вопрос психологической совместимости  и устойчивости партнеров.
    В младшем школьном возрасте актуализируется потребность в общении со сверстниками, а складывающиеся взаимоотношения с ними определяют его эмоциональное благополучие. Система личных отношений наиболее эмоционально насыщенна, поэтому какие-либо осложнения в сфере взаимоотношений со сверстниками переживаются очень остро и болезненно. На сегодняшний день существует потребность в выявлении факторов, влияющих на совместимость субъектов деятельности, в практике такая методика отсутствует,  несмотря на то, что  ни одно длительное партнерство не может обходиться без ссор и разногласий.

    Актуальность темы обусловлена необходимостью  совершенствования приемов психолого-педагогического взаимодействия между субъектами в конфликтных ситуациях. Факторами, которой являются:

    -  социальные потребности общества;

    - характер инновационных процессов  в образовании, в частности, формирование нового представителя подрастающего поколения  с определенными качествами личности  (умение жить в  условиях современного видения, общаться и взаимодействовать). Также умение  понимать, принимать, наличие  различных точек зрения, вести дискуссии  на основе разрешения возникающих разногласий, а также, отказ от  оказания давления на  личность.

    Проблема  связана с определением приемов психолого-педагогического взаимодействия между педагогом, подростками и их родителями в конфликтных ситуациях. Необходимостью овладения навыками не доводить острые ситуации до конфликта.

    Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты  притягивали к себе внимание человека. Они представляли собой повседневные явления и длительное время  не были объектом научного исследования. Со временем  менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Оставалось неизменным лишь отношение к ним.

    В течение столетий конфликты различных уровней  регулировались в России на основе жизненного опыта и здравого смысла. Время показало, что такое управление конфликтами обычно приводит к негативным последствиям. Более конструктивное решение конфликтов может быть обеспеченно за счет использования научных знаний.

    Конфликт -  это широко используемое понятие во многих сферах науки и техники. Конфликт  рассматривается как особая форма отражения обостренного состояния противоречий в межличностных отношениях, связанных с отрицательными эмоциональными переживаниями. Решение  конфликта заключается не в том, чтобы закрывать на него глаза, а в том, чтобы воспитывать   эмоциональную устойчивость. Следовательно, конфликт - это результат  неэффективного общения, которое является  основой взаимодействия между людьми.  

    В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми он взаимодействует.

    Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели  участников общения могут совпадать или противоречить.

    Общение возможно  при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные средства общения (не речевые средства общения). Общение может быть доверительным и конфликтным. В доверительном общении передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей. Общение может быть личным и деловым. Личное общение - это обмен неофициальной информацией, а деловое - процесс взаимодействия людей,  включенных в одну и ту же деятельность.

    Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, и другие.  Выделяют три основных типа общения:

    1. Императивное общение - авторитарная форма взаимодействия с партнером  по общению с  целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.
    2. Манипулятивное общение, цель которого оказать воздействие  на партнера по общению. Но  достижение своих намерений осуществляется скрыто.
    3. Диалогическое общение  основано на равноправии партнеров.

    В процессе общения между людьми могут встречаться трудности, которые часто являются препятствиями на пути к достижению целей, которые меняются в  зависимости от обстоятельств.

    Известный психолог М. Аргайл считал важнейшими мотивами общения, а значит, и возможными причинами конфликтов: самопознание, самоутверждение, духовный и эмоциональный контакт, руководство, агрессию, подчинение себе других.

    Отношения между людьми  часто  могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии.  Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Платон и Сократ. Позже к ним стали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбе противоположностей. В конце прошлого столетия исследовать конфликтологию стали и отечественные социологи и психологи А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Обозов, Т.Г. Сулимова,  Н.Н. Суртаева, А.И. Шипилов и др.

    Конфликтология — наука о закономерностях  возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

    Конфликт – это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях. Объектом конфликта является реальный  предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, а иногда невозможно определить. Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники.

    Началом конфликта выступает инцидент, то есть, действия оппозиционных сторон, направленные на достижение их целей. Развиваясь по определенным закономерностям, конфликт имеет свою динамику. А. Я. Анцупов выделяет четыре основных стадии:

    1) Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация — не сразу воспринимается людьми адекватно.

    2) Осознание конфликта (все участники конфликта воспринимают ситуацию как трудноразрешимую).

    3) Конфликтные действия или переход к конфликтному поведению. На этом этапе конфликтное поведение направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

    При вступлении в конфликт каждая из сторон имеет гипотезу об интересах оппонента, причинах его вступления в конфликт. В ходе самого конфликта эти интересы и причины окончательно проясняются, становятся очевидными возможные последствия конфликта и силы противника.

    4)  Завершение конфликта – это окончание конфликта.

    Завершение конфликта может происходить несколькими вариантами, среди которых обычно:

    1. полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон;
    2. прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон;
    3. ослабление конфликта на основе взаимных уступок или  одной из сторон;
    4. трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый;
    5. постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного течения;
    6. механическое уничтожение конфликта. Формами завершения конфликта являются: разрешение, устранение или перерастание в другой конфликт.

    Конфликт можно разрешить на любой стадии и до конфликтных действий дело может не дойти. Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.

    К позитивным функциям конфликтов относятся:

    • разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
    • информационная и связующая функции (возможность узнать друг друга);
    • сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей);
    • стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы);
    • снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали);
    • диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов).

    К негативным функциям конфликта относятся:

    • большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;
    • исключение из коллектива,  снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
    • уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;
    • неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим, представление о других группах как о враге.

    Конфликты закономерно приходят в жизнь человека. Меняется жизнь, и меняются причины и формы конфликта. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста.  Неумение предвидеть назревающий конфликт может привести к негативным последствиям. От  знания педагогом природы конфликта, от умений диагностировать конфликтную ситуацию, разрешать ее, зависит уровень развития способностей, направленности, личностных качеств, как у ребенка, так и у взрослого.

    Протекание конфликтов у младших школьников имеет свою специфику. Немаловажным условием для протекания конфликта является опора на возрастные особенности участников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

    Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

    Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу

    Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.                 ...

    Программа, на опережение конфликтного поведения для младших школьников

    Данная программа, разработана на основе сюжетно-ролевой игры. Применяются перчаточные куклы или костюмы ввиде масок.Жизнь человека складывается из трех основных этапов: детства, юности и «взрослости»....

    Беседа по теме: «Профилактика конфликтов и агрессии среди младших школьников»

    Беседа по теме: «Профилактика конфликтов и агрессии среди младших школьников»...

    ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВдипломная работа...

    Стиль поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий конфликтную ситуацию среди младших школьников

    В статье даются рекомендации родителям по стилю поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий конфликтную ситуацию среди младших школьников...