Программа внеурочной деятельности по профориентации школьников"Шаг в будущее"
рабочая программа (4 класс)
Выбор профессии. Огромным смыслом наполнено привычное словосочетание, в нем скрыто много эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, это жизненный путь: активная, творческая, жизнь или пассивное, равнодушное существование; это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Какую выбрать профессию? Этот вопрос задает каждый школьник.
Понятие «ориентация» связано с определением местонахождения и выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (французское orientation - направлять на восток) - умение разобраться в окружающей обстановке; направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.
Профессия (от латинского professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность, по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Это система мероприятий помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию с целью самоопределения. Термин «самоопределение» состоит из двух слов «сам» и «определяю». Идея самоопределения состоит в возможности выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и по делам молодежи
Исполнительного комитета города Набережные Челны
Муниципальное бюджетное учреждение
«Информационно-методический центр»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39»
Программа внеурочной деятельности
по профессиональной ориентации школьников
«Шаг в будущее»
Мухаметова Гульнара Габдлхатимовна
Набережные Челны, 2019
Пояснительная записка
Проблема самоопределения есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни.
С.Л. Рубинштейн
Выбор профессии. Огромным смыслом наполнено привычное словосочетание, в нем скрыто много эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, это жизненный путь: активная, творческая, жизнь или пассивное, равнодушное существование; это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Какую выбрать профессию? Этот вопрос задает каждый школьник.
Понятие «ориентация» связано с определением местонахождения и выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (французское orientation - направлять на восток) - умение разобраться в окружающей обстановке; направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.
Профессия (от латинского professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность, по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Это система мероприятий помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию с целью самоопределения. Термин «самоопределение» состоит из двух слов «сам» и «определяю». Идея самоопределения состоит в возможности выбора.
Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении. Непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией с учетом социально-экономического прогноза, позволяют решить проблему самоопределения школьников.
Подготовка к выбору профессии важна , она является неотъемлемой частью всестороннего развития личности, рассматривается в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть во всей системе учебно-воспитательного процесса. Профориентация является важным моментом в развитии каждого человека и в функционировании общества в целом.
Возросшие требования современного производства в городе Набережные Челны к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям города. В настоящее время возросла потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющие рабочими специальностями: токари, фрезеровщики, формовщики. Молодежь неохотно стремится освоить рабочие специальности и тому существует множество причин. Повышение престижа рабочих профессий является на данном этапе актуальной задачей для нашего города.
Профориентация молодежи является не только проблемой педагогической, но и социальной. Для ее решения усилий педагогов школ явно недостаточно. С целью формирования целостного представления о мире профессий и готовности подростков к осознанному выбору профессионального пути разработана программа внеурочной деятельности по профессиональной ориентации школьников «Шаг в будущее». Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует профессиональному самоопределению и формированию активной жизненной позиции подростка.
Задачи:
- ознакомление с многообразием мира профессий и историей их возникновения;
- формирование представлений о специфике профессий в городе Набережные Челны;
- способствование выбору профессии согласно личным склонностям, интересам и способностям;
- создание условий для развития личностных качеств.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ по профориентации является то, что большинство из них краткосрочны, реализуются при работе с отдельным клиентом или малой группой и основываются на методе тренинговой работы. Данная программа блочная, реализуется в течение 3-х лет, формы работы разнообразны: коллективно-творческие дела, экскурсии, акции, операции, клубные встречи, основу которых составляет деятельностный подход и идея свободного выбора, и предусматривают массовый охват обучающихся.
Программа успешно реализуется в общеобразовательных учреждениях города Набережные Челны с учащимися 6-8 классов и основывается на нормативно-правовых документах:
- Закон «Об образовании» Российской Федерации;
- Закон «Об образовании» Республики Татарстан;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Международная конвенция ООН о Правах ребенка;
- Трудовой Кодекс РФ;
- Типовые положения об учреждениях образования детей в Российской Федерации;
- Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Татарстан;
- Стратегия развития дополнительного образования детей, подростков и юношества в Татарстане;
- Устав и Концепцию Развития МБОУ «СОШ №39» города Набережные Челны;
- Воспитательная система МБОУ «СОШ №39» города Набережные Челны.
Срок реализации программы внеурочной деятельности «Шаг в будущее» 3 года. Рассчитана программа на обучающихся 12-15 лет. Содержание программы составлено с учетом психофизиологических особенностей подростков. Данный возраст считается сложным. Это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, когда ценности дружбы, любви, близости могут быть первостепенными. К 14 годам завершается половая идентификация мальчиков и девочек. Быстро развивается операционально-логический состав мышления, в том числе такие функции как анализ и синтез. В подростковом возрасте формируется чувство «взрослости» и основным механизмом взросления является социальное подражание. Это период подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.
Содержание программы предусматривает блочное прохождение материала.
I блок «Колесо истории»
Цель: содействовать расширению знаний об истории и мире профессионального труда, формированию позитивного отношения к профессиям, обогащать словарный запас участников через знакомство с названиями профессий предшествующих эпох.
Данный блок предполагает исторический экскурс в прошлое, ознакомление с профессиями и предприятиями города, построенными в XIX веке, торгово-экономическими отношениями между городами и губерниями.
II блок «Профессиональные Челны»
Цель данного блока: познакомить с многообразием мира профессий города Набережные Челны и потребностях города в кадрах.
Реализация блока осуществляется через организацию экскурсий на предприятия города, встреч с представителями тех или иных профессий, предоставление возможности на практике познакомиться с основами профессий. Это позволит обучающимся сформировать представления о конкретной деятельности и сформировать у старшеклассников целостную картину о профессиональном мире нашего города.
III блок «Знаменитые личности города Набережные Челны»
Цель: формирование профессионально значимых качеств воспитанников через ознакомление с профессиональной деятельностью знаменитых людей.
Данный блок предполагает знакомство с людьми, известными своей профессиональной деятельностью: Ветеранами труда, руководителями предприятий и успешными личностями города Набережные Челны.
Основными формами организации деятельности по программе являются:
- экскурсии на предприятия и учреждения города проводятся с учащимися с целью углубления и расширения знаний о профессиях и потребностях нашего города;
- конференции помогают приобрести навык работы с различными источниками информации, развивают аналитические способности и стимулируют активность;
- организационно-деятельностные и деловые игры помогают смоделировать реальные жизненные ситуации и обеспечивают поле выработки навыка для принятия решения;
- конкурсы направлены на развитие творческой активности, формирование навыков самостоятельной работы, командообразование и поиска резерва личностного развития; умения работать в своей команде и со сверстниками других общеобразовательных учреждений;
- творческие проекты позволяют обучать проектированию, целеполаганию и планированию деятельности по нахождению способа решения проблемы, проведению исследования, изготовлению продукта проектирования, его презентации, самоанализу и рефлексии деятельности;
- коллективно-творческие дела способствуют пройти все этапы коллективного творчества: от замысла и реального воплощения до анализа полученных результатов самостоятельно;
- встречи со специалистами из разных областей знакомят со спецификой какой-либо профессии на личном примере.
В рамках программы внеурочной деятельности еженедельно организуются занятия в «Школе Лидеров». Школьники совместно с педагогом планируют, координируют деятельность программы, принимают решения, получают знания, применяют умения. На протяжении учебного года содержание программы может корректироваться (по тематике, содержанию, формам проведения мероприятий) в зависимости от задач и стратегии воспитания, характера окружающей воспитательной среды.
Участвуя в конкурсных программах, встречах, коллективно-творческих делах, ролевых и деловых играх, выполняя квалификационную работу, школьники постепенно формируют свой «портфель достижений», который поможет при поступлении в ВУЗы.
Необходимым условием для реализации программы является: сотрудничество с представителями других программ города; с учреждениями культуры и УДО; со средствами массовой информации (ТВК «Эфир», «ЧаллыTВ», «РенТВ», издательствами газет «Из рук в руки», «Единство»); с предприятиями города: городской поликлиникой №4, ОАО «Генерирующей компанией Набережночелнинская ТЭЦ», ЗАО «Челны-Хлеб», ОАО «Камгэсэнергострой», типографией «Глагол», Зонально-поисковой службой отрядом №6 города Набережные Челны при МЧС РТ, ОАО «КАМАЗ».
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Активное участие в программе и в социально-значимых делах
- Умение анализировать полученную информацию
- Личностный рост каждого участника программы
- Уровень сформированности культуры здоровья
- Сохранность и увеличение количества участников программы
Отслеживание результативности программы
Выявление уровня усвоения программы обучающимися осуществляется через проведение конкурсов, конференций, фестивалей, конкурсно-игровых и спортивных программ, разработку презентаций, творческих проектов и их защиту.
Результаты, полученные в ходе проведения различных мероприятий, фиксируются в «Экране результативности» и позволяют сделать вывод о степени усвоения программного материала и осуществлять последующую коррекционную работу.
Механизмом реализации программы являются:
- Стартовая диагностика, анкетирование, тестирование, опрос, беседа
- Презентации программы, акции, интеллектуальные игры, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи со специалистом из ГБУ «ЦЗН», игры КВН, конкурсы видеороликов, творческие проекты, ток – шоу, фестивали, военно-спортивная игры, деловые игры, шоу программы, встречи с известными людьми города, пресс-конференции.
- Итоговая диагностика, анкетирование, тестирование, опрос, беседа
План реализации программы внеурочной деятельности по профессиональной ориентации «Шаг в будущее»
6 класс
№ п/п | Название | Дата проведения | Вид |
Шаг в будущее | Сентябрь | Презентация программы | |
Неделя добрых дел «Помогай пожилым!», «Поздравь Учителя!» | Октябрь | Акция | |
Кандидат | Октябрь | Деловая игра | |
Городская поликлиника №4 | Ноябрь | Экскурсия | |
Рынок труда в городе Набережные Челны | Ноябрь | Встреча со специалистом из ГБУ «ЦЗН» | |
Сердце матери | Ноябрь | Воспитательное мероприятие ко Дню матери | |
ЗАО «Челны - Хлеб» | Декабрь | Экскурсия | |
Профессии нашего города | Январь | Конференция | |
ОАО «КамГЭС» | Февраль | Экскурсия | |
Мы – вожатые | Февраль | Разработка и проведение конкурсно-игровых программ для I - классников | |
Мужские профессии | Февраль | Конкурс видеофильмов | |
Город моей мечты | Март | Деловая игра | |
Мама – это профессия | Март | Конкурс видеофильмов | |
Набережночелнинская типография, издательство газеты «Из рук в руки», «Единство», типография «Глагол» | Апрель | Экскурсия | |
Мой профессиональный план | Апрель | Творческий проект | |
Содружество | Май | Фестиваль-награждение |
План реализации программы внеурочной деятельности по профессиональной ориентации «Шаг в будущее»
7 класс
№ п/п | Название | Дата | Вид |
Шаг в будущее | Сентябрь | Презентация программы | |
«Помоги ближнему!», «Учитель – звучит гордо!» | Октябрь | Акция | |
Круговорот профессий | Октябрь | Интеллектуальная игра | |
Малые Олимпийские игры - 2019 | Октябрь | Спортивное мероприятие | |
«Мама – первое слово!» | Ноябрь | Воспитательное мероприятие | |
Зонально- поисковый отряд №6 города Набережные Челны поисково-спасательной службы РТ при МЧС РТ | Ноябрь | Экскурсия | |
Профессиональные Челны | Ноябрь | Интеллектуальная игра | |
ОАО «Генерирующая компания Набережночелнинская ТЭЦ» | Декабрь | Экскурсия | |
Забей гвоздь в наркоманию! | Январь | Акция | |
Уникальные профессии города Набережные Челны | Февраль | КВН | |
Есть такая профессия – Родину защищать! | Февраль | Конкурс видеороликов | |
Хранитель семейного очага - мама! | Март | Творческий проект | |
Известные люди города Набережные Челны | Апрель | Конференция | |
Фабрика «Булай» | Апрель | Экскурсия | |
75 - лет со дня Победы | Май | Ток – шоу | |
Мы за ЗОЖ | Май | Спортивная игра | |
Содружество | Май | Фестиваль |
План реализации программы внеурочной деятельности по профессиональной ориентации «Шаг в будущее»
8 класс
№ п/п | Название | Дата | Вид |
Шаг в будущее | Сентябрь | Презентация программы | |
Конкуренция на рынке труда в городе Набережные Челны | Сентябрь | Встреча со специалистом из ГБУ «ЦЗН» | |
«Помни и чти!» | Октябрь | Акция | |
ОАО «КАМАЗ» | Октябрь | Экскурсия | |
Престижная профессия | Ноябрь | Творческий проект | |
Мой имидж | Ноябрь | Конкурс видеороликов | |
Тропа испытаний | Декабрь | Военно -спортивная игра | |
«Татарский драматический театр», «Мастеровые», Органный зал | Январь | Экскурсия | |
Город мастеров | Февраль | Деловая игра | |
«Школа, школа я скучаю!» | Февраль | Шоу программа | |
«Успешные WOMAN города» | Март | Встреча | |
«Удача, успех, успешность» | Апрель | Пресс-конференция | |
Парк «Нижняя Кама» | Апрель | Экскурсия | |
Выше, быстрее, сильнее! | Май | Спортивное мероприятие | |
«Содружество» | Май | Фестиваль |
Список литературы
- Авторская педагогическая программа: от замысла до реализации: Методические рекомендации / сост.: Р.Х. Гильмеева, И.В. Сафронова.- Казань: ИП-КРО РТ, 2000
- Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995.
- Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериметального центра развития образования,1993.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. – СПб., издательство «Братство», 1992.
- Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Вачков И.В. Психологические игры и упражнения Для ведущего тренингов) // Школ. технологии – 2001 - №5 – 229-242, №6 - 183-190.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Зеер Э.Ф. личностно-ориентированное профессиональное образование. – М.: Издательский центр АПО, 2002
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Перусинского. М.: Прометей, 1991.
- Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Перусинского. М.: Гуманитарный центр «Энроф», 1995.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // официальные документы в образовании. – 2002 - № 4. – С. 3-33.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.Н.: Выш. шк; 1991.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Матвеева О.А., Е.А. Львова Тренинг «Путешествие в поисках способностей» // Школ. Технологии – 2001 - № 4 – 214-221, № 5 – 243-250.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.
- Оганесян Н.Т. Методы активного социально – психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М.: Издательство «Ось – 89», 2002.
- Программа воспитательной работы. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1999.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально – психологического тренинга. М.: НМО «Творческая Педагогика», МП «Новая Школа»,1993.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг – Дубна: ООО «Феникс+», 2000.
- Сизанов А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – Мн.: Выш. шк., 1995.
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Совместная работа школ и промышленных предприятий по профессиональной ориентации учащихся: пособие для учителя / Сост.: А.Е. Гольмшток, Н.Н. Захаров, И.Т. Сенченко. – М.: Просвещение, 1984.
- Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под. редакцией Гамезо М.В. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное – М.: Генезис, 2000.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России,2000.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. М.: Генезис, 2001.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Душин М., Куров В. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / Пер. с нем. 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. – М.: Генезис,2002.
- Хайкина М.В. Развитие навыком межличностного взаимодействия у детей (советы психолога) // Дополнительное образование – 2000 - № 9 - 41-43, № 11-57-58.
- Шакуров Р.Х., Дырин С.П., Чичаева И.И. Ценностные ориентации студентов вузов (на примере управленческих специальностей). – Набережные Челны: издательство Института управления, 1998
- Шмаков С. А. Безбородова Н.Е. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.: Новая школа, 1993.
- Center of character development, Lubbock Christian Univesity, Texas, USA, 1997.
Список литературы, рекомендуемый учащимся
- Зюзько М.В. 5 шагов к себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.Н.:
- Высш. шк; 1991.
- Колотилкина М.Г. Давайте работать вместе. Сборник материалов для организаторов детского движения. Первые шаги создание команды. Городской центр детского творчества, - Набережные Челны, 2002.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
- Маркуша А.М. Мозаика делового человека – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Душин М., Куров В. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Перусинского. М.: Прометей, 1991.
- Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Перусинского. М.: Гуманитарный центр «Энроф», 1995.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.
- Шмаков С. А. Безбородова Н.Е. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.: Новая школа, 1993.
Приложение
Разработанные положения и сценарии:
- Презентации программы «Шаг в будущее»
- Акции Неделя добрых дел «Помогай пожилым!», «Поздравь Учителя!», «Помоги ближнему!», «Учитель – звучит гордо!», «Забей гвоздь в наркоманию!»
- Деловая игра «Кандидат», «Город мастеров»
- Воспитательные мероприятие ко Дню матери «Сердце матери», «Мама – первое слово!»
- Конференция «Профессии нашего города», «Известные люди города Набережные Челны»
- Конкурс видеофильмов «Мужские профессии», «Мама – это профессия»
- Фестиваль-награждение «Содружество»
- Деловая игра «Город моей мечты»
- Интеллектуальные игры «Круговорот профессий», «Профессиональные Челны»
- Спортивное мероприятие «Малые Олимпийские игры – 2019»
- КВН «Уникальные профессии города Набережные Челны»
- Конкурс видеороликов «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Мой имидж»
ЗАЯВКА
на участие в Республиканском конкурсе
“Лучшая программа внеурочной деятельности”
№ | ФИО автора | Место работы, должность | Район | Номинация | Название работы | Контактные данные (сот. тел., e-mail) |
Иванов Иван Иванович | МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского района г. Казани | Московский | 1.Спортивно-оздоровительное направление | «Азбука здоровья» для 5 класса | 89123456789, xxxxx@mail.ru |
Даю согласие на обработку персональных данных _________________________
подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/21/picture-50627-1356097214.jpg)
Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Преображение"
Программу нравственного воспитании младших школьников «Преображение» является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-21031-1369096211.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников
Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707693-1447335169.jpg)
Программа внеурочной деятельности для младших школьников "Мир профессий"
Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мир профессий» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе начального общего образования образовательных организаций.Данн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-378485-1517398449.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для младших школьников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1068112-1580894794.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".
Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-225604-1538101034.jpg)
Модуль "Опыты и эксперименты с водой" программы внеурочной деятельности для младших школьников "Опыты и эсперименты"
Материал является частью авторскрй программы внеурочной деятельности "Опыты и эксперименты"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1088445-1543739301.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Сохраним будущее»
Программа по внеурочной деятельности по экологическому воспитанию. Расчитана на 1-4 классы...