Комплекс методов СКД, влияющих на снижение агрессивности школьников младшего возраста.
статья

Харзина Анна Владимировна

Мы с детства сталкиваемся с тем, что агрессия является одной опасной из всех эмоций. Нарушение в поведении  связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Агрессивное поведение школьников нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс методов СКД, влияющих на снижение агрессивности школьников младшего возраста.

Мы с детства сталкиваемся с тем, что агрессия является одной опасной из всех эмоций. Нарушение в поведении  связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Агрессивное поведение школьников нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. (Таких детей мы наблюдаем у себя в школе, они могут быть тихими, но, тем не менее, агрессивны). Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены.

Для успешной работы по снижению агрессивности, должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Для того что бы начать решать проблему агрессивного поведения необходимо проводить диагностику агрессивности а после подбирать соответствующую коррекцию методов воспитания.

Важным диагностическим этапом является определение типа личности ребенка. Эмоциональные особенности ребенка обусловлены воздействием ряда факторов, среди которых можно назвать темперамент, динамику отношений. Под влиянием этих воздействий у ребенка складываются относительно устойчивые формы поведения, а они, в свою очередь ложатся в основу формирования характера ребенка. Для определения характерологических особенностей личности психологами разработаны разные методики.

Диагностировать особенности развития самосознания и сознания детей достаточно трудно, и чем младше ребенок, тем эти затруднения больше. В первую очередь, это обусловлено недостаточно развитой рефлексией и особенностями детской речи. Но то, что дети еще не могут выразить теми средствами, как это принято у взрослых, они могут нарисовать. Поэтому для диагностики удобно использовать тест рисунки например: «Дом. Дерево. Человек» проективный тест Дж. Бука и  «Кактус» проективная методика  М.А. Панфиловой.

Проективные методики  психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники; цель диагностики в них, как  правило, замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

         В работе со школьниками младшего возраста многими исследователями предпочтение отдается так же наблюдению. Связано это, прежде всего с тем, что  при работе с детьми начальной школы использование других методов затруднено по целому ряду причин, обусловленных, прежде всего,   уровнем психического развития детей этого возраста. Несмотря на то, что наблюдение позволяет получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программы исследования, оно не позволяет  охватить все поведение ребенка. Кроме того, даже профессиональный наблюдатель не застрахован от влияния личных симпатий и антипатий по отношению к ребенку. Поэтому в работе большее предпочтение будет отдаваться проективной методике.

Социально-культурная деятельность в профилактике агрессивного поведения детей включает массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, познавательно-развлекательные игры и т.п.

Кроме того, должны соблюдаться условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике данного возраста, которые предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребёнком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (учебной, игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического, нравственного и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Педагог и психолог Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для ребёнка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности ребёнок признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет ребёнку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. [45, с. 85] Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё школьников, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения школьников младшего возраста склонных к агрессии к различным видам социально признаваемой деятельности - групповой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

Школа повернулась сегодня к личности ребенка и, помня о его способности стать сегодня субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на основе личности, способной к саморазвитию, самоорганизации.

Задачей педагогов и психологов является поиск такой методики, которая бы максимально содействовала индивидуальному прозрению, самосознанию, самовыявлению и формированию ответственности личности школьника за свои действия, поведение и свою жизнь, а также снижению у него агрессивности.

Также педагогу необходимо умение общаться с детьми, возбуждать их духовную энергию, стимулировать максимальное выражение его «я» «здесь и теперь» - в жизни, в данный момент деятельности.

Бесспорно, все содержание школьной жизни должно представлять школьнику возможности духовного повышения, нравственного роста. Но особо выделенное время и специально организованное дело, в ходе которого проходят дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, выводят школьников на свободный выбор взглядов, мнений, суждений идеалов, оценок. Таким образом, духовная деятельность приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия, т. е. группового коллективного дела.

В ходе осуществления социально-культурной деятельности педагог осуществляет тонкое психолого-педагогическое влияние. При этом он занимает «скрытую педагогическую позицию». Это оказывается реальным в том случае, когда педагог - организатор дела сам увлечен проблемами нравственного воспитания человека, обладает духовно-нравственным развитием, является одним из участников коллективного размышления.

Элементы нравственного воспитания содержатся во всех видах и формах деятельности школьника: и на уроке, и во время школьного завтрака, и в спектаклях школьного театра, и в репликах педагога, и в ситуациях перемены, прогулки, экскурсии и т.д. Но в этих ситуациях основной объект внимания – предметная деятельность, имеющая материализованный результат. В ходе этой деятельности результатом является мысль, идея, переживания, чувство.

Участники групповой деятельности, которой являются дети, обладает колоссальной силой влияния:

во-первых, создает сильное поле эмоционального заражения, в которое попадает ребенок, приобретая при этом опыт эмоциональных переживаний;         во-вторых, оно концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой значимости;

в-третьих, реальное взаимодействие ребенка подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для него крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своих» одноклассников, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность. Наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируется умение взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

По всей многоцветности и непохожести формы групповой деятельности объединяет нечто общее принципиальное. Прежде всего, все они организуются при опоре на самые повседневные реальные предметы действительности.

Так же организация и проведение чрезвычайно просты. Требуется минимальная подготовка. Это важно в работе с детьми. Вследствие высокой эмоциональности они очень быстро увлекаются делом, столь же быстро охладевают к нему. И если подготовительный этап затягивается, а развитие эмоционального отношения успевает достигнуть своего апогея, надобность в проведении задуманного дела отпадает.

Групповые формы работы с детьми родились как потребность современной педагогической культуры, но методика и организация требует высокой психологической, эстетической, гигиенической, философской и нравственной культуры.

Все многообразие групповых форм деятельности детей, - это всегда духовное усилие школьника «здесь и сейчас». В тот самый момент, когда продумывается предметная деятельность, школьник совершает это усилие, а не откладывает его на будущее, в котором он планирует жить каким-то иллюзорным человеком, в которого он якобы превратится. Этого превращения не происходит – жизнь личности идет сегодня, а качества личности определяются по ее сегодняшним поступкам. Достойная жизнь ведется либо не ведется школьником сейчас и в контексте этой деятельности жизни протекают все формы групповой деятельности, а сама эта групповая деятельность есть часть жизни школьника.

Ну и наконец организуя групповое занятие, педагог должен учитывать специфические характеристики каждого ребенка в его восприятии мира: три основных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический), по которым человек получает информацию из окружающей среды. Необходимо обеспечить одновременное трехканальное влияние происходящего на ребенка, так, чтобы была гарантирована активность канала-доминанты каждого участника группового занятия. Тем самым, будет обеспечена максимальность педагогического воздействия.

Очень важное значение в работе с детьми, которые склонны к агрессии, имеет работа с семьёй.

Воспитательный потенциал семьи включает возможности духовно-практической деятельности родителей по формированию качеств и жизненных смыслов детей, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. Углубляющаяся дезорганизация семьи, разрушение ее нравственно-этических норм, конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие экономической, правовой и моральной незащищенности становятся факторами возникновения асоциальных свойств личности, в том числе и агрессивного поведения школьников.

Анализ теории и практики выявляет основное противоречие между потребностью семьи во взаимодействии с социальными институтами и отсутствием профессиональной компетентности педагога в осуществлении социально-педагогической помощи родителям и детям в современных условиях.

Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.

В силу особенностей нынешней экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей, резко сократилось. Школа и место жительства являются единственной возможной сферой для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, возможны реализация творческих способностей детей, раскрытие их талантов, дарования. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в школе способствует социализации ребенка, расширяет его контакты, корректирует его самооценку в условиях жизни детского коллектива. Школа является также учреждением, в котором возможна непосредственная практическая организация работы с семьями школьников младшего возраста. Рост числа детей из неполных и неблагополучных семей отражается в определении целей и задач работы с семьями на каждый учебный год.

Но основной акцент всё же следует сделать на индивидуальной работе с ребёнком. С самого начала особое место следует уделять формированию круга интересов ребёнка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Исходя из данного параграфа можно сделать вывод, что снижение агрессивного поведения возможно при систематической диагностике агрессивности и подборе соответствующей коррекции методов воспитания. И главное не стоит забывать вовлекать в процесс воспитания родителей. Речь идет об овладении враждебности, вспыльчивости и формировании самоконтроля. Необходимо вести детей в спортивные школы, приучать дома к ежедневной гимнастике. Нельзя допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умственной деятельности школьников младшего возраста.

В данной статье расскрываются некоторые приемы развития умственных способностей детей....

Возможности укрепления физического и психического здоровья школьников младшего возраста.

В статье описывается метод Х.Алиева "Ключ", применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников...

Линия.Значение линии в композиции школьника младшего возраста.

Линия.Значение линии в композиции школьника младшего возраста.Всем известно, что дети очень любят рисовать. Они рисуют все, и каждый их рисунок по-своему уникален и дорог.Так что же представляет собой...

"Секреты здоровья школьников младшего возраста"

Презентация к беседе о здоровом образе жизни младших школьников...

Роль пейзажной живописи в формировании эстетической культуры школьников младшего возраста

   Пейзаж  является  самостоятельным  жанром  изобразительного  искусства,  а  также  играет  важную  роль  в  исторических...

«Влияние Тхэквондо на школьников младшего возраста»

laquo;Влияние Тхэквондо на школьников младшего возраста»...