Возможности укрепления физического и психического здоровья школьников младшего возраста.
статья по теме

В статье описывается метод Х.Алиева "Ключ", применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Возможности  укрепления физического и психического здоровья    

                         школьников младшего возраста.

 

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в том числе и ребенка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям , защищаться от них, по возможности усиливая полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

  Стресс — этот бич человечества XX века, похоже, плавно перемещается в век XXI. Как свидетельствуют эпидемиологические и экспериментальные исследования, в возникновении таких болезней как рак, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки важную, а иногда и решающую роль играет чрезмерно интенсивная и длительная стресс-реакция, вызванная определенными факторами окружающей среды .

За годы школьной жизни у большинства обучающихся ухудшаются показатели здоровья, увеличивается количество отклонений в здоровье, в том числе и в состоянии психики. Дети и подростки – это наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества; они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Дети не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья эту ответственность должны нести родители и школа.

Современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки, от которых не научены освобождаться психологически. Вследствие чего психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.  

 Отсюда возникает необходимость предоставить ребенку возможность самому решать свои психологические проблемы. Существует целый ряд упражнений, которые учат управлять своим состоянием и формируют устойчивость к стрессу. Освоив их, можно по своему желанию снимать, ослаблять стрессовое напряжение или, наоборот, мобилизоваться, преодолевать страхи и убирать внутренние барьеры.

В МАОУ «СОШ №2»  учителя начальной школы работают над проблемой сохранения физиологического и психического здоровья школьников. Оздоровительная работа успешно  ведётся с обучающимися младшего школьного возраста по идеорефлекторному антистрессовому методу «Ключ», автором которого является Хасай Алиев (Врач – психиатр, директор Центра защиты от стресса, профессор, кандидат медицинских наук). Он говорит: «Когда человек раскрепощен, им руководит Разум и чувство Гармонии, и он видит всю

«Картину» целиком, а когда он зажат, зациклен на проблеме, им руководит страх, комплексы, стереотипы… и чужие советы.

  Х. Алиев представляет свой авторский метод «Ключ». Он говорит: «Разблокируй свои возможности. Реализуй себя! ВыКЛЮЧи стресс и проблемы».

Эта уникальная технология саморегуляции помогает решить все основные проблемы современного человека.

Метод Ключ позволяет получить доступ к управлению психическими ресурсами человека. В качестве временного посредника между сознанием человека и его организмом используются специальные идеорефлекторные приемы - автоматические движения, возникающие рефлекторно в ответ на образную модель желаемого движения. При реализации идеорефлекторных приемов происходит рефлекторно-автоматическое ослабление нервного напряжения и выход на особое управляемое состояние.

 Главная особенность Ключа состоит в том, что он общедоступен, компактен, удобен в применении и позволяет в течение нескольких минут и даже секунд переводить под волевой контроль ресурсные возможности психики и организма.

Освоение технологии антистрессовой саморегуляции начинается с освоения комплекса основных ключевых идеорефлекторных приемов, который состоит из шести ключевых приемов и разучивается в следующей последовательности:

- "расхождение" рук,

- "схождение" рук,

- "левитация" рук,

- "полет",

- "покачивание",

- "движения головой".

         Ключевой идеорефлекторный прием 1. "Расхождение рук"

Необходимо поставить ноги на ширине плеч, вытянуть руки вперед, держа их расслабленными в локтях и выполнить этот прием следующим образом: представьте себе мысленно, что руки начинают плавно автоматически расходиться в разные стороны без обычных мышечных усилий. Для этого подберите подходящий для себя образ, например, что руки отталкиваются друг от друга как однополярные магниты.

Ключевой идеорефлекторный прием 2. "Схождение рук".

Разведите руки в стороны обычным механическим движением и настраивайся на их обратное автоматическое движение, друг к другу. Подберите подходящий образ, вызывающий желаемую рефлекторную двигательную реакцию рук. Например, представьте себе мысленно, что руки притягиваются друг к другу, как магниты.

Иногда при выполнении этих движений возникает чувство, что руки тянет какая-то сила.

Если этот прием не получается, повтори те его несколько раз. А затем попробуйте сделать первый прием - руки в стороны.

Ключевой идеорефлекторный прием 3. "Парение рук, левитация".

Руки опущены. Можно смотреть прямо на руку, неотрывно, или же закрыть глаза, или смотреть выше уровня горизонта рассеянным взглядом в невидимую точку, словно в пустоту. Ищите, как легче. Глядя прямо на руку (или нет, если глаза закрыты), настраивайтесь, чтобы рука стала подниматься, "всплывать". Этот прием реализуется успешнее, если его производить сразу после двух первых, не встряхивая при этом рук при их опускании.

Ключевой идеорефлекторный прием 4. "Полет"

Когда руки начали "всплывать", необходимо представить себе, что они поднимаются выше и выше. Не смущайтесь, если это рефлекторное движение на каком-то уровне блокируется, вероятно, оно наталкивается на физиологический блок, например, на явления остеохондроза шейного или грудного отдела. Это может служить диагностическим признаком, требующим дополнительного исследования. При наличии остеохондроза или других подобных медицинских проблем перед выполнением идеорефлекторных приемов следует в течение нескольких минут слега размять шею, произвести точечный массаж в наиболее болезненных участках, как бы разминая, растворяя их. Но может быть, что никакого остеохондроза нет, попробуйте еще раз этот прием.

Ключевой идеорефлекторный прием 5. "Покачивание"

Производиться в течение 5-7 минут. Новое здесь то, что используем покачивание как Ключевой прием. Главным психологическим условием при этом является то, что при покачивании не следует стараться расслабляться, а надо думать о том, "о чем думается". Успокоение и расслабление при этом приеме происходит автоматически. В этом приеме следует управлять покачиваниями тела, позволяя телу совершать колебания в разных направлениях в поиске произвольного, удобного для спортсмена ритме.

Ключевой идеорефлекторный прием 6. "Движения головой"

Первый вариант: сидя или стоя, спортсмен медленно вращает головой в поиске приятного ритма и точек поворота, как бы выполняя лечебное упражнение для шеи. Например, можно рисовать восьмерку или просто вращать головой по кругу, но обязательно - с поиском именно приятного ритма, из которого не хочется выходить, и приятных точек поворота, на которых хочется голову "оставить". При этом следует обходить болевые или напряженные места или следует их слегка массировать пальцами по ходу выполнения приема. Найденные точки поворота, на которых хочется голову "оставить", являются точками релаксации. Их следует запомнить и в будущем их можно использовать для быстрого упокоения и расслабления уже без помощи поворотов головы.

Первые пять дней Комплекс выполняется полностью 1 раз в день в удобное время и занимает до 30 минут. На каждый из приемов в первый день испытаний следует затрачивать примерно 3-5 минут. В дальнейшем - по желанию.

В течение этих пяти дней каждый раз после выполнения Комплекса ключевых приемов следует обязательно сесть и посидеть, отдыхая с рассеянным взглядом. Это - стадия последействия. Здесь открывается эффект проделанной работы - особенное чувство внутренней легкости, покоя, гармонии. Выходить из этого комфортного состояния следует с настройкой на чувство свежести.

 Обучение может проводиться при наличии шумовых и иных помех. При шумах и других помехах происходит лучшее закрепление навыков саморегуляции, которые затем используются в различных, в том числе экстремальных ситуациях.

Приемы можно выполнять стоя, сидя или лежа, как удобнее.

В первый раз - стоя эффективнее, больше возможностей выбора при переборе приемов.

Настройку на желаемое состояние, которое желательно получить в результате действий с ключевыми приемами, необходимо формулировать как можно более естественно, без всякого насилия над личностью  обучающегося.

 Вместе с этим на фоне Ключевых приемов, вызывающих согласование психических и физиологических процессов, можно производить ободряющие самовнушения типа "Я здоров!", "Я полон сил!", "Я молодец!", которые при этом рефлекторно реализуются на основе обратной психофизиологической связи, вызываемой Ключевыми приемами.

Действенность антистрессовой подготовки обучающихся  повышается при условии соблюдения последовательности и регулярности применения, выбранных ключевых идеорефлекторных приемов, которые позволяют получить доступ к внутренним резервам организма и добиться согласованной работы психических и физиологических процессов в его организме.

Таким образом, метод «Ключ» позволяет:

  1. снять стресс в любой момент, даже не отрываясь от работы
  2. сохранять ясность ума и уверенность в себе в ответственных ситуациях;
  3. освободиться от страхов и чувства тревоги
  4. снять «нервные зажимы» в ответственных ситуациях (экзамены, переговоры, выступления, презентации, соревнования, чрезвычайные ситуации)
  5. повысить работоспособность и быстродействие мышления
  6. освободиться от комплексов и стереотипов мышления
  7. разблокировать свои творческие способности (снять комплексы и научиться рисовать, танцевать, петь, сочинять музыку)
  8. быстро восстанавливать силы после умственных и физических нагрузок;

Данная методика очень легко усваивается детьми младшего школьного возраста, её удобно применять на уроках вместо физминуток, эффективно использовать на переменах и в группах продлённого дня.

 Очень важно  дать понять ребёнку, что здоровье представляет собой личную ценность для каждого индивида и каждый человек должен уметь заботиться о своем здоровье, поэтому наряду с обязательными мероприятиями, проводимыми с коллективами и группами школьников силами учителей и медиков,  мы  предусмотрели мероприятия по обучению самих школьников заботе о собственном здоровье.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успешная адаптация детей раннего возраста как фактор физического и психического здоровья"

Статья, рассказывающая о решении такой важной задачи, как адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада......

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.Технология В.Ф.Базарного

Ведущая идея  методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»...

«СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Для детей в дошкольном возрасте в основном средст...

Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей

В последнее время всё чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частнос...

Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного»

Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного", содержащий доклад и презентацию к нему....

"Секреты здоровья школьников младшего возраста"

Презентация к беседе о здоровом образе жизни младших школьников...