Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей
методическая разработка по теме

Штукерт Светлана Алексеевна

В последнее время всё чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности в нашей стране, одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребёнок с внешними признаками взрослости (ителлектуанализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребёнок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшаетс, но существенно увеличивается. Поэтому цель ДОУ - поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования психического и физического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_zozh-opublikovat.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

Тема: «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей»

Форма проведения: педсовет - игра с использованием игровых приёмов.

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Задачи:

1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу, установить взаимодействие педагогов и медицинского работника ДОУ.

2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

 3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

4. Развить творческий потенциал педагогов.

Предварительная работа:

1. Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете.

2. Отбор и изучение литературы по вопросу физкультурно-оздоровительной работы.

3. Семинар и консультации для педагогов по данной проблеме, согласно годовому плану работы.

4. Открытые мероприятия по теме педагогического совета.

5. Тематический контроль  «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме дошкольного образовательного учреждения»

6. Работа с родителями: оформление стендов, проведение консультаций, анкетирования.

7. Разработка сценария проведения педагогического совета.

8. Изготовление нетрадиционного оборудования для проведения профилактики плоскостопия

9. Разработка проектов.

10. Подготовка проекта решения педагогического совета.

Оборудование: 

  • столы и стулья для участников:  
  • чистые листы и ручки;
  • карточки с определением термина «здоровье»;
  • карточки по ролевой игре

План проведения педсовета

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

I ч.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

II ч.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Теоретическая

Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.

Итоги тематического контроля

Анализ состояния здоровья воспитанников

Оздоровительная работа, проводимая с детьми в разных возрастных группах  (каждая возрастая группа даёт отчёт в устной и письменной форме)

Условия сохранения психического здоровья детей  в детском саду и в семье

Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония» (обсуждение вопросов)

Сообщение «Музыкотерапия»

 

Итоги анкетирования родителей по теме «Сохранение и укрепление здоровья детей  в семье»

Практическая

«Мозговой штурм»

Решение педагогических задач

Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым» (разбивка на микрогруппы: определить причины, мешающие детям в нашем ДОУ быть здоровыми)

Представление проектов взаимодействия педагогов с родителями

«Домашнее задание»: презентация пособий по закаливанию детей

Решение педсовета

Заведующий

Медсестра

Воспитатели

Педагог-психолог

Муз. руководитель

Учитель-логопед

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Воспитатели

Составила: старший воспитатель Штукерт С.А.

Ход педсовета.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»                                                                                               

                                                                                       В.А. Сухомлинский. 

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А так же Указами Президента России

  • «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»   
  • «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

        Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы). Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. 
      Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

       Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

 Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: 


      • занятия физкультурой, прогулки 
      • рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна 
      • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды 
     • бережное отношение к окружающей среде, к природе 
     • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение 
различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно

      • формирование понятия "не вреди себе сам" 

       Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры.

Выступление медсестры. Сейчас медсестра __ сделает анализ состояния здоровья воспитанников нашего д/сада за прошлый год и расскажет о проводимых оздоровительных мероприятиях во взаимодействии с воспитателями.

       Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

   Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Об этом сейчас расскажет педагог-психолог ___ .

        Доклад психолога.

       Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»

      Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: 
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 
Необходимо разделиться на 2 команды: одна команда – «родители», другая – «воспитатели». Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.

Вопросы:

  • Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
  • Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
  • Что вы делаете для сохранения и укрепления  психического здоровья ребёнка?
  • Каким образом у ребёнка проявляется потребность в психической разрядке?
  • Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта?

      Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей и  со специалистами:  музыкальным руководителем, учителем-логопедом.

Доклады муз. руководителя, учителя–логопеда.

      Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия  детского сада и семьи.

      Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

      Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Для этого нам необходимо проводить различные конкурсы, например, «Здоровый образ жизни нашей семьи», организовывать Дни здоровья, совместные спортивные праздники, родительские собрания в форме круглых столов, тренингов по обучению родителей оздоровительному массажу, дыхательным упражнениям и т.д.

       С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому стилю жизни проведён анкетный опрос по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье». Данные анкет говорят о том, что единицы, кто занимается с детьми закаливанием, спортом.

         Недостаточный уровень образованности родителей и детей по формированию здорового образа жизни не даст нам оснований бездействовать. 
         Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью. Поэтому нам необходимо выполнять следующие задачи: развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни; продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья детей. 

         

        К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Так что же такое «здоровье»? (Ответы воспитателей)

1. Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. 
2.   Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. 
3. Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. 
4. Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. 
5. Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. 
6. Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип
единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех
органов.

          По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50— 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 — 25% - от окружающей среды, на 16— 20% - от наследственности и на 10 — 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

          Выступление старшего воспитателя по результатам тестирования детей старшей и подготовительной групп.

А теперь рекламная пауза «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).
Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:
- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
- Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку
В один голос:  Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

«Мозговой штурм»

  • Продолжи фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие).
    Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения).
    Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии).
    Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание  - …(основные виды движения). 
    От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
  • Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т.п.

Решите педагогические задачи:

  • Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?

1. Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого  запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.

2. Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.

3. Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.

  • Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав?

Рефлексивно-ролевая игра.

«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы:

  • «Воспитатели»
  • «Родители»
  • «Администрация»
  • «Специалисты»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде).

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие:

  • Школа для родителей или Семейный клуб (с приглашением интересных и известных людей)
  • Круглый стол;
  • Родительские конференции;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Это коммуникативные игры;
  • Устные справочники;
  • Выставки и презентации по узким направлениям.

Инновационной формой работы с родителями стала проектная деятельность.

Презентация проектов, пособий для профилактики плоскостопия.

 

Проект решения педсовета.

Решение педсовета
1. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.
Ответственные: воспитатели, инструктор по физкультуре.

Срок: в течение года
2. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп.
Ответственные: воспитатели, инструктор по физкультуре, муз. руководитель
Дата: до конца учебного года
3. Пополнить спортивный зал  спортивным оборудованием.
Ответственные: администрация
Срок: к началу учебного года

4. Пополнить спортивные уголки в группах пособиями для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Ответственные: воспитатели.
Дата: до конца учебного года.

Литература:

1.Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания /Б.Б.Егоров, Ю.Ф.Змановский //Начальная школа: плюс-минус.-2000.-№7

2.Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития /В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание.- 2000.

3.Бушина И.М. Педагогические советы – Волгоград.-2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.Технология В.Ф.Базарного

Ведущая идея  методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»...

«СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Для детей в дошкольном возрасте в основном средст...

Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного»

Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного", содержащий доклад и презентацию к нему....

Преемственность в работе с родителями между ДОУ и начальной школой с целью сохранения физического и психического здоровья.

Данный материал будет полезен для организации совместной работы учителей, воспитателей и родителей для успешной адаптации будущих первоклассников к школе. Есть описание возрастных особенностей будущих...

памятка к родительскому собранию по теме "Физическое и психическое здоровье детей"

laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,то, во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровья вполне возможно"Академик, хирург Н. М. Амосов....

Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности

Заседание методического объединения классных руководителей по теме: "Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровь...