Классный час на тему: "Тя-но-ю" (церемония японского чаепития)
классный час (3 класс)

Горохова Татьяна Валентиновна

Классный час на тему: "Тя-но-ю" (церемония японского чаепития)

Цели и задачи:

  1. дать общую историко-культурную характеристику традициям Японии;
  2. познакомить учащихся с особенностями чайной церемонии в Японии;
  3. научить чувствовать прекрасное, пробудить творческий интерес;
  4. совершенствовать навыки общения между детьми;
  5. продолжить воспитание эстетического вкуса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ход мероприятия36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Тя-но-ю" (церемония японского чаепития)

Способность ценить красоту и наслаждаться ею

- этому надо учиться”.

Разделы: Классное руководство

Цели и задачи:

  1. дать общую историко-культурную характеристику традициям Японии;
  2. познакомить учащихся с особенностями чайной церемонии в Японии;
  3. научить чувствовать прекрасное, пробудить творческий интерес;
  4. совершенствовать навыки общения между детьми;
  5. продолжить воспитание эстетического вкуса.

Оборудование:

1. Оборудование для конкурсов: чай (зеленый, черный), пиалы, глинян. чайник (стилизация под японский)

2. Сопровождение: ноутбук, мультимедийная доска.

Ход мероприятия:

Т.В.: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Как известно, 2019 год-это год Японии в России. Цель этого мероприятия в том, чтобы русские люди лучше узнали культуру Японии, а жители Японии – познакомились с русскими традициями. Мы с вами тоже жители России. А вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей: О традициях Японии.

Т.В.: Верно. Сегодня мы познакомимся только с одной традицией, а вот с какой – вы мне сами скажете

Слайд № 1.

Т.В.: Ребята, а вы догадались о какой японской традиции у нас пойдет речь?


Ответы детей: чаепитие, традиция чаепития в Японии…

Т.В.: Ребята, а какую мы поставим цель? (определение цели занятия)

Ответы детей: познакомиться с церемонией японского чаепития

(написанная на листе А4 цель вывешивается на доску)

Т.В.: Цель мы определили, а теперь я приглашаю вас на Тя-но-ю (ребята, давайте повторим это вместе, повторяем вместе), что в переводе с Японского обозначает “Чайная церемония”, история которой насчитывает около 800 лет.

Дима М. (опережающее задание):

Слайд № 2.

В стране огнедышащих гор и жилища своеобразные: из бамбука, без единого гвоздя. Перед домом находится сад.

Слайд №3.

Японский сад невелик, но каждая его деталь имеет свой внутренний смысл, а растения только те, которые растут в Японии.

Основной принцип японского сада - ощущение спокойствия и отдыха.

Слайд № 4.

Порой несколько камней или покрытый мхом камень с далеких гор символизируют величие природы. Давайте отбросим наши заботы и настроимся на гармонию и на восприятие прекрасного.

Тася М.(опережающее задание)

Перед входом в дом, у японцев принято снимать обувь, чтобы не занести грязь повседневных дней. Японцы предельно вежливы, поэтому при встрече делают легкий кивок головой. Давайте и мы поприветствуем друг друга. (Дети поворачиваются лицом друг к другу и делают легкий кивок).

Т.В.: Японцы говорят: “Способность ценить красоту и наслаждаться ею - этому надо учиться”. И это действительно так, ведь Япония - это уникальная страна (Слайд № 5) с самураями, (Слайд № 6) с бумажными фонариками, цаплями и драконами, а также старинными традициями. Сегодня мы с вами и попытаемся рассмотреть частичку японского быта, как бы приоткрыть занавеску, таинственной страны под названием - Япония.

Соня М. (опережающее задание)

Слайд № 7.

Мостик между природой и жизнью - это и есть японская культура. Японцам достаточно одной капли росы, чтобы увидеть прекрасное.

Поэтому (Слайд № 8) чайная церемония, (Слайд № 9) мастерство икебаны и (Слайд № 10) любование природой - все это у японцев в переводе на русский называется “изящные досуги”. Все это направлено на чувство прекрасного. И это в Японии заметно во всем. И, прежде всего, в проведении чайной церемонии.

Т.В.:  Чаепитие в Японии - часть культуры и способ расположить собеседника, не применяя при этом слов. Чай, который готовится с мыслями о госте, открывает его сердце.

Итак, в путь, друзья, в путь.

Слайд № 11. В Японии чаепитие принято проводить в специально созданных для этого местах - чайных домиках.

Слайд № 12. Дорожка к чайному домику (родзи). Начинается путешествие к чайному домику с дорожки, выложенной камнями. У нее имеется особое название – родзи. (Произнесем все вместе: родзи).

Само слово «родзи» означает «земля, покрытая росой».

Слайд № 13. Чайный сад (тянива). Проходя по дорожке, вы любуетесь чайным садом, который носит название «тянива» (повторим вместе: тянива). Обычно он небольшого размера, и напоминает склон горы, заросший деревьями. Есть в саду и старые фонари. Они предназначались не только для украшения, но и освещения дорожки к домику, так как церемония чаепития могла проводиться в разное время суток.

Тася М.

Слайд № 14. Чайный домик (тясицу). Вот мы и добрались до чайного домика, который называется «тясицу» (повторим вместе: тясицу). Тясицу – это воплощение простоты и в его обстановке нет ни одной лишней детали, которая бы отвлекала от чаепития.

Тясицу – это одна комнатка. Вход в нее настолько узок, а потолок – низок, что попасть в неё можно, только если низко наклониться. Таким образом, любой участник церемонии, который входил в домик, вынужден был поклониться другим.

В тясицу 6 или 8 окон разной величины. На полу лежат татами, а стены покрывает глина, которая создает ощущение спокойствия.

Соня М.

Слайд № 15.

Напротив входа располагается ниша, которая называется токонома (повторим вместе: токонома). Здесь находится свиток с изречениями, которые подбираются мастером чаепития, и во время церемонии обсуждается содержимое этого свитка. За счёт своего расположения токонома сразу же привлекает внимание входящих.

Т.В.: А теперь нам с вами надо выбрать чай для церемонии ( показываю разные виды чая (черный (листовой, гранулированный), зеленый, красный)).

- Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в группах. (Дети разбиваются на 4 группы, выбирают командира(ответственного))

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами.

Слайд №16.

Задание: определите, какой чай в пиале №1 и №2.

Работа детей.

Время работы-5 минут.

Итог

Т.В.:  Ребята, какое было дано задание?

Ответы детей: определить чай в пиалах.

Т.В.:  Ребята, а какой источник получения знаний вы использовали.

Ответы детей: свои знания.

Т.В.:  А теперь командир группы пусть защитит работу своей команды.

Выходит командир группы и защищает работу свой группы: как определили, в какой пиале чай? (по  структуре, по цвету, т.д..

Т.В.:  Молодцы, ребята. С этим заданием вы прекрасно справились. В первой пиале был зеленый, во второй - черный.

 -А какой бы чай заварили в Японии? Хотите открою секрет? Ни один из этих традиционных в нашей стране чаёв в Японии не заваривают.

Заваривание чая. Приготовление чая - это традиция, которая переходит из поколения в поколение. Я вам сейчас раскрою этот секрет: чай заваривают в чайнике – вода (примерно 80 градусов) медленно (примерно 40 секунд) проливается  через слайд № 17 ситечко в чайник, так чтобы чайные листочки раскрылись, тогда чай приобретает тонкий аромат и приятный светло-зеленый цвет. Чайные листья собирают, вялят, сушат, потом растирают в порошок - так получают "маття" - специальный чай для церемонии. Этот чай вбирает в себя тепло солнца, влажный воздух, аромат листьев и жизненную силу чайного куста. Есть и специальные жесты, которыми владеет только мастер заваривания чая, и эти жесты способны воздействовать на душу, успокаивать ее. Строго определенными движениями  и размеренностью чайная церемония создает покой в душе, приводит ее в то состояние, при котором она особенно чутко отзывается на красоту природы.

На чайную церемонию мастер чая приглашал самых близких людей.

Во время чаепития никакие бытовые разговоры не допускались, а читались стихи.

Аудио??

Я открою вам секрет, что стихи в Японии  очень своеобразные, вот и вот что они значат в переводе:

Старый пруд
Лягушка  прыгает
Звук воды.

Это стихотворение Басё, японского поэта.

Или вот ещё одно стихотворение:

На голой ветке
Ворон сидит
Осенний вечер.

Слайд №20.

Во время церемонии предметом обсуждения становился и свиток токонома.

По завершении беседы хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидал чайный домик, показывая тем самым, что чайная церемония подошла к завершению.

Слайд №21.

Пока гости покидали домик, хозяин находится вблизи его входа, молча кланяясь уходящим, размышлял о церемонии.

Рефлексия.

Т.В.: Ребята, какую мы сегодня ставили цель. Ответы детей: узнать о японском чаепитии
- Что нового мы узнали?
Ответы детей

- Наше мероприятие подходит к концу. И заканчивая его, я хочу поставить не точку, которую мы обычно ставим в конце предложения, считая мысль законченной, а многоточие… Узнавайте. путешествуйте, открывайте для себя сказочную страну Японию…

-Спасибо, ребята. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник чаепития

Открытое мероприятие в рамках программы "Разговор о правильном питании", 4 класс...

Конкурсы на детское чаепитие "Новогодние игры"

Удержи снежинку  Инвентарь: Вата. Подготовка: из ваты делаются комочки, напоминающие снежинку. Игра: по сигналу ведущего участники начинают дуть снизу на комочек так, чтобы он летал как снежин...

Сценарий проведения праздника - чаепития "8марта"

На праздник приглашаются мамы. Заранее готовим пригласительные билеты. Празднично оформляется зал. В центре доски вырезанная из картона восьмерка, обвязанная розами из лент.Вокруг 8-ки цветными м...

"Классный час в школьном музее. Русское чаепитие"

Методическая разработка интерактивного классного часа. Проводится в школьном краеведческом музее с использованием экспонатов, хранящихся в нем....

Классный час "О традиции чаепития на Руси"

воспитание культуры чаепития...

Классный час "Чаепитие в России" 2 класс

                                                      ...

Классный час в школьном музее. "Русское чаепитие"

Методическая разработка интерактивного классного часа. Проводится в школьном краеведческом музее с использованием экспонатов, хранящихся в нем....