Классный час в школьном музее. "Русское чаепитие"
классный час (1 класс)

Методическая разработка интерактивного классного часа. Проводится в школьном краеведческом музее с использованием экспонатов, хранящихся в нем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_1-b_russkoe_chaepitie_0.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

            Классный час в 1»» классе на тему «Русское чаепитие».

    Место проведения – школьный краеведческий музей русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» 

     Форма проведения – путешествие в прошлое.

    Цель и задачи: развитие эмоционально-познавательной сферы  (мыслительной активности, умения рассуждать, творческого воображения, коммуникативных способностей) и воспитание гражданско-патриотических чувств у первоклассников через:

     - знакомство детей с историей чая на Руси и традициями русского чаепития, в частности  на территории района Перово г.Москвы – месте проживания и учебы первоклассников;

     - использование музейного фонда (основного и научно-вспомогательного) и музейной экспозиции;

     - практическое манипулирование с музейными предметами и использование других методов и приемов;

     - использование межпредметных связей по общеобразовательным предметам.

    Методы и приемы:

     - по преимущественному источнику получения знаний (словесные: объяснение, вопросно-ответный метод, рассказ; наглядные: демонстрация, иллюстрация, видео и аудиометод; практические: погружение в прошлое, комментированное упражнение, метод инсценизации, игры);

    - по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский метод – использование листков активности).

    Оформление и оборудование:      

    - на доске красиво написана тема классного часа,  вывешена политическая карта мира,  красочные иллюстрации «Русский пир» и «Пир в Киеве», репродукции картин Кустодиева «Купчиха», «Чаепитие» и «Ямщик за чаем»;

    - на демонстрационном столе № 1, покрытом скатертью середины XX века с вышивкой крестом и ручной работы кружевами (музейный экспонат), выставлены необходимые по теме музейные экспонаты (различные по размеру, оформлению, времени и использованному материалу для изготовления самовары и заварочные чайники, ендова, чашки с блюдцами, глиняные кувшины и кружки, стаканы в подстаканниках, жестяные чайницы, ветка чайного куста, блюда и пирожковые тарелки, подносы, щипцы для сахара, коробки из-под конфет и печенья, фарфоровые чайные кружки с крышками), многие из которых датируются серединами XIX-XX веков;

    - аппаратура для воспроизведения видеофрагментов о московском купеческом  чаепитии (видеофильм «Жили-были москвичи», 2-я часть), об источниках питьевой воды в Москве (видеофильм «Московедение»), а также для воспроизведения аудиозаписей с песней «Земля Русская» в исполнении гусляра В.Гаранина и классической музыки К.Фельдмана (вальс «Карамель Синяя Птица», «Шоколадный вальс», «Летний вечер в Царицыно»;

   - отдельные столы подготовлены к чаепитию (скатерти, салфетки, электрический самовар, чайная посуда и посуда для угощений к чаю; угощения, приготовленные родителями с детьми; стол украшен статуэтками, каргопольскими игрушками, отражающими тему классного часа)  и выполнению обучающимися практических заданий (географические атласы для учащихся 1-го класса, автор Плешаков А.А., страницы 7 и 21; паззлы с русскими пословицами и поговорками о чае и чаепитии, листки активности);

   -   на демонстрационном столе № 2 стоят приготовленные отвар из сухофруктов, ромашки  брусничного листа, а также сбитень и ингредиенты для его приготовления (различные травы и мед), чайники с горячей кипяченой водой, заварочные чайники, льняные полотенца и салфетки.

     Подготовительный этап.

     Большое внимание в проведении классного часа нами уделено этапу его подготовки, предопределяющего успех его проведения.

     Постановка проблемы.

     Музейная педагогика располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музее, а также окружающего предметного мира. Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

    Несомненно, первоклассники имеют определенные навыки и опыт познания окружающего их мира, которые закладываются в первую очередь в семье. Но степень и уровень овладения ими у детей разный. Это зависит от уровня образования родителей, их интеллекта, кругозора, системы домашнего воспитания, семейных ценностей, а также от психофизических особенностей самого ребенка и других причин.

     Обучающиеся 1 «Б» класса (17 человек) можно условно разделить на группы: 1- дети никогда не посещали детский сад, поэтому у некоторых из них слабо развиты коммуникативные задатки, ведут себя настороженно по отношению к окружающим, не сразу находят друзей среди сверстников; 2- дети посещали детский сад, адаптированы к проживанию в коллективе, достаточно социализированы, коммуникативны. Но и в той и в другой группах есть дети эгоистичные, обидчивые, требующие индивидуального внимания. Кроме того, класс различается по уровню подготовки к школе, степени внимания на уроках и вне его, психическими особенностями поведения, усвоения знаний, широтой кругозора, уровнем развития  эмоционально-познавательной сферы и другими особенностями.

      Великий швейцарский педагог И.Г.Песталоцци пришел к заключению, что в процессе  образования ребенка (обучения, воспитания и развития) должны быть задействованы ум, сердце и руки (т.е. все органы чувств), т.к. в основе познания лежит чувственное восприятие. Поэтому, используя при проведении классного часа «Русское чаепитие» методы музейно-педагогической деятельности, апеллируя к эмоциональной сфере ребенка, мы будем способствовать решению сложнейшей психолого-педагогической задачи – включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребенка.

      Кроме того, этот классный час – не единственное «мероприятие» в музее для первоклашек: в начале учебного года, согласно школьной традиции, для ребят была проведена обзорная (ознакомительная) экскурсия. Учитывая широкие образовательные (обучающие, воспитательные и развивающие) возможности школьного краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа» для первоклассников, особенности класса и желание родителей, в течение учебного года планируется провести серию уроков по общеобразовательным предметам, воспитательных дел, развивая самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей на основе использования краеведческого принципа в обучении, воспитании и развитии.      

   

             Основные направления деятельности в ходе подготовки

   

     Ход классного часа.

     1. Оргмомент:  Дети и гости заходят в музей под пение гусляра Валерия Гаранина «Земля Русская» (аудиодиск), рассаживаются за приготовленные к чаепитию столы).

    2. Вступительное слово классного руководителя: «Ребята, у нас сегодня необычный классный час, т.к. проходит он в школьном краеведческом музее русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа». Посмотрите на наш стол. Можете ли вы сказать: о чем мы будем сегодня говорить?  (Предположения детей: о посуде, о чае, чаепитии и др.) Тема нашего занятия написана на доске. Прочитайте ее. (Ответы детей: «Русское чаепитие») Оправдались наши предположения? (Да.) А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент о том, как почитали чай москвичи в XIX веке». (Фрагмент видеофильма «Жили-были», 2-я часть, купеческое чаепитие в Замоскворечье).

   3. Классный руководитель: «Любовь русского народа, в том числе и москвичей, к чаю отражается во многих песнях, книгах и стихах. Ребята, одетые в элементы русского костюма, читают стихотворение детского писателя Владимира Михайловича Борисова, которое так и называется «Чаепитие».

1-й ученик.

Москвичи гонять чаи                                   Может больше были.

Мастера от века                                           Люди  пили чай с утра,

Чаем тело подлечи,                                       До обеда пили.

Коль болезнь помеха.                                    

В чае русской бани жар,                              

Благодатно действо.                                      3-я ученица.

Растопили самовар –                                     Чаем гостя привечай.

Созывай семейство!                                       Просим вас  с почтеньем:

2-й ученик.                                                      Пейте, гости, крепкий чай

Самовар на два ведра,                                    С медом и вареньем!

                                                                                     

Классный руководитель: «Наши предки любили собираться за пиршественным столом. Посмотрите на эти красочные иллюстрации «Русский пир» и «Пир в Киеве». Что на них изображено? (Пир, праздник, люди едят и пьют). А какой «напиток» был самым первым?  (Вода, молоко) Скажите: какие напитки вы еще знаете?  (Соки, квас, чай,  компот, кисель, газировка и др.).  

А как получить напиток из фрукта, ягоды?  (Выжать сок)  А из травы? (Сварить) Верно. Отвары трав, ягод, фруктов наши предки использовали и просто для питья, и для лечения.  Я предлагаю вам попробовать отвар из яблок, ромашки и брусничных листьев.  (Дети пробуют отвар). Какой он на вкус?  (Кисловатый, несладкий).  Но наши предки не меньше, чем мы любили сладкое. А сахар появился гораздо позднее.  Какую же сладость использовали люди раньше?  (Мед. Учитель показывает банку с медом).  Вспомните, как заканчиваются многие сказки: «И я там был…» (Дети заканчивают: «…мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»)

Как же может мед течь, он такой густой? (Разводили с водой) Точно!  Из меда тоже готовили напитки – меды и сбитни. Вот попробуйте сбитень, приготовленный по старинному рецепту, найденному в городе Суздале. (Дети пробуют сбитень).  Каков на вкус этот напиток?  (Душистый, сладкий, горячий).  Готовили сбитень так (учитель показывает): в горячей воде разводят мед, добавляют кардамон, имбирь, корицу, гвоздику.  (Дети рассматривают пакетики с пряностями, нюхают). Кипятят 30-40 минут, настаивают, процеживают. И пьют горячим. Поэтому сбитень очень хорошо продавался зимой, когда надо было не только подкрепиться, но и согреться. А продавал его сбитенщик. На его поясе висел глиняный кувшин и кружки. (Учитель показывает экспонаты музея – кружку и кувшин.) А чтобы быстрее продать товар, сбитенщик выкрикивал такие слова:

Ай да сбитень-сбитенек!

Кушай девки, паренек!

Кушайте и пейте,

Денег не жалейте.

Сбитень сладкий, на меду,

Ну-ка меду подкладу!

А как буду-то варить,

Его все будут хвалить!

                А на пирах напитки разливали из большой чаши – ендовы или братины. Посмотрите, в нашем музее хранится одна такая. (Учитель показывает ендову).

На смену русским напиткам пришел чай.  А знаете ли вы, откуда пришел к нам чай, какова его история?  Об это вам расскажет ученица 11-го класса Поленникова Оля.

      4. Ученица 11-го класса: «Ребята, кто из вас может назвать страну, которая является родиной чая? (ответы детей). Родиной чая является Китай (показывает на карте). Перед вами лежат карты, по которым можно определить место нахождения этой страны (карты разложены заранее перед каждым первоклассником, в работе с картой ребятам помогают учителя и учащиеся 11-го класса, Китай дети находят на стр. 21 атласа). В XVII веке чай, в качестве подарка, был доставлен из Китая русскому царю Михаилу Федоровичу. Везли чай на верблюдах до озера Байкал (в атласе на стр. 7 первоклассники находят Россию и оз. Байкал). Найдите его на карте. Путь, по которому везли чай, назывался Шелковый путь. Русскому царю чай не понравился, т.к. заваривали его не так как сегодня это делаем мы: в кипящую воду бросали не только щепотку чая, но и добавляли масло, жир или сало, а также немного какой-либо крупы. Получалось не столько питье, сколько – еда.

     Чай перевозили в кожаных мешках, чтобы он не отсырел, не потерял своих свойств и запаха. Первоначально чай пили в царской семье и богатые бояре, а позже чай стали пить все российские люди.

     О том, как приготавливали стол к чаепитию расскажет руководитель нашего музея Тымко Наталья Васильевна».

     5. Руководитель музея: «Ребята, традиционное русское чаепитие отражено в картинах многих художников. Как оформляли стол, чем его сервировали к чаю, какую использовали посуду показано на картинах художника Кустодиева (демонстрируются репродукции) «Купчиха», «Чаепитие» и «Ямщик за чаем», неизвестного художника середины XIX века «Кузьминки. Вид оранжереи и части парка». В первую очередь, стол покрывали красивой скатертью. Ребята, посмотрите на эту скатерть (демонстрационный стол № 1): ее возраст около 60 лет, поэтому на ткани много залатанных мест, но на ней сохранились красивая вышивка крестом и кружева ручной работы.

      Затем  на скатерть ставилась чайная посуда. Как вы думаете, какая (чашки, блюдца, ложки). Правильно, давайте с вами обратимся к музейным экспонатам. Впервые чашка с блюдцем для чаепития стала использоваться  на Руси. Чай пили горячим, поэтому в купеческих семьях, в чайных среди простого народа бытовал обычай наливать его в блюдце. Блюдце брали в руки, ставили руки локтями на стол и дули на горячий чай, а затем его пили из блюдца. Блюдце ставилось на большой и указательный пальцы рук. Давайте попробуем это сделать.

        Среди наших музейных экспонатов есть блюдца и чашки знаменитых производителей чайной посуды М.С.Кузнецова, М.Куринова, которой более 100 лет (демонстрация посуды, особо внимание детей обращается на орнамент, формы и цветовую гамму).

        Кроме чашек с блюдцами только у нас в России для чая использовались стаканы в подстаканниках (демонстрация, обращается внимание на оформление подстаканников).  Также большим спросом пользовались чайные кружки, которые имели крышки. А чай заваривали прямо в них (демонстрация экспонатов, обращается внимание на оформление, время изготовления).  

        На стол ставился сливочник, куда наливалось  молоко или сливки, которые добавлялись по вкусу в чай. Обязательном атрибутом чайного стола являлись сахарница, щипцы к ним, чтобы раскалывать большие сахарные головы, масленка для сливочного масла (демонстрация предметов).

       Конечно на столе было немало сладостей. В нашем музее есть жестяные коробки для конфет московской фабрики Абрикосова конца XIX века, фабрики «Красный Октябрь» 1956 г. и для шоколадного печенья бисквитной фабрики «Большевик» 1961 г. (демонстрация экспонатов).

       Ребята, еще какое угощение было на столе? (Ответы: пряники, пироги, ковриги, баранки, варенье и др.) Для этого тоже использовалась специальная посуда: пирожковая тарелка фарфорового завода М.С.Кузнецова, вазы для выпечки завода М.Куринова, современная ваза и индивидуальные розетки для варенья (демонстрация экспонатов, показ использования индивидуальных розеток для варенья).

      А в чем заваривали чай? (ответы детей). Давайте посмотрим старые чайники для заваривания чая (демонстрация экспонатов заводов М.С.Кузнецова, М.Куринова, стекольного завода в Гусь-Хрустальном – стеклянный заварной чайник, его устройство).

     А вот и веточка чайного куста с листьями, которую наши ребята привезли несколько лет назад из похода по Краснодарскому краю.

     Ребята, кажется наш стол вполне  готов к чаепитию. Чего же не хватает? (Ответы детей: самовара). Прежде чем внесут горячий самовар, давайте посмотрим,  какие самовары хранятся в нашем музее (демонстрация углевого самовара и рассказ о его устройстве; гжельского керамического и маленького тульского самоваров, которые имеют сувенирное предназначение).

        6. Классный руководитель: « А сейчас, ребята, давайте заваривать чай (процесс заваривания чая сопровождается комментариями, чайник ополаскивается кипятком, засыпается определенное количество чая, заливается кипятком на 2/3 объема чайника, закрывается крышкой, чайник укутывается льняными салфетками и оставляется на несколько минут ). А пока заваривается чай давайте посмотрим с вами видеофрагмент о том, откуда брали воду москвичи для приготовления пищи и для чаепития (фрагмент видеофильма «Москва. Страницы истории»).

    Из просмотренного видеофрагмента мы с вами узнали, что еще в начале XIX века воду в Москве брали из фонтанов, а подвозили ее к домам мужчины-водовозы на лошадях, впряженных в телеги с огромными бочками.

    Чай, по-видимому, уже заварился. Давайте разливать и пить чай, Как вы думаете, кто занимался разливанием чая (ответы детей). Чай в доме разливала старшая женщина – хозяйка дома или ее ближайшая родственница.  Гость подавал хозяйке чашку на блюдце, а когда получал наполненную чаем чашку, то должен был обязательно хозяйку поблагодарить ».

      7. Ученик 11-го класса: « Ребята, как вы думаете, чем были заняты люди во время чаепития? Просто сидели в тишине и пили чай, пробуя различное угощение? (ответы ребят). На самом деле чай пили долго, выпивая по нескольку чашек. В это время велись различные разговоры: о делах в семье, о делах соседей, заключались сделки между купцами, рассказывались различные увлекательные истории, обсуждались наряды и мода, говорили о политике и многое другое.

      Наши  ученики 10-го класса во время встречи с коренным жителем Перово Гогульским Генрихом Генриховичем (если гость пришел на встречу с первоклассниками, то это рассказывает он)  выяснили, что в 1920-30-х годах, т.е. 70-80 лет назад, когда еще не была построена наша школа, а люди жили в деревянных домах, утопающих в яблоневых, вишневых и сливовых садах, чай пили только черный и ничего в него не добавляли. Но одной из традиций чаепития перовчан было пить чай с вареньем (яблочным, вишневым, сливовым), которое варили осенью прямо на улицах в палисадниках. Варили варенье в медных тазах, помешивая деревянными ложками. Запах стоял на всю округу.

      Для чаепития строилось особая пристройка к дому – широкий балкон на 2-м этаже. Сюда выносили стол, стулья или кресла. Также старались пригласить и родню, и соседей.

      В 20-30-х годах прошлого века, особенно перед Великой Отечественной войной, основной темой разговора взрослых за чаем было обсуждение вопроса о возможности нападения Гитлера на нашу страну, о готовности советской армии к войне с Германией, о шагах советского правительства по предупреждению войны».

     8. Ученица 11-го класса: «Ребята, а какие разговоры ведутся в ваших семьях во время чаепития? Что вы обсуждаете или решаете, возможно рассказываете интересные истории или рассказываете о том, как прошел день у каждого члена семьи ?» (ответы детей).

     9. Классный руководитель: «Ребята, чтобы узнать изменилось ли что-то в традиции чаепития москвичей в начале XXI века, давайте проведем небольшое краеведческое исследование: дома каждый вместе с родителями постарается ответить на вопросы анкеты. А потом мы их проанализируем и сравним с тем, что узнали о чаепитии на этом классном часе (раздаются заранее приготовленные листки активности).

Анкета-вопросник «Чаепитие в нашей семье»

Ф.И.О.___________________________ год  рождения__________________

Адрес_________________________________________________________

Вопрос

Ответ

1

Существует ли в вашей семье традиция чаепития? Как она появилась? В чем она заключается?

2

Как часто вы собираетесь семьей и пьете чай?

3

Где вы собираетесь?

4

В какое время суток вы предпочитаете собираться: утром, днем, вечером?

5

Как накрываете стол? Какую посуду используете? Используете ли скатерти, если да, то какие?

6

Какие блюда присутствуют на вашем столе при чаепитии? Есть ли у вас «фирменные» блюда к чаю?

7

Какой чай вы предпочитаете пить: черный, зеленый, белый или другой?

8

Как вы завариваете? Какую воду используете для этого?

9

Какие разговоры ведутся во время чаепития?

10

Предпочитаете ли вы собираться только в семейном кругу или зовете друзей?

11

Известно ли вам что-нибудь о традициях чаепития в других районах страны?

12

Можете ли вы подарить музею какой-нибудь экспонат, относящийся к теме нашего исследования? (Посуда, самовар, упаковки от конфет, печенья, сладостей и др. скатерти, салфетки, подносы и др.)

Дата:

Анкетирование проводил:

    Люди придавали большое значение чаепитию. Существует много пословиц и поговорок о чае и чаепитии. А вы их знаете? Попробуйте собрать разрезанные картинки, и тогда вы сможете прочитать некоторые из них. «Чай не пить – так на свете не жить», «За чаем не скучаем, по 7 чашек выпиваем!», «Выпей чайку – забудешь тоску».

     Сегодня мы точно знаем, что чай является одним из главных напитков россиян. О нем часто упоминается в народных сказках, песнях, пословицах и поговорках. Попробуйте, собрав по командам паззлы, прочитать одну из поговорок или пословиц о чае (работа с паззлами, отгадывание поговорок и пословиц о чае и чаепитии).

     Завершая наш классный час, предлагаю вам во время каникул нарисовать то, что вам больше всего запомнилось или произвело впечатление на тему «Русское чаепитие».      

     

Литература.

1. Ефремова Л.А. Москва в произведениях художников.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,

2006.- С.95, неизвестный художник «Кузьминки. Вид оранжереи и части парка», акварель, середина XIX века.

2. Борисов В.М. Москва – России краса. Изд-во «Троица».- М.:2008.- С.26-27, рисунок «Чаепитие», художник Н.Леонова.

3. Альбом. Художественные сокровища Государственных музеев Московского Кремля. Сост. И.С.Ненарокомова, Е.С.Сизов.- изд-во «Советский художник».- М.: 1978 – С. 54 (ковш, 1624 г.), С. 68 (стакан, конец XVII века).

4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия  и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 160 с.

5. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.- метод. пособие / Под ред. Н.М.Ланковой.- М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 224 с.

6. Третьякова О.В., Тверитинова Н.В. Русский народный календарь. – М.: Метафора, 2004.

7. Муравьев В.Б. Московские слова, словечки и выражения.- М.: Алгоритм, 2007, 432 с.

8. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи.- М.: Советская Россия, 1992.

9. Медков В.А. Медовуха – легендарный напиток Древней Руси.- Владимир, 2004, 28 с.

10. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.- М.: 1993.

11. Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля.- 3-е изд. перераб.- М.: Искусство, 1992.

12. Атлас. Окружающий мир. 1-4 классы. Автор А.А.Плешаков. М.: АСТ- Пресс Школа, 2006.

13. Осипова О.В. Купеческая дорога. Очерк истории  Московско-Сибирского тракта в XIX веке. М.: Издатель И.В.Балабанов, 2007.- 48 с.

14. «Работница», №3, 2001, 64 с.

15. «Работница», №7, 2001, 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Школьный музей русского быта»

Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

"Классный час в школьном музее. Русское чаепитие"

Методическая разработка интерактивного классного часа. Проводится в школьном краеведческом музее с использованием экспонатов, хранящихся в нем....

Экскурсия в школьном музее "Русская изба"

Материал содержит развлекательно-познавательный характер. Знакомство с устройством быта крестьянской избы, происходит в игровой форме основанной на русском фольклоре....

Школьный музей " Русская изба"

Школьный историко-этнографический музей«РУССКАЯ ИЗБА»...