Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)
опыты и эксперименты (1 класс)

Серёдкина Ольга Анатольевна

Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный  руководитель и несколько учителей по разным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика экспертных оценок по определению одаренных детей

(Лосева А.А.)

Ниже перечислены 6 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и

приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой

из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей

степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла —

самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области»

таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например

«интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их   6) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям

сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них,

стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на

основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный  руководитель и несколько учителей по разным предметам.

  1. Интеллектуальное направление

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без

специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно

запомнить.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в

мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Развитость творческого мышления и воображения.

  1.     Артистическое направление

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность

разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с

увлечением рассказывают.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные

переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже

испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экс-

периментальной» проверки может от нее отказаться.

    III.   Литературное направление

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая

разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом

и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все

несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о

котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7. Любит писать рассказы или статьи.

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

    IV.     Музыкальное направление

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно

слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

       V.     Спортивное направление

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,

футбол, баскетбол и т. д.).

     VI.      Художественное направление. Творчество.

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2. Любит рисовать.

3. Склонен к фантазиям, к игре.

4. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

5. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

6. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо

события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок,

открыток и т. д.).

7. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки,

картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в

работе с ножницами, клеем.

8. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие

художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).



Предварительный просмотр:

Диагностика одаренности детей.

Направление

 

   

               ФИ

Интеллектуаль

ное

Артистическое

Литературное

Музыкальное

Спортивное

Художественное

     Творчество

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

Низкий уровень – 2б.

Средний уровень – 3б.

Выше среднего – 4 б.

Высокий уровень – 5 б.